• Мы приближаемся к Великому посту и уже нерадостно подумываем о долгих неделях без привычной скоромной пищи. Воздержание, которое предписывается церковным уставом, большинством из нас традиционно понимается как отказ мясных и молочных продуктов, в лучшем случае – увеселений. Но давайте взглянем на эту добродетель шире: мы увидим, что «сетью» воздержания возможно охватить все отрасли человеческих страстей.

    Препоясывайте чресла…

    «Воздерживаться?! Ну уж нет! Не надо ограничивать мою свободу!» – только не говорите, что слово «воздержание» хотя бы в первые мгновения не вызвало в закоулках вашего сознания протестных и скорбных нот. Мы не считаем себя настолько избалованными и пресыщенными, чтобы допустить и мысль о самоограничении.

    Как правило, говоря о добродетели воздержания, первым перед нами предстает печальный образ прощания с пищей и лакомствами, недорогой, но доступной подавляющему количеству людей житейской радостью.

    Вторым номером в голове неизбежно пронесутся думы об ограничении половых отношений. Но добродетель воздержания не о том. Вернее, не только о том.

    «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12) – предупреждает нас апостол Павел.

    Бог сотворил людей свободными и предоставил им выбирать ценности и образ жизни. Это примерно как родители, которые не пеняют взрослым детям на вредные привычки. Но привычка снижает качество жизни, влияет на здоровье, может даже «помочь» вляпаться в неприятную историю и погубить человека.

    Разумные люди стараются отказаться от пагубных пристрастий, как минимум – обойти их при первой встрече, а если уж заразились – обязательно бороться и победить.

    О том и апостол Павел. Привычки, то есть греховные страсти, нам абсолютно неполезны. Они разрушают нас изнутри и делают несчастными. Грех может сделать нас вечными неудачниками. Отягощенные им, мы однажды рискуем «промахнуться» мимо Царства Божьего.

    Выходит, воздержание – это добродетель защиты человека от вредных привычек греха. Не пить, не курить – верхушка айсберга, ниже – отказ от излишнего употребления пищи, предметов роскоши, богатства, блудных связей, шумных праздников похоти и разврата, уклонение от общения с дурными компаниями и людьми, презрение тщеславных и горделивых помыслов в сердце.

    Воздержание можно сравнить с поводьями, с помощью которых наш разум «тормозит» порывы ретивого скакуна – души в совершении необдуманных поступков.

    Поэтому воздержание – далеко не только о таких разделах нашей жизни как «Пищеблок» и интимная жизнь. Иными словами, воздержание можно определить как самоограничение себя на пути к духовному совершенствованию при сосредоточении всех сил человеческой души на Боге, а не сиюминутных увлечениях.

    Сытое брюхо к ученью глухо

    Уже упомянутый апостол Павел, говоря о воздержании, приводил в пример римских атлетов. Готовясь к соревнованиям, спортсмены древности, как и их современники, посвящали себя усиленным тренировкам, производили фильтрацию рациона, исключали из него алкогольные напитки.

    Любая цель требует для своего достижения дисциплинирующих актов, которые неизбежно внесут коррективы в распорядок жизни. Можно сказать, что каждое серьезное дело по природе обязывает человека к аскезе как исключению лишнего, не способствующего реализации задуманного.

    Ведь и чрезмерное употребление пищи, любовь к сладкой или просто вкусной пище, частое ее принятие до состояния сытости неизбежно вводит человека в ленивую негу и даже блудную распаленность. Думать о душе сытом абсолютно не хочется, у него все хорошо, желание одно – провалиться в темную яму, где нет проблем и забот. Это самый что ни на есть ад.

    «Сытому брюху» или пресыщенного греховными страстями человеку ничего не нужно. Ему не нужно развиваться или менять себя. У него уже все есть. Он попадает в порочный круг уныния, из которого вроде хочется выйти, и одновременно – нет. Этакая зона комфорта, куда загоняет регулярное потакание собственным страстям. Объедение точно не способствует молитве и вообще активному образу жизни, каждый грех становится очередным могильным камнем души, которую все сложнее «откопать» и заставить работать. Потому святые и призывают нас воздерживаться – дабы мы, отпустив «поводья» разума, не похоронили свой духовный мир под руинами страстных зависимостей.

    Именно поэтому в Православной Церкви существует понятие поста, большинству людей известного со стороны гастрономических ограничений.

    В действительности, христиане в установленные дни и периоды призываются к взятию власти над телом и греховными привычками, чтобы через самоограничение очистить разум и найти силы для внутреннего совершенствования.

    Ведь в пост верующие призваны не просто к исключению из рациона мясных и молочных продуктов, а иногда и сухоядению, но к усилению молитвы – как способа общения с Богом; изменения себя – как отказа от тех или иных ослабляющих нас грехов; творения добрых дел – как акта нашего личного улучшения через проявление заботы к другим людям.

    Козырь в борьбе с грехом

    Конечно, воздержание всегда должно иметь разумные рамки, в том числе это касается и «телесного» подвига. Святые отцы не раз говорили, что христиане никакие не «телоубийцы», а «страстоубийцы». То есть логика воздержания ради воздержания абсурдна, так как не способствует духовному росту. Например, Климент Александрийский призывает верующих к умеренности во всем. И, естественно, разумному подходу. Каждый из нас обладает личный или сторонний опыт «ревности не по разуму», когда в деле духовных подвигов переходятся все границы.

    «Ревнители» устанавливают себе и, что еще более страшно, членам семей посты а-ля «отцы-пустынножители», обычная одежда супруга и детей переходит в разряд «бесовской» и меняется на лохмотья (что унижает членов семьи и наносит им психологическую травму), имущество может быть продано в очередном приступе религиозного экстаза, а родственники вместе с друзьями и близкими публично и демонстративно вычеркнуты из жизни как нечестивцы, на совет которых блаженный муж идти никак не может.

    Нет. Это, конечно, не то. Стоит просто трезво взглянуть на свою жизнь и подумать, что мешает мне быть ближе к Богу. Может, это навязчивые дурные мысли, от которых я хожу мрачнее тучи? Стоит начать их сдерживать и менять на что-то позитивное, например, больше думать о Господе. Терзает уныние? Пожалуй, его стоит попридержать, и направить себя на молитву и изучение Священного Писания, благо, современных адаптаций, которые читают просто и с интересом – предостаточно. А почему бы не остановить себя в минуты очередного «откровения» гневной тирады близкому или не очень человеку и попробовать вместо взрывного крика выдать спокойную фразу и еще улыбнуться?

    Воздержание – это наша способность отказать себе в духовном промахе. Вовремя остановиться, чтобы не совершить греховную ошибку. Ограничить себя сейчас в малом, чтобы в будущем суметь достичь большего. Воздержание – наш первый козырь в борьбе с грехом.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *