• Сегодня, по многочисленным просьбам читателей, мы начинаем серию публикаций о «трудных» местах Евангелия и вместе с Вами порассуждаем о двух отрывках, объединённых одной общей темой – как стать «гражданином Неба», наследовать Царствие Небесное.

    Можно ли спастись богатому?

    «Игольное ушко» в крепостной стене

    В 19 главе Евангелия от Матфея Спаситель встречает состоятельного юношу, который с детства сумел сохранить свою душу непорочной и соблюсти все 10 заповедей Ветхого Завета. Он почитал родителей, субботу посвящал Богу, не поклонялся идолам, не крал и не прелюбодействовал. Но чувствовал, что для совершенства такого образа жизни недостаточно. Поэтому он пришёл ко Господу и попросил у Него совета, как достичь полного единения со Всевышним.

    Но данный Богом ответ весьма опечалил юношу: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:21-22). После ухода молодого человека Спаситель сказал ученикам: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24).

    Услышав это поучение, апостолы напомнили Господу, что они исполнили этот завет Христов: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф. 19:27). Спаситель же ответил им: «всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

    Зачем «ненавидеть» отца и мать, чтобы быть с Богом?

    Притча о возведении башни

    Конец 19 главы Евангелия от Матфея перекликается с поучением, приведённым в 14 главе благовествования апостола Луки, где Спаситель говорит не только о необходимости оставить отца и мать, но «ненавидеть» их: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26-27). 

    Далее Христос говорит о смысле жизни каждого человека, который состоит в развитии его личности и обожении. Метафорически Спаситель уподобляет этот труд строительству башни, для успешного возведения которой требуется правильно спланировать все работы и запастись нужным количеством стройматериалов. В ещё одном примере Господь говорит о гибели царства, которая может наступить в результате неверной политики правителя.

    Затем Спаситель вновь возвращается к теме необходимости отказа от земных благ для получения права находиться в Царствии Небесном. «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. «14:33)», — говорит Он. Из приведённых выше отрывков Евангелия многие делают вывод, что христианство – это религия бедных, что оно учит человека ненавидеть своих близких, и что все состоятельные люди однозначно пойдут в Ад. Но так ли это на самом деле?

    Как стать «гражданином Неба»?

    Иосиф Аримафейский несёт тело Спасителя в свою гробницу

    Спаситель сказал: «трудно богатому войти в Царство Небесное». Не «невозможно», а именно трудно. Для правильного понимания его совета состоятельному юноше следует иметь в виду контекст всей главы и Евангелий в целом. Вспомним, что среди учеников Господа Иисуса Христа были и другие состоятельные люди. Например, фарисеи Никодим и Иосиф Аримафейский. Но им Он не советовал «раздать всё имение своё», а юноше заповедал именно это. Почему?

    По-видимому, молодой человек имел глубокую привязанность к окружающим его удобствам. И это мешало ему благотворить и всю свою жизнь посвящать Богу. Смысл совета юноше нужно скорее искать не в словах «раздать всё имение своё», а в словах «и следуй за Мною». В сущности, если имущество для человека является лишь средством, инструментом, если человек не привязан к нему душой, то спастись ему оно не мешает. К примеру, Иосиф Аримафейский после смерти Господа без колебаний отдал для Его погребения собственную высеченную в скале гробницу. То есть почтение к Богу оказалось для Иосифа превыше дорого имущества.

    Теперь обратимся к словам о «ненависти» к отцу и матери, жене и другим родственникам, а также к собственной жизни. Конечно, на самом деле Спаситель не призывает никого ненавидеть. Эти слова не более чем риторическая антитеза, подводящая нас к пониманию того, с какой силой мы должны любить Бога, чтобы стать «гражданами Неба». Сила нашей любви к Всевышнему должна быть таковой, что привязанность к самым дорогим нам людям, отцу и матери, на этом фоне будет казаться ненавистью.

    В дальнейших образных пояснениях мы видим, что на самом деле Господь призывает нас к предельной концентрации усилий на совершенствовании своей души. Можно взять в пример спорт высших достижений: чтобы поставить мировой рекорд, нужно полностью сконцентрироваться на тренировках. Любовь к сладостям или просмотру видеороликов для спортсмена недопустима не сама по себе, а потому что мешает ему достигнуть наивысшего результата.

    Спортсмен может позволить себе пару пончиков и полчаса в день – в интернете. Но если сладости или блоги займут в его жизни слишком много места – рекорда не будет и все его усилия пропадут зря. Так же и в духовной жизни: наши помыслы и желания всегда должны быть направлены в первую очередь на общение с Богом. А вещизм или слишком сильная привязанность к людям могут этому помешать. Богатство и любовь к ближним – не грех, но Небесный Отец всегда должен оставаться единственным смыслом нашей жизни! 

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *