• Как отмечать 8 марта православным христианам? Что думают священники о международном женском дне – читайте в нашем обзоре.

    Архимандрит Иов (Гумеров)

    «Христианам нет необходимости пользоваться днем 8 марта, чтобы воздать должное женщинам»

    архимандрит Иов (Гумеров)

    Является ли день «международной солидарности женщин в борьбе за экономические, социальные и политические права» праздником? Инициаторы такой цели не ставили. В советское время только 8 мая 1965 года 8 марта был объявлен в СССР праздничным, нерабочим днем. Большинство людей в нашей стране, не придавая никакого значения идеологическим целям властей, пользовались этим днем, чтобы выразить симпатии и человеческое внимание к близким и знакомым женщинам.

    Христианам нет необходимости пользоваться днем 8 марта, чтобы воздать должное женщинам. Все христиане говорят о великом назначении женщин не только в праздничные дни, посвященные Божией Матери, избранной для великого дела спасения человечества, но и в третью неделю Пасхи, посвященной женам-мироносицам. Святое Евангелие открывает нам трогательную историю всепобеждающей любви жен-мироносиц к своему Божественному Учителю. Они первыми сподобились особой чести – увидеть Воскресшего Господа. Именно к ним первым было обращено великое слово: Радуйтесь! Ведь христианство – это религия любви и радости.

    Жены-мироносицы у гроба Господня. Икона

    В праздник жен-мироносиц у христианина имеется возможность явить свое внимание и любовь ко всем знакомым женщинам и пожелать им, чтобы жизнь их была озарена теплым и радостным Светом Христовым, чтобы с помощью Божией постоянно было жизненное благополучие, мир и здоровье.

    Протоиерей Димитрий Смирнов

    «Что вы боитесь нарушить, если нет предписания того, что отмечать 8 марта нельзя?»

    протоиерей Димитрий Смирнов

    Давайте откроем Евангелие: там запрещено поздравлять людей с 8 марта? Нет, не запрещено. Кто-то говорит, что 8 марта не христианский праздник, а День Защитника Отчества – христианский праздник? Новый Год – христианский праздник? Получается, что православному христианину нельзя поздравлять других людей с этими праздниками?

    Во дворе моего дома таджик чистит снег. Я каждый день выхожу и говорю ему «Ас-саляму алейкум» и он мне всегда отвечает «Ва алейкум ас-салам». Он прекрасный человек. Я в жизни не видел, чтобы люди так работали. Я сам работал дворником, но вот  так вычистить двор от снега не каждый может. Я каждый раз выхожу, и мне хочется на грудь ему упасть, обнимать его и целовать. Я не видел такой безупречной работы за 60 лет своей жизни. Если он мусульманин, а я православный, мне теперь и поблагодарить его нельзя?

    О чем люди мучаются? В чем проблема? Что вы боитесь нарушить, если нет предписания того, что отмечать 8 марта нельзя? Вот что интересно: когда человек о чем-то спросит, а я ему отвечу: «А ты непрестанно молишься?». Он ответит – «Нет. Я даже вечерние молитвы пропускаю». Так ты вот этим займись, потому что написано: «Непрестанно молитесь». Почему тут нарушаешь спокойно и не беспокоишься, а ту про 8 марта забеспокоились?

    Почему вас не беспокоит, что вы сегодня сердитые, обиженные? Написано: «Всегда радуйтесь», – почему вы не радуетесь? Почему не задумываетесь над тем, что написано? Почему человек мучается над тем, что не написано? Вот что меня удивляет…

    Протоиерей Андрей Ткачев

    «Я – за 8 Марта! Я за то, чтобы люди по временам разглаживали сморщенное заботами лицо и расплывались в добрых улыбках»

    протоиерей Андрей Ткачев

    Человек предполагает, а Бог располагает. Люди творят нечто по замыслу прекрасное, но потом в страхе отшатываются от того монстра, который вышел из рук их. Или, наоборот, хотят развалить все до основания, но в результате лишь расчищают стройплощадку для проекта будущего.

    Одним словом, человек никогда не достигает того, чего хочет. Тем более что он редко знает, чего, собственно, хочет.

    Так возникают праздники, имеющие одну цель при возникновении и по прошествии времени удаляющиеся от этой первоначальной цели в сторону противоположную. 8 Марта – одно из таких событий.

    Где память о «маршах домохозяек»? Где борьба за общее избирательное право? Где попытка превратить женщину в товарища и страстное желание сего «товарища», чтобы на него не смотрели с искрой желания, но лишь крепко жали ему руку и хлопали по плечу?

    Вся чушь сия, как пена слезла, и осталось желание женщины быть женщиной, при согласии мужика хоть изредка признавать за ней это смиренное и естественное право.

    Нет, гендерные проблемы кое-где продолжают волновать сердца человеческие с той же силой, с какой в анекдоте смиренного жителя тундры волновал Гондурас. Но у нас, в стране – то победившего окончательно (но не полностью), то вдруг развалившегося внезапно и окончательно социализма, – женщина хочет быть просто женщиной.

    Весной 1857 года Нью-Йоркские путаны  вышли на «Марш пустых кастрюль». Они требовали выплатить жалование  морякам, которые задолжали женщинам.

    Не хочет ни станка, ни лопаты, ни полета в космос, ни годового бухгалтерского отчета.

    Подарков хочет, комплиментов хочет, хочет слышать невинную полуправду о том, как она красива, хочет украсить пещеру подснежниками и дождаться своего добытчика вечером трезвого и не с пустыми руками.

    В этом смысле я – за 8 Марта! Я за то, чтобы люди по временам разглаживали сморщенное заботами лицо и расплывались в добрых улыбках.

    Но кроме этого, во всяком жизненном факте есть своя метафизика, есть возможность уловить высший смысл и вынести серьезный урок. Говоря о Международном женском дне, можно смело плюнуть на социально-политический пафос и заговорить о теплоте человеческих отношений, и о … рыцарстве.

    Да-да, о рыцарстве, которого у нас не было.

    Священник Павел Островский

    «8 марта вечером во всех храма совершается богослужение, посвященное I и II обретению главы святого пророка Божия Иоанна Предтечи, который был усечен мечом именно по причине женского коварства…»

    священник Павел Островский

    8 марта – это праздник только в бывших советских странах; почитайте в интернете историю его установления – поседеете. А еще расскажу интересную деталь, о которой в интернете мало кто пишет, но она прямо касается этого праздника.

    8 марта всегда приходится на Великий пост; обычно все празднества приходятся на вечер этого дня. А мы знаем, что в дни особо памятных дней в Церкви, накануне совершаются большие торжественные службы.

    Так вот 8 марта вечером во всех храма совершается богослужение, посвященное I и II обретению главы святого пророка Божия Иоанна Предтечи, который был усечен мечом именно по причине женского коварства.

    Как вы думаете, случайно ли Цеткин с подругами (группа феминисток) выбрали для праздника дату? Вместо того, чтобы идти на великопостную службу, где вспоминаются страдания и смерть самого великого из пророков; убитого, как уже написал, по причине женского коварства и блудной страсти, – мы должны поздравлять женщин с “международным” женским днем. Увольте.

    Клара Цеткин и Роза Люксембург

    Я вот свою жену люблю, свою маму люблю, своих дочек люблю…. и готов дарить им подарки когда угодно… когда захочу.

    Но заставлять меня праздновать нечто особо женское в день, когда Церковью назначен строжайший пост (Великий пост + Обретение главы Иоанна Предтечи)… Меня совесть замучает.

    Протодиакон Андрей Кураев

     «8 марта — не день женщины, а день женщины — революционерки»

    протодиакон Андрей Кураев

    Верно ли, что 8 марта — день Женщины? Ведь всем известно, что 8 марта — «Международный женский день». Также всем известно, что женщины живут во всех странах. Кроме того, почти всем за последние годы стало известно, что 8 марта отмечали только в СССР. П

    очему же женщины остальных стран его не отмечали? — Значит, это был не день женщины как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определенными качествами. И эти качества почему-то не очень ценились в других странах.

    Причина этой странности очевидна: 8 марта — не день женщины, а день женщины — революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось.

    Христианам не стоит отмечать этот праздник. Христианам отмечать праздник, пусть даже под другим названием, не приличествует. Ведь это праздник, желающий нам уйти в прошлое. 

     Священник Евгений Дорофеев 

    «Мужчина, покупающий букет мимозы для своей любимой на 8 Марта, меньше всего думает о Кларе Цеткин и Розе Люксембург».

     священник Евгений Дорофеев 

    С первой весенней капелью, с первым запахом долгожданной весны к нам в гости приходит праздник – 8 Марта, Международный женский день.

    Сколько же было сказано в православных СМИ о несовместимости женского дня с христианством, о его сомнительном происхождении. У многих наших братьев и сестер создалось устойчивое убеждение, что праздник «феминистский», «масонский», «коммунистический», и можно еще перечислить десяток страшных для православного уха слов. Но соответствует ли это истине? Попробуем разобраться.

    Те, кто борется с 8 Марта и праздником святого Валентина, отдают ли себе отчет в глубоких языческих корнях широко празднуемой всеми православными приходами нашей страны Масленицы? Или кто такой Дедушка Мороз с христианской точки зрения (у «западников» хоть Святой Николай)?

    Читали ли эти люди на ночь русские народные сказки в том виде, в котором их собрали фольклористы в XIX веке, а не в приглаженном и цензурированном, то есть привычном для нас облике? А что вешали на елку друиды и древние германцы вместо игрушек, не то что детям, родителям рассказывать не хочется.

    Друид, приносящий человека в жертву, старинная гравюра

    Интересная ведь мысль: следуя логике «поиска корней» каждого явления, давайте все вышеперечисленное возьмем да и запретим, и в итоге у нас останется одно огромное пустое место.

    Оказывается, очень много неожиданностей поджидает тех, кто решил «копать до самых корней».

    Но не по изначальным, а по актуальным смыслам строится все в нашей жизни. Важно не то, что вкладывал в празднование события кто-то и когда-то, а то, что в него вкладываем мы – здесь и сейчас.

    Популярна версия о том, что 8 Марта – это революционный праздник коммунистической эпохи. 

    Действительно, так получилось, что прошлая советская действительность внесла в нашу жизнь большое количество атрибутов, не связанных ни с церковной, ни с традиционной жизнью нашего народа. Но от всего ли нам стоит отказываться?

    Что-то не слышно в Церкви голосов с призывами отказаться от празднования 23 февраля. Однако что это за дата – 23 февраля, каковы ее «корни»?

    День рождения Красной рабоче-крестьянской армии в 1918 году. Армии, которая на своих штыках утвердила власть богоборцев-большевиков. Но разве мы помним, отмечая этот праздник, всех «красных демонов революции»? Нет, к счастью, забыли.

    8 марта в детском саду, СССР

    Но в этот день мы вспоминаем ветеранов Великой Отечественной войны, вспоминаем участников всех наших «горячих точек», вспоминаем всех служивших и не служивших мужчин, действительных и потенциальных защитников Родины. И конечно же, мужчина, покупающий букет мимозы для своей любимой на 8 Марта, меньше всего думает о Кларе Цеткин и Розе Люксембург.

    Международный женский день в нашем народе давно уже приобрел совсем иное очертание по сравнению с тем, каким он задумывался создателями. Это не праздник политических и социальных потрясений, а праздник души, счастья и семейного уюта, праздник любви к своим половинкам. Именно такой смысл он и приобрел.

    Поэтому давайте с вами праздновать в тихом семейном кругу, поздравляя наших бабушек, мам, жен, сестер и дочерей, даря им радость и внимание. И не надо выдумывать каких-то специальных православных женских или мужских дней, если так дальше пойдет, то мы выдумаем «день православного электрика» или «день православного комбайнера». Не следует превращать Церковь в цирк.

    Протоиерей Андрей Ефанов

     «Вопрос праздновать или нет связан с тем, какой смысл Вы вкладываете в это»

    протоиерей Андрей Ефанов

    Давайте разберемся. Международный женский день — чисто светский праздник, он никак не присутствует в церковном календаре. В церковном календаре 8 марта – день обретения мощей святой Матроны Московской и память еще нескольких святых.

    Вопрос праздновать или нет связан с тем, какой смысл Вы вкладываете в это. Если речь о том, чтобы порадовать своих родных и близких, подарить цветы, лишний раз помочь по дому или по работе и так далее, почему нет? Но ведь для этого не нужен какой-то особенный день: можно дарить цветы и небольшие подарки, помогать и поддерживать совершенно без повода. И даже не то что можно, а нужно! Поэтому если Вы знаете, что Вашим знакомым будет приятно внимание с Вашей стороны именно в этот день, можно его и проявить. А вот как-то особенно акцентировать свое внимание не 8 марта не стоит.

    В Церкви есть свои замечательные праздники, в которые можно вспомнить добродетели, присущие женщинам, и поздравить мам, бабушек, жен и дочерей. Это день святых Жен-мироносиц, отмечаемый на третьей неделе после Пасхи. Это и день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который отмечается 30 сентября.

    Священник Максим Каскун

    «Сегодня 8 марта – это просто женский день. Не нужно оборачиваться на историю этого праздника»

    священник Максим Каскун

    Посмотрим на этот праздник глазами современной женщины: если эта женщина ходит в храм, молится Богу, то для нее это не праздник.

    Никто в православной семье не задается данным вопросом: нужен этот праздник или нет? Его просто не отмечают, потому что в нем нет смысла. Если в семье мужчина воцерковленный, а женщина еще не пришла к Богу, то она осмысляет данный праздник, как день женщины, как день своего торжества.

    Если вы ей скажите, что 8 марта –  это сатанинский праздник – вы оскорбите человека. Не с этого надо начинать. Если мы хотим, чтобы человек пришел к Богу, то нужно отмести второстепенные вещи и не обращать на  них внимания.

    Если человек чувствует, что это праздник, то пусть его празднует. Тем более, если он его осмысляет как день женщин. Никто сегодня не вспоминает ни Клару Цеткин, ни Розу Люксембург. Никто сегодня в этом празднике не двигает лозунги феминизма: освобождения от гнета мужчин и прочее. В день 8 марта женщинам дарят цветы, у людей праздничное настроение, потому что люди его воспринимают как день женщины. Я предлагаю так к нему и относится.

    Есть православное почитание женщин – День жен-мироносиц, а есть светский праздник – 8 марта. Не нужно оборачиваться на историю праздника, потому что многие праздники возникали по разным причинам, а потом народ эти причины забывал. Праздники наполнялись совсем другим смыслом. Сегодня 8 марта – это просто женский день. Кто участвует в этом празднике – тот и празднует, а кто не чувствует в этом празднике радости и смысла – тот и не празднует.

    Протоиерей Владимир Сорокин

     «Гораздо важнее праздновать не «женский» или «мужской» день, а день семьи, день матери, день отца».

    протоиерей Владимир Сорокин

    Что же касается 8 марта как женского праздника, то споры о его происхождении и значении идут давно. Одни считают, что корни этого праздника уходят далеко в древность, другие связывают его происхождение с протестными движениями начала XX века. Но для православных людей это бесплодные споры, поскольку Православная Церковь имеет свой «женский» праздник, который связан с радостной вестью и добрыми делами, – Неделю жен-мироносиц. Это наша четкая и ясная позиция, которая высказывалась даже в советское время.

    Есть непримиримые противники 8 марта, которые предлагают отменить этот праздник, упразднить выходной день. Пусть отменяют этот праздник, для нас нет никакой разницы, мы все равно этому дню не придаем особого значения. Действительно общество сейчас начинает многое переосмысливать. Если светское общество дозреет до того, что нужно отменить 8 марта, то это будет хорошо, но на церковном календаре это никак не отразится, поскольку этого праздника в церковном календаре просто нет. Конечно, нет ничего плохого в том, что женщин будут лишний раз поздравлять, но это дело этикета, а не Церкви.

    Уверен, что если бы 8 марта не было выходным днем, то вряд ли бы этому дню придавалось большое значение. 8 марта воспринимают как праздник в большей степени потому, что это дополнительный выходной день, и не более того. То же можно сказать о 23 февраля, так называемом Дне защитника Отечества. 8 марта у нас принято воспринимать как день женщин, а 23 февраля как день мужчин. С православной точки зрения, половые различия людей не так важны. Главное не то, что человек является мужчиной или женщиной, а то, что он христианин. Гораздо важнее праздновать не «женский» или «мужской» день, а день семьи, день матери, день отца. Для Православной Церкви, православного богословия важны не половые различия людей, а такие ценности, как семья, отец и мать. Зачем же отдельно выделять мужчин и женщин, ведь перед Богом мы все равны?

    Демонстрация женщин 19 марта 1917 г

    Наше общество должно прозревать и наполняться христианским содержанием. В этом наша миссия. Это мы слабые проповедники, раз уж 8 марта затмило и задвинуло на обочину Неделю жен-мироносиц. Если мы будем в этом отношении более активны, настойчивы и действительно будем ценить служение женщины, служение матери семейным ценностям, нравственным устоям, если об этих ценностях будет постоянно напоминаться, в том числе православными (которых, как говорят, 80% населения России), то Неделя жен-мироносиц будет преобладать.

    Тот факт, что до сих пор именно 8 марта, а не Неделя жен-мироносиц, воспринимается как женский праздник, свидетельствует о нашей неактивности, инертности. Конечно, 8 марта – это временный случайный праздник. А дальше, как Господь управит, так и будет. Но думаю, что нам нужен такой праздник, который будет воспитывать в людях нравственные, семейные ценности, направлять людей на создание союзов мужчины и женщины в их тесном совместном служении и совершении добрых дел. Я за то, чтобы женщин поздравляли в Неделю жен-мироносиц.

    Священник Константин Пархоменко

    «В пору своего неофитства я высмеивал 8 марта перед своими не пришедшими к вере бабушками. Сегодня я думаю со стыдом: зачем я это делал? Зачем портил праздник, настроение?»

    священник Константин Пархоменко

    Приближается праздник 8 марта, как он торжественно называется: Международный женский день. Насчет международности – не знаю. Однажды я был как раз в это время во Франции, в другой год – в Германии, и нигде не увидел не только никакого празднования, но и напоминания о нем. (Может быть, оно и было, но надо было очень постараться, чтобы его заметить.)

    По правде говоря, именно в России этот день празднуется с особым размахом, потому что этот праздник пришел к нам из недавнего советского прошлого.

    Идея праздника хороша. Женские праздники были и в Древнем Риме, и в Греции. Женщина – нежное, утонченное, прекрасное создание Божие, безусловно, заслуживает того, чтобы в году был день, в который бы воспевались идеи материнства, женственности. 

    Тем более этот праздник был уместен в стране, в которой между мужчиной и женщиной не делали различия. Женщины так же работали, ходили в забои, сидели за баранкой грузовика, клали рельсы и т.д. Эта советская «уравниловка», жестокая пародия на христианское: во Христе «нет мужескаго пола, ни женскаго» – выхолащивала все женское из женщины, лишала ее возможности, права быть женщиной!

    И вот этот весенний праздник возвращал напоминание о женщине. Возвращал самим женщинам, которые хотя бы раз в году могли официально почувствовать себя слабыми, женственными… Возвращал это сознание мужчинам, которые в угаре от процентов, планов, задач Партии и Правительства видели в женщинах лишь винтиков гигантского механизма.

    Советские женщины рабочие добровольно отказывались от выходного дня 8 марта

    Бог с ним, что к созданию праздника приложили руку немецкие рабочие-большевики, едва ли многие женщины помнили, кто такая Клара Цеткин… Это был праздник весны, улыбок, женственности, ухаживаний за дамами.

    В советское время это был безальтернативный праздник! Светлый и радостный. Новый год, с его бенгальскими огнями, мандаринным запахом, напоминал о мистике времени; 8 марта напоминало о женщине, весне, любви.

    Для христианок, для которых каждый праздник, посвященный Божией Матери, – их, женский, день, нет нужды в празднике 8 марта. Но ведь не все россияне – в Церкви, не все воцерковлены. Или же воцерковляются сегодня, а за плечами – вся жизнь, связанная с этим праздником своими светлыми моментами. Можно ли лишить людей праздника? Нужно ли это?

    В пору своего неофитства я высмеивал 8 марта перед своими не пришедшими к вере бабушками. Сегодня я думаю со стыдом: зачем я это делал? Зачем портил праздник, настроение? Сегодня я бы бережнее отнесся к их воспоминаниям и чувствам.

    Давайте будем терпимей и добрей к нашим дорогим соотечественникам, которые были на протяжении страшных 70 лет лишены веры, истины. Но которые прожили жизнь. Нелегкую, жуткую, но жизнь, со своими праздниками, радостями.

    Я благословляю своих прихожан поздравлять их близких, коллег с этим днем. Сами – можем не праздновать, но и высмеивать что-то, с юности дорогое сердцу многих, – тоже не надо.


    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *