• Сейчас неоднократно можно встретить призывы о смене названия улиц, которые были переименованы в советское время или уже в советское время названы в честь того или иного политического лидера, запятнавшего себя кровью новомучеников.

    Активисты подобных преобразований ставят в укор современникам, прежде всего, представителям Церкви – духовенству и мирянам – их несознательность, историческую безграмотность, трусливую терпимость и нежелание бороться с именами кровожадных преступников и убийц, пусть не исполнявших, но бывших за спиной и отдававших приказы, приведшие к мучениям и смерти миллионов лучших русских людей – духовенства, монашества, крестьянства, умственной и аристократической элиты.

    Авторам подобных воззваний было бы лучше самим взять и прочитать о том, что происходило во второй половине XIX – начале XX века с монашеством, духовенством, крестьянством в России. Выпишем некоторые свидетельства очевидцев. Это люди, прославленные в лике святых. Все они являются горячими патриотами своей Родины, ревностными служителями Церкви Христовой.

    О монашестве и Православии в России

    Святитель Игнатий Брянчанинов (+ 1867 г.)

    «Положение монастырей подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода; она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене».

    «Состарившееся изветшавшее древо нередко бывает покрыто и украшено густым покровом зеленых листьев, еще выражает объемистым стволом крепость и здравие; но внутренность его уже истлела: первая буря сломит его».

    «О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю»…

    О духовенстве

    Святитель Феофан Затворник (+ 1894 г.), видя всеобщее уклонение в безверие, писал:

    «Что ж? Сидеть поджавши руки? Нет! Надо что-нибудь делать! Злые начала вошли в науки и в жизнь; у нас нет книг, читая которые можно бы образумиться тем, кои еще способны к образумлению… Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует снарядить писак и обязать их писать. Молчащее пастырство что за пастырство?»

    Игумен Никон (Воробьев) (+ 1963 г.) родился в 1894 году и

    «рассказывал, как в школе учили их Закону Божьему. Священник заставлял зубрить тексты, не вникая в их смысл, пересказывать Священное Писание и заучивать одним голым рассудком догматы, заповеди, факты истории Церкви без какого-либо приложения к духовной жизни, к мысли о спасении. Преподавание велось настолько мертво, схоластично, что уроки Закона Божиего, вспоминал он, превращались во «время острот и кощунств».

    Священномученик Серафим Чичагов (+1937 г.) в письме от 14 ноября 1910 года писал:

    «Пред глазами ежедневно картина разложения нашего духовенства. Никакой надежды, чтобы оно опомнилось, поняло своё положение! Все то же пьянство, разврат, сутяжничество, вымогательство, светские увлечения! Последние верующие — содрогаются от развращения или бесчувствия духовенства, и ещё немного, сектантство возьмет верх…»

    О крестьянстве

    Святитель Игнатий Брянчанинов:

    «Время наше – время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию. Приехали наши сборщики с Кавказа, насбирав всего на всего 100 рублей серебром. Они передавали мне слова некоторых благочестивых людей: «Прошло только 3 года, как Владыка уехал с Кавказа, но если б он возвратился теперь, то не узнал бы направления народа, устремившегося всецело к «светскости». На обратном пути сборщики видели то же направление. Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества».

    «Заезжал ко мне протоиерей из того села, в котором живут потомки Сусанина, человек довольно умный. Он сказывал, что крестьяне пропились и обнищали донельзя, что этого тока ничем удержать нельзя, потому что вдавшиеся в пьянство будут пить водку и тогда, когда бы вздумали повысить на нее цену. Это доказано опытами. Вместе с разгульною жизнию явилось особенное охлаждение к Церкви и духовенству. Кутилы из крестьян кутят и впали в индифферентизм по отношению к религии; некутилы обращаются в большом количестве к расколу. Дворянство бедно и не может помогать церквам и духовенству, как помогали прежде. Содержание духовенства скудеет и скудеет. Протоиерей, имеющий практический взгляд, говорил, что этому положению не видно исхода и что последствия этого положения должны быть многоплодны. Прогресс идет изумительно быстрыми шагами. Кто остановит его?».

    О русском народе и грядущей революции.

    Святитель Феофан Затворник:

    «Память о детстве и духе родителей еще держит их (современников – Г.Ш.) в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие».

    «Что у нас? У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции».

    Праведный Иоанн Кронштадтский (+1908 г.) писал в 1907 году:

    «Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».«3емное отечество страдает за грехи Царя и народа, за маловерие и недальновидность Царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молюсь Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России».

    Священномученик Серафим Чичагов в указанном выше письме продолжает:

    «…никого и нет, кто бы мог понять наконец, на каком краю гибели Церковь, и отдать себе отчёт в происходящем… Время благоприятное пропущено, болезнь духа охватила весь государственный организм, перелома болезни больше не может случиться и духовенство катится в пропасть, без сопротивления и сил для противодействия. Ещё год – и не будет даже простого народа около нас, все восстанет, все откажется от таких безумных и отвратительных руководителей… Что же может быть с государством? Оно погибнет вместе с нами! Теперь уже безразлично, какой Синод, какие Прокуроры, какие Семинарии и Академии; всё охвачено агонией, и смерть наша приближается».

     

    ***

    Что хотим мы сказать, приводя эти поразительные цитаты бесспорных святых людей, горячих патриотов, до мучения любящих свою страну, свой народ, которые видели ясно настоящее и не менее ясно будущее многострадальной России?

    Революция 1917 года явилась закономерным следствием катастрофической деградации церковной жизни русского человека на всех уровнях – от Царя до последнего крестьянина.

    Полознев Д.Ф. Церковный суд в России XVII века // Исторический вестник. – 2002. – № 1 (16).

    Революция явилась актом милосердия Божия русскому народу. Вспомним слова преподобного Исаака Сирина: «Не Дух Божий живет в тех, которые пребывают в покое (т.е. без скорбей – Г.Ш.), но дух диаволов»! Скорби и потрясения XX века явились свидетельством того, что Россия любима Богом, а не забыта Им!

    В Евангелии Господь говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1-2).

    Революция явилась этим самым «очищением» тысяч и тысяч тех, которые жили в погибельной лености, во грехе, будучи христианами, священниками, монахами, архиереями… Благодаря революции многие, будучи на краю погибельной бездны, обратились, исповедали свою веру и стали мучениками. То есть приобрели то главное, ради чего существует Церковь – спасение! Как не увидеть в этом явный перст Божий! Случилось то, что говорит преподобный Макарий Великий: «Содействует злое благому намерением неблагим».

    Все сказанное никоим образом не оправдывает действия палачей. Да, они явились слепыми орудиями в руках Промысла Божия, но за свою злобу и ненависть они дадут ответ. Они дадут ответ за то, что впустили в себя сами бесовский дух. Но Истина, которую христианин никогда не должен забывать, что бы ни происходило у него на глазах – Бог управляет миром! Не слепой случай, не горстка «суперменов»-масонов, а Бог!

    Начинать сейчас кампании, прилагать все свои силы на то, чтобы переименовывали улицы, станции метро, города – это выстрелы не туда. Силы православного христианина всегда должны быть направлены на искание Царствия Божия и правды Его, и тогда все – и переименование улиц в том числе – приложится по неложному слову Господа!

    Улицы, носящие названия «палачей и убийц» имеют, как это ни парадоксально звучит, пастырское значение. Объясним почему. В «Отечнике» встречается случай, когда один старец написал на стене своей кельи свои грехи и когда его начинали бороть помыслы гордыни и самохваления, он говорил себе: «Старик! Посмотри на свой блуд!» Тем самым он смирял себя.

    Когда, скажите, человеку было вредно смирение? Сейчас, когда имеется много храмов и еще строятся, много монастырей и еще открываются, много школ духовных, много различных чтений, фестивалей и конкурсов – это все невольно может ослепить человека и он начнет мечтать о себе и своей стране, что вот де, сколько Православия, сколько могущества у нас! И здесь как ничто другое не отрезвит пустой гордости нашей, как наименования улиц, станций метро и городов, доставшихся нам в наследие от советской эпохи. Всего внешнего благолепия до 1917 года было в десятки, сотни раз больше и все это во мгновение ока сошло на нет! Почему? Потому что за этой пышущей жизнью внешностью находился смердящий мертвец, который не смог сопротивляться, когда его стали закапывать в землю!  «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26), – говорил Христос, обращаясь к надменным пустосвятам, – фарисеям и саддукеям.

    Нужно внутреннее делание, нужна духовная жизнь каждого члена Церкви, независимо от того на каком пеньке (ах, простите, должности) он стоит. Если мы все будем по сути, а не по букве христианами, то и внешнее изменится, когда это будет угодно Господу. Корочка с засохшей раны, когда рана полностью заросла, сама отпадает. А если раньше времени пытаться снять ее (ведь она такая безобразная, хочется поскорее, чтобы была чистая и розовая кожица), даже малый ребенок знает, что будет – опять хлынет кровь и будет только хуже…

    Иисус Христос пришел во времена жесточайшего рабства. Раб был ниже вещи. За порчу вещи могли казнить множество рабов и тем не менее ни слова Господь не сказал против существующего строя! Почему? Потому что, как сказал Достоевский: «Думают, переделав форму, станет на Земле лучше жить? Все, человек, что было в тебе, останется при любой форме и страсти при любой форме будут тебя так же мучить, как и при другой». Господь указал на самый корень, из которого идет все – на сердце человеческое! «Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). Если сердце очистится, то и внешний строй изменится, что и случилось. С распространением и укреплением христианства рабовладельческий строй исчез сам собой.

    Таков путь истинных христиан – единственно верный и единственно спасительный!

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *