Студёный месяц январь-просинец откланивается февралю-бокогрею в свой последний день Святителя Никиты Печерского, епископа Новогородского. А тот, в свою очередь, вступает в права днём святого мученика Трифона, за которым следует двунадесятый праздник Сретенья Господня. По старому стилю этот знаменательный день приходится на 2 февраля. Итак, народный календарь на февраль.

Февраль – бокогрей

Если для нас февраль – второй месяц в году, то в Древней Руси он почитался последним – двенадцатым, поскольку год у наших предков начинался с марта, когда, согласно Преданию, закончилось сотворение мира.

солнце на лето зима на мороз
Игорь Эммануилович Грабарь.  “Февральская лазурь”, 1904.

Так продолжалось до XV века, пока в крестьянский обиход не стал входить византийский календарь, в котором новолетие открывал первый сентябрьский день Симеона Летопроводца, как на Руси называли преподобного Симеона Столпника.

И только в 1700 году царь Пётр I ввёл в нашей Державе юлианский стиль, где новый год наступал 1 января.

«Бокогрей – широкие дороги!» – говорили наши предки про последний месяц зимы. А ещё величали его «сеченем», «снеженем», «лютнем» и «вьюговеем».

«Сечень» – потому что крестьяне секли строительный лес в эту пору, когда «дерево спит, и лишняя вода в землю ушла».

«Снежень» – из-за обилия снега, «лютень» и «вьюговей» – понятное дело, по лютым вьюгам, бушующим на исходе зимы.

Чем ещё характерна эта пора для русского крестьянина, объясняют старинные пословицы: «Февраль солнце на лето поворотит», «Февраль воду подпустит, а март — подберет», «В Сретенье зима с весной встретится впервой!»  

«Солнце – на лето, а зима – на мороз»

Икона Праведного Симеона Богоприимца

Так уж повелось на Руси, что день встречи старца Симеона Богоприимца с младенцем Спасителем и Пресвятой Богородицей совпал с календарным рубежом, когда зима встречается с летом. В эту пору «солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз».

Поэтому в течение февраля зимушка вплоть до Масленицы отчаянно сопротивляется весне студёными сретенскими морозами, которые чередуются с частыми оттепелями:

«Не собирается стужа сдаваться весне, заморозить красную хочет, а сама — лиходейка — со своего хотенья только потеет!»

Смена сезонов у наших предков всегда сопровождалась различными приметами и суевериями.    Звёздное небо в канун Сретенья предвещало позднюю весну, а оттепель или осадки на праздник – наоборот к ранней и «мокрой» весне: «На Сретенье снежок – весной дожжок», «На Сретенье капель – урожай на пшеницу». В любом случае с наступлением «бокогрея» крестьяне уже не отваживались на санях выезжать в дальнюю дорогу.

Икона Мученика Трифона

«Перезимник» и «Мышегон»

Святой мученик Трифон, чья память совершается в первый февральский день, предшествующий Сретенью, удостоился от наших предков не только почётного прозвища «Перезимник», его ещё величали «Мышегоном». Как раз в эту пору крестьянские хозяйства опустошались из-за набегов голодных мышей, успевших к концу зимы истощить свои запасы. Коварные грызуны, которые испокон веков слыли заклятыми врагами честного пахаря-хлебороба, неистово подъедали всё, что встречалось им на пути – от сена в скирдах до съестных припасов в погребах. Так что в эти дни крестьяне отважно оборонялись от мышей по всем фронтам и нещадно гнали их прочь от своих дворов, пашни и пажитей.

В помощь им были молитвы святому Трифону-мученику, но не обходилось дело без хитроумных мышеловок и, конечно же, кошек, которых с началом месяца-бокогрея принято было с особым усердием ласкать и задабривать.  

народный календарь на февраль
Художник Богданов-Бельский Николай Петрович

«Починки»

Как правило, после сретенских оттепелей каждый домовитый крестьянин начинал чинить, латать и подновлять летние сбруи и прочую утварь для теплого сезона. Неслучайно день 3 февраля назывался «Починками». Большаки в своих конюшнях обходили лошадей и осматривали их состояние после зимовки, а дома хозяйки их встречали особым кушаньем – специально приготовленной мучной кашей «саломатой». На Тульской земле прижилась присказка: «Приехала саломата на двор, разчинай починки!»

Сретение Господне

Сретение Господне. Андрей Иванович Иванов (1775-1848)

Но, конечно, главным событием начала февраля для боголюбивого русского крестьянина была знаменательная евангельская встреча «мужа праведного и благочестивого» Симеона с младенцем Христом. Трепетная история о смиренном старце, много лет ждавшем свидания со Спасителем, передавалась поселянами из уст в уста, и каждый из них с малолетства усваивал, что для такой встречи с Господом предназначен каждый человек, живущий на Божьем свете. И вся Русь в этот день оглашалась святой песней Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Народный календарь

«Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию» –

писал о крестьянском быте великий русский прозаик Василий Белов

Материалом «Сретенье: солнце – на лето, зима – на мороз» мы открываем новую рубрику «Народный календарь», посвящённую жизни, быту и вековым традициям наших предков. Узнайте как в старину простые крестьяне трудились в будни и гуляли в праздники, какие события сопровождали их житьё-бытьё в текущий период годового круга.

Оставьте ваши пожелания, написав автору рубрики на электронную почту ruskstrannik@yandex.ru или в комментариях к статье

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту