• В эти дни наши предки провожали март, последний день которого, согласно юлианскому календарю, приходится на субботу – 13 апреля. В эту пору уж вовсю поблёскивает полая водица в ручейках на овражках, горят снега зернистые в лесных чащобах — стало быть пришла весна-красна настоящая «с милостью и с великою радостью» да с надеждами на будущий урожай. Народный календарь на апрель в нашем материале.

    Народный календарь на апрель
    Исаак Левитан “Весна. Большая вода”

    Типичный среднерусский пейзаж, характерный для последней седмицы месяца-протальника, запечатлён на полотне Исаака Левитана «Большая вода», о которой Константин Паустовский писал: «затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы». А Иван Бунин в своём стихотворении «Русская весна» отзывался об этой поре строчками:

     Скучно в лощинах берёзам, 
    Туманная муть на полях, 
    Конским размокшим навозом 
    В тумане чернеется шлях…

    В последние мартовские деньки кое-где на Руси уже распускаются и радуются весеннему солнышку цветы мать-и-мачехи. Если 10 апреля (28 марта по старому стилю) разразится гроза с долгими и протяжными раскатами грома – значит быть затяжной непогодице. Всякий крестьянин, верный заветам предков, не упускал возможности присесть на коротчки у проталины, чтоб рассмотреть края тающего снега – коли они крутые, значит не миновать холодной весны.

    Русское деревце

    На следующий день, 11 апреля (29 марта по старому стилю) поселяне приходили в берёзовые рощи и прислушивались к берёзе – не налился ли холодный белый ствол соком. Мужики присматривались: если почки набухли, пора сок собирать. Если сока в эту пору в избытке – быть скорой оттепели.

    Во времена язычества в этот день праздновали Берещенье – день берёзы. Но христиане любуются этим самым русским деревцем, поминая, как по народному преданию Пресвятая Богородица с любовью укрывала берёзовыми ветками младенца Спасителя.

    12 апреля, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника каждая заботливая хозяйка почитала своим долгом по старому русскому обиходу испечь золотое «печенье-лесенки». Две накатанные из теста «колбаски» клали параллельно друг другу, и вместо ступенек располагали пирожки – детворе на загляденье. По одной лесенке получал каждый член семьи, но прежде пирожки обязательно освящали в храме.

    священномученик Ипатий
    Священномученик Ипатий епископ Гангрский

    Священномученик Ипатий

    13 апреля, в последний мартовский день по старому стилю, почитается священномученик Ипатий епископ Гангрский. В русском крестьянстве из поколения в поколение с сердечной печалью передавалась безотрадная история, как сего благочестивого мужа жестоко забили до смерти и сбросили в болото лихие люди – еретики-ариане. Смертельный удар камнем по голове сотворила одна женщина. По преданию, сразу после свершённого беззакония она стала бесноватой и жестоко избивала себя тем же камнем. Но спустя время убийца исцелилась на могиле священномученика Ипатия и вновь обрела рассудок.

    По молитвам этого святого христиане свидетельствовали о многих чудесах. На Руси честной народ испокон веков воздыхал к нему о разрешении от бесчадия и просил его о прибавлении семейства. По народной молве святой Ипатий помогал избавиться от тяжёлых женских недугов. 

    Апрель-пролетник

    На следующий день по Божьему изволенью вступал в свои законные права пролетний месяц апрель, который «весну починает необлыжную», то есть справедливую и настоящую. Когда-то встречала его Русь-матушка вторым в году.

    А почему апрель? Да потому, что по мудрому русскому слову в сию пору земля преет. А ещё «апрель всех напоит», ибо «апрель богат водой и водою славится». Неслучайно наши предки величали его «снегогоном», «ручейником» и «капризником».

    Легковерная часть посельщины уж и потешалась да радовалась, греясь на завалинке под тёплым солнышком: «Дождались полой водицы, ай да батюшка апрель!» Но иной русский пахарь хоть и прост на вид, как рубище убогое, но сам «не верит ни первой ласточке, ни первому апреля». Потому и сказ его таков: «Апрель сипит да дует, бабе тепло сулит, а мужик глядит: что-то ещё будет!», «Апрель обманет — под май подведет!», а значит «не ломай печи, еще апрель на дворе!». Ведь бывает и так, что тебе «ни в марте воды, ни в апреле травы!»

    Но чаще всего опыт подсказывал, что весна-красна на среднерусских просторах шагает навстречу апрелю-пролетнику ещё со дня святого Алексея, человека Божия (30 марта по новому стилю). И стоит перешагнуть ей через порог позимнего марта-протальника, как здравствуй Марья Египетская!

    Марья Египтяныня

    Память преподобной Марии Египетской свершается 14 апреля по новому стилю (1 апреля по старому). Для многих поколений русских людей, особенно для женщин, эта святая стала родным человеком, спешащим на помощь во всяких невзгодах. С давних пор она известна, как покровительница не только кающихся женщин, но и всех тех, кто борется с блудной страстью. Житие Марьи Египтяныни, как её называли на Руси, веками служило нашим предкам примером веры и благочестия.

    Преподобная Мария жила на рубеже V и VI веков и была родом из египетской Александрии. В двенадцатилетнем возрасте она оставила отчий дом и встала на путь погибели, отдав всю себя на съедение блудной страсти. Дни и ночи она проводила в распутстве в течение долгих 17 лет, пока не попала в святой град Иерусалим, где милостивый Господь не обратил её в покаяние. Пролив горячие слёзы у гроба Господня, она дала обет изменить свою жизнь и удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню. Следующие полстолетия её жизни стали временем строжайшего поста и непрестанной молитвы…

    Марьин день

    А в крестьянском быту сей день слыл «Марьей-зажги-снега» да «Марьей-заиграй-овражки».

    Неизвестно, когда в русский обиход пришёл праздный обычай потешаться и вершить шутки да прибаутки с началом апреля, но присказки были ещё те: «Первого апреля не солгать, так когда же и время для этого потом выберешь!», «На Марью-заиграй-овражки и глупая баба умного мужика на пустых щах проведет и выведет!».

    Только пустые щи в Марьин день поминали неслучайно. К этой поре в крестьянском хозяйстве кончался запас капусты, а посему «во щах уж ложка не стояла». Но христианину это было в пользу – ведь Великий пост на дворе! При этом жидкие и пустые щи служили поводом для потехи: «Щи – хоть портянки полощи». 

    Старики-старожилы в эти дни присматривали за полой водой: ежели разольется вширь – жди лугов буйных с травами густыми и высокими да покоса раннего-весеннего. Наблюдал честной народ и за реками: коли ледоход спорый — значит и год жди легкий и спокойный. А уж если ледяные заторы — будет тяжело. Так и жил-наблюдал-веровал русский крестьянин и благодарил Бога за весенние заботы да радости.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *