Частая история: у семейных пар длительное время не бывает в браке детей. А случается, что появляются дети с серьезными и необратимыми заболеваниями. Как относиться семьям и к первой проблеме (и что делать), и ко второй? На эти вопросы отвечают православные пастыри.
“Что я не в силах изменить, дай, Господи, вытерпеть и мудрости – определить, что я действительно это изменить не в силах”
Бывает, проходят долгие годы, люди живут в браке, хотят иметь детей, ожидают… но этого не случается, а время, как говорят, уходит и надежды тают. Бывает такое, что остается такой неприятный и горький осадок: «вот, мы так хотели, а Бог нам не дал ребенка!». Так скажут люди верующие, а неверующие – не судьба, не сложилось, не получилось. И с таким горьким осадком, а иногда даже с упреком кого бы то ни было, в том числе и в адрес Бога: «как же так, мы Тебе столько молились, были в святых местах, монастырях, столько записок оставляли, и стольких старцев просили помолиться, а ничего не случается…». Главное, конечно, – принять все так, как есть. Я в очередной раз приведу мудрый совет оптинских старцев о том, что я не в силах изменить, дай, Господи, вытерпеть и мудрости – определить, что я действительно это изменить не в силах.
А кто из нас скажет, что мы в силах сами себя настроить и гарантированно иметь детей в браке? Но нередко бывают бездетные семьи или ситуации, когда рождается ребенок, то он с проблемами, с заболеваниями, даже необратимыми. И глядя на другие счастливые семьи, где по двое или трое здоровых детей, и даже больше, возникает невольное чувство обиды, несправедливости в отношении к своей жизни. Но, все-таки, если у нас вот такой ребенок с заболеванием есть, то мы несмотря ни на что его любим и любовь присутствует, к нашим Ванечкам, Танечкам или Коленькам. Настроим же наши сердца на любовь, на то, чтобы именно в этом узнать Божий замысел. И тогда все легко встанет на свои места, есть ли дети или их нет – так Бог замыслил! Мы исполняем Его волю, проживаем жизнь, не чуждаясь Его Промысла, а, напротив, в согласии с Ним и в полном принятии этого.
Тут даже больше возможностей у тех, у кого не складывается с детьми. В этом плане сохранить веру Богу, согласие с его замыслом и доверие к Нему, это, наверное, может даже стать для Бога более ценным. Мы в этом смысле обретем себе Небесного Помощника и Соработника наших трудностей. Конечно, Бог нам будет помогать. Но при этом стоит избегать склонности как-то роптать. Это непродуктивно! Какой выход? Будем упрекать Бога, судьбу, других людей… Разве нам будет легче? Жизнь станет лучше? Сомневаюсь. Это принесет еще большие трудности, уныние и опустошение. Так для чего это делать? Главное и желательное состояние – это согласие с тем, что есть.
В конечном итоге, когда человек рождается, никто его не спрашивает, хочет ли он жить в этом мире или нет. Когда уходит из этого мира, его согласие также никто не спрашивает. Но оно подразумевается. Мы молимся о безболезненной, непостыдной и мирной кончине. Что значит «мирная» кончина? Кончина в согласии с тем, что ты уходишь. В конечном итоге, примирение с той жизнью, которую ты прожил в браке, вне брака, в одиночестве, как иногда говорят, несчастливым (но это не так, ведь счастье зависит только от того, насколько ты принимаешь свою жизнь как Божий дар). Смерть – тоже Божий дар, чтобы встретить Того, Кто за этими дарами стоит. Итак, попробуем, благодаря тому, что у нас есть или чего нет в этой жизни, прославить Творца, молиться и возносить Ему хвалу за саму жизнь, которая неизмеримо больше нашего чувства, состояния, ощущения, знания и возможностей. Жизнь продолжается. И за все – слава Богу.
“Да будет воля Твоя. Не так, как мы хотим, но как хочешь Ты. Я думаю, что тем, у кого пока или вообще нет детей, и тем, у кого дети рождаются не совсем здоровыми или с тяжелыми осложнениями, нужно помнить эти святые слова”
В обоих случаях – молиться, как бы это не показалось очевидно и просто. И проявлять смирение по отношению ко всеблагой и пречистой благословенной для каждого христианина Божией воле. Конечно же, эти советы, которые христиане слышат постоянно в адрес любого события или отсутствия событий – приедаются. Кажется, что на любой вопрос ответ очевиден: молиться и смиряться, смиряться и молиться. Смиряться со своим положением и молиться о его разрешении. Но в данном случае нужно понимать, что о каждом из нас, или союзе двух людей, или даже общине, связанной общими условиями жизнедеятельности, всегда существует свой Промысел. И потому важно предать себя в руки Промысла Божия. Стараться искать не своего, а того, что хочет для нас Бог. Это значит, что нужно постараться отсечь свою волю. Конечно, для многих из нас это трудно, но обязательно для христианина. Правда, мы часто говорим: «это все для монахов, а для нас невозможно и неисполнимо».
Был на моей памяти такой замечательный батюшка – архимандрит Венедикт, настоятель Оптиной пустыни. Мы, будучи первокурсниками Сретенской семинарии, ездили в Оптину пустынь и отец Венедикт принимал студентов на духовную беседу. Он задал вопрос, который хоть и был весьма прост, но привёл нас в некоторое замешательство: «а Евангелие написано для кого? Для монахов? Для священников? Для мирян?». Конечно же, ответ очевиден: Евангелие – оно для всех. И потому Промысел касается каждого из нас. А мы должны предать себя в Его руки.
Когда семья создается по взаимной любви и согласию, душевной близости двух любящих людей, то для того чтобы этот союз был благословлен Богом, мы молимся во время таинства венчания, молимся на протяжения всей жизни. Мы молимся о том, чтобы Господь подал детей, молимся о счастье и благополучии семейной жизни… Но мы спрашиваем в молитвах благословения. Все христианские молитвы, какими бы древними они ни были, основываются на главном постулате: да будет воля Твоя. Не так, как мы хотим, но как хочешь Ты. Я думаю, что тем, у кого пока или вообще нет детей, и тем, у кого дети рождаются не совсем здоровыми или с тяжелыми осложнениями, нужно помнить эти святые слова.
И тогда в принципе все, что с нами случается, будет нас поддерживать и вдохновлять. И мы уже не будем ко всему относиться самонадеянно. Когда рушатся те воздушные замки, которые мы сами для себя построили, и мы вдруг оказываемся у разбитого корыта, то приходим в отчаяние и ропщем на Бога. А нужно постараться собрать все душевные силы, понять, что же значат эти святые слова «да будет святая воля Твоя». Тогда все те проблемы и неразрешимые ситуации, которые мы видим в своей жизни, будут казаться просто ничем.
Многие говорят, что отвержение своей воли – сугубо монашеская основа жизни. Нет. Христианин должен жить как монах в этом вопросе. У кого-то из святых даже есть слова: «христианин от монаха отличается лишь тем, что мирской человек может вступать в брак, но остальное соблюдается так же как у монахов». Поэтому, в этих сложных ситуациях нам необходимо отсечь свою волю и постараться принять все происходящее с нами как Промысел Божий. Тогда мы увидим, что проблемы болезни детей или бездетность не будут нами переживаться так жестоко, как если бы мы их переживали надеясь только на себя и на свои пустые и безосновательные мечтания. Да будет святая воля Твоя. Это главный ключ к пониманию и преодолению всех проблем, с которыми приходится сталкиваться.
“Я как христианин убежден, чтобы явились дела Божии, надо стараться относиться с доверием к Богу”
Один из самых сложных вопросов… Мне кажется, отвечать на него важно в индивидуальном порядке, и обобщать очень сложно. Тема очень тонкая, и относиться к ней нужно бережно. Мне приходят в голову слова из Евангелия от Иоанна, момент об исцелении слепорожденного. Люди спрашивают Спасителя: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2). Христос им отвечает: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Однако я бы этот ответ ни в коем случае не предложил родителям, которые задали бы вопрос о бездетности или болезни детей. Я лишь хочу сказать, что мы до конца не знаем и не понимаем всю глубину тайны нашего спасения. Но вот эти слова Христа о том, что дела Божии должны явить себя, меня окрыляют и дают, как ни странно, надежду, что Господь Бог заботится о нас, Он неперестает являть в нас и в нашей жизни дела Свои даже в самой глубине нашего отчаяния, в ощущении богооставленности. «Или, Или! Лама савахфани!» т.e. Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф.27:46).
Я как христианин убежден, чтобы явились дела Божии, надо стараться относиться с доверием к Богу. Да, Господи, Ты по слову Твоему творишь дела пославшего Тебя Отца. Ты творишь это сейчас и всегда. Научи меня доверять Тебе, потому что я верю, Ты есть Любовь, и Ты делаешь все для спасения и полноты моей жизни.
Для себя лично, я бы просил Бога дать понять Его замысел обо мне и примириться с тем, что у меня, допустим, нет детей или тяжело больны близкие.
Мне кажется, что нужно попробовать не замыкаться в себе. Ведь когда нам тяжело, мы не хотим боль разделить с кем-то другим. Такая человеческая реакция – уходить в себя. Но для христианина важно наоборот все свои силы устремить к Богу с молитвой и вопросом, который мучает. Попросить Бога наполнить мое сердце подлинной верой.
Работая в больнице, я обратил внимание: когда многие люди молятся о ком-либо, то это имеет невероятную силу. Убеждаюсь в этом регулярно. Молитва творит чудеса. Существует давняя прекрасная традиция: ходить по монастырям, подавать милостыню, просить молиться других людей. И мне кажется, к этому чаще стоит прибегать, к молитве и милостыне. Просить молиться других людей о нас.