• В третью неделю после Пасхи православная Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц — Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных. О празднике жен-мироносиц, о международном женском дне и о том, возможно ли в наши дни служение, подобное тому, которое совершали женщины-мироносицы в апостольские времена, мы поговорили с женщинами — актрисами, учеными,  монашествующими, многодетными мамами. 

    Игумения Елисавета (Позднякова),

    настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва)

    Неделя жен-мироносиц – это главный праздник нашей обители — святые Марфа и Мария были женами-мироносицам. Раньше, при великой княгине Елизавете Федоровне, этот праздник очень почитался в обители. На том месте, где сейчас находится рака с мощами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, раньше размещалась икона жен-мироносиц. Праздник этот очень почитается в обители и в этот день у нас будет торжественное богослужение.

    Вспоминая жен-мироносиц мы все отчасти должны думать о том, к чему мы призваны — как мы призваны служить Христу – наверное в этом есть пример служения для каждой женщины. Каждая женщина должна стать в своем сердце мироносицей.

    Традиция празднования женского дня 8 марта мне не близка, но раз кому-то это нравится – пожалуйста (смеется). Все мы помним, в честь чего установлен этот праздник, поэтому в принципе ни одна уважающая себя женщина не причисляет себя к последовательницам феминисток, но, если есть дни, когда мы можем сказать друг другу какие-то теплые слова – мужчины женщинам или женщины мужчинам – мне кажется это хорошо. В нашем мире сейчас так мало доброты и самый большой дефицит – это дефицит доброты, нежности, любви и, если есть повод порадовать женщин, – мне кажется это не плохо.

    Мироносица – это в первую очередь та, которая во всем следует за Христом, ищет воли Божией и, чтобы не происходило, остается верной Христу – это, наверное, основные качества мироносицы. Мы знаем, что среди мироносиц были разные женщины и разная судьба у них до встречи со Христом была. Объединяло их то, что они следовали за Ним всю свою жизнь, или в какой-то отрезок времени, полностью сопоставляли с жизнью Христа. Мы помним, что в конце, когда разбежались даже апостолы, они остались верными Господу – это, наверное, главное качество жен-мироносиц, и дай Бог иметь эти качества каждой женщине.

    Екатерина Васильева,

    актриса театра и кино, народная артистка РСФСР

    Любая женщина, православная христианка так или иначе уподобляется женам-мироносицам в семейной жизни или в храме, где она служит. Если женщина живет по заповедям христианским, если она живет с Господом Иисусом Христом, если идет ко Христу – она и есть жена-мироносица.

    Мария Локтионова,

    мама 9 детей, автор сборников повестей и рассказов

    Этот праздник посвящен удивительным женщинам, которые остались со Христом, когда все Его оставили, когда даже мужчины-апостолы отошли от Него и апостол Петр отрекся. На рассвете они пошли выполнить необходимые восточные обряды над телом своего Учителя, как героиня античной драмы «Антигона». Эти женщины сохранили любовь к своему Учителю и верили, что он не преступник, оплеванный на кресте, а Тот, кому они верили.

    Для меня этот день — и праздник, и память о подвиге жен-мироносиц, и гражданская позиция.

    Дома мы специально не отмечаем этот день как празднуем Рождество Христово и Пасху, но знаем, помним, детям рассказываем. Праздник восьмое марта мы тоже не празднуем как таковой, отмечаем лишь как праздник скорой весны, потому что начало марта у нас это по сути еще зима.

    «Бог не в бревнах, а в ребрах», — говорит русская пословица и примеры служения жен-мироносиц есть и в наше время. Доктор Лиза, всем известная, бесстрашно летала и в Донбасс, и в Сирию, без страха выполняла то, что считала нужным. Вот еще прекрасная женщина – Наталья Москвитина (ведущая телеканала «Спас», руководитель движения #Женщины За Жизнь, – ред.) – она всеми своими силами помогает женщинам сохранить беременность, предлагая помощь.  Голословное утверждение «не делай аборт — это грех», — мало чего стоит без предложения реальной помощи, если беременную женщину гонят со съемной квартиры, если ее избивает пьяница-муж или еще какие-то тяжелые обстоятельства. Вот два реальных примера женского евангельского служения в наши дни.

    Мария Голубкина,

    актриса театра и кино, теле- и радиоведущая

    Мой церковный опыт около 10 лет, и я стараюсь это делать осознанно – наш батюшка говорит: «никогда не делай того, что не понимаешь». Каждый перед Богом отвечает сам за себя – женщина ты, или мужчина – не важно. Чем больше времени мы проводим в церкви, чем больше читаем, тем меньше хочется о чем-то говорить, как, знаете, соловей – свое пропел и больше не поет.

    Я думаю, что сейчас надо меньше разговаривать о своем вероисповедании, а больше думать о своем нравственном и этическом отношении к жизни.

    Когда-то рассказала мне игуменья Тавифа муромского монастыря (настоятельница Свято-Троицкого женского монастыря Тавифа (Горланова), в схиме Фамарь, – ред.) про то время, когда она, давно еще, была послушницей в Пюхтицком монастыре. Она рассказала мне, как тогда (а это было в советское время, в 60-е годы) она с вместе с другими послушницами, такой «передовой отряд православной молодежи», соблюдали все посты, колбасу не ели. И вот однажды говорит ей и другим послушницам их духовник: «Вот посмотрите: две комсомолки идут, а ведь они лучше вас, потому что они людей любят и лучше к ним относятся, а вы только колбасу не едите и посты соблюдаете». Вот такая история. Поэтому надо не на форму больше обращать внимание, а на содержание – не смотрите, как человек живет, надо смотреть какой конец этой жизни будет.

    Ольга Постникова,

    сотрудница канцелярии Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, экскурсовод монастырской паломнической службы 

    Я очень люблю праздник жен-мироносиц. У нас в монастыре много женщин-прихожанок и мы все в этот день друг друга поздравляем, дарим какие-то подарочки и радость такая сердечная, неизъяснимая.

    И братия монастырская нас поздравляет со словами «сестры наши, мироносицы», потому что в монастыре очень много женского служения – это и уборка храмов, и украшение храма цветами к празднику.

    Про праздник восьмое марта что сказать? Всего на острове проживает около тысячи человек местного населения, а сестры все в поселке тоже живут – это маленькое закрытое общество, все друг с другом общаются. Конечно мы поздравляем друг друга со всеми праздниками, с восьмого марта тоже. Остров – это особое житие: спецрейсы самолета, когда привозят продукты – тоже праздник, когда появляется сыр, молоко на прилавках, и когда гвоздики в магазин привозят к празднику, чтобы мужчины подарили своим женщинам. Приходишь перед праздником 8 марта в магазин смотришь – в ведре гвоздики стоят – это тоже праздник (смеется).

    Можно, конечно отрицательно к этому относиться, дескать это революционный праздник, а можно – сердечно, по любви, как отец Герман все время говорит: «Любви у нас нет». Я не считаю грехом поздравить соловчанок с женским днем. Мне радостно их поздравлять, а они радостно улыбаются в ответ. Нас-то не поздравляют, конечно, с этим днем никто, ни братия, ни мы друг друга не поздравляем восьмого марта, а в поселке, конечно, поздравляем женщин.

    Татьяна Петрова,

    российская певица, Заслуженная артистка России, Народная артистка Башкортостана 

    Женское сердце самое горящее, любящее и жены-мироносицы первыми пришли помазать миром раны Спасителя и позаботиться о Теле Господнем. Эти дни наполнены пасхальной радостью, и я в это время всегда даю концерты. В этом году концерт будет в Библиотеке Ленина (РГБ им. Ленина) и посвящен концерт будет именно женам-мироносицам.

    Не знаю, уместно ли сравнивать этот праздник и восьмое марта – ну начало весны празднуют люди и пусть празднуют.

    Православная Церковь более щедрая к женщинам – она целую неделю нам дала и какую! – после Пасхи.

    А женское служение оно с древних времен до наших дней все тоже – это выполнение своего долга, это милосердие, общественное служение и приходское, это материнство, это семья, но главное, мне кажется, это семейные заботы женщины, это ее служение своей семье.

    Тамара Дмитриевна Уфимцева,

    к.м.н., доцент кафедры фтизиатриии и пульманологии Московского государственного медицинского стоматологического университета (МГМСУ)

    В этот день мы вспоминаем жен-мироносиц, которые пришли ко Гробу Спасителя. У нас в семье всегда чтили этот день и для меня бабушка по святкам подобрала имя Тамара в честь святой царицы Тамары. Грузинская и Русская Православные Церкви празднуют память царицы Тамары дважды в году: 1 (14) мая (этот день у многих народов мира назван «праздником цветов») и в третий воскресный день по Пасхе, посвященный женам-мироносицам. Моя тетя, которая была урожденной дворянкой, говорила, что женщины после тридцати лет не отмечают день рождения, а празднуют только именины, поэтому я всегда отмечаю именно в этот день, как было принято в дореволюционной России.

    В советское время не было никаких церковных книг, у кого-то чудом сохранялось дома Евангелие, а святцы, конечно, все уничтожили. В период репрессий уничтожали верующих людей и книги церковные люди дома не держали. На картины великих художников могли люди смотреть и по ним что-то узнавать, сопоставлять, и какие-то крохи узнавать о евангельской истории.

    Это замечательно, что сейчас появилась возможность отмечать настоящий женский праздник, а не память Клары Цеткин какой-то.

    У нас в храме после службы всегда устраивалась общая трапеза, и так хорошо вместе отмечали и поздравляли женщин.

    Анна Евстифеева,

    координатор сестричества «Сорок Сороков»

    Для меня это день ликования. В этот день нас поздравляют братья и ты чувствуешь такое внутренне ликование от любви, как будто через братьев Господь нам показывает значимость женского служения. Наши православные братья всегда нас любят и поддерживают, но в этот день они акцентируют внимание на значимости женского служения.

    Это смиренное служение, не феминистическое, а такое, какое заповедано Господом. Поэтому такая радость и ликование, от того, что это настоящий, женский, сестринский день.

    Для меня день 8 марта – это какая-то обязаловка, потому что надо поздравлять девочек в школе, все скидываются, покупают по одному тюльпану. На работе надо обязательно накрыть стол и т.д. А здесь – это духовное торжество. Это настолько глубоко, что словами так вдруг не объяснишь – после службы в храме идешь и ты светишься. Этим праздником мы не обязываем никого. Мы знаем, что нас поздравляют братья, потому что они хотят нас поздравить, для них это не обязаловка, а потребность души этот праздник отметить.

    Православие – это такая радостная религия. Мы радуемся, веселимся, потому что каждое воскресенье у нас — это малая Пасха. А восьмого марта чувствуется какая-то тяжесть, потому что в этот день у нас какое-то разделение происходит в обществе по принципу праздновать-не праздновать.

    Женщина создана вдохновлять, дарить любовь, тепло и заботу. Сейчас очень непростое время. Сейчас очень не хватает любви и самое главное, что сейчас женщина должна давать – это давать любовь. Любовь в семье, любовь к супругу, к детям, любовь к своему окружению, обществу, своему приходу. Своим появлением мы должны нести свет и любовь – это самое главное. Дарить любовь можно по-разному: кто-то через служение в храме, за свечным ящиком, где надо принять каждого приходящего, страждущего. Сейчас у всех, абсолютно у всех больные души, раненные, всем сейчас не хватает любви. Мне кажется, что женщина должна быть этим источником любви, благодаря Господу, источником любви, тепла и заботы, чтобы хотелось дальше жить, вдохновленным этой любовью.

    Подготовила Лада Савонина

     

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *