• На пересечении Таганской и Абельмановской улиц, в сердце златоглавой Москвы, колокольным благодатным звоном встречает гостей старинный Покровский ставропигиальный женский монастырь. Несмотря на столичность и массовую застройку, на территории монастыря всегда тихо, зелено и духовно легко. Ежедневно тысячи паломников посещают Покровский собор, чтобы помолиться возле раки с мощами святой Матроны Московской, и, ежедневно, по воле Божией, случается чудо! Об истории Покровского монастыря и обретении мощей блаженной Матроны Московской – в нашем материале.

    О дерзновенной молитве Матронушки перед Господом наслышаны не только в Москве или Тульской области, где она родилась и жила, но во всем православном мире. Мало кто знает, что ранее Покровский монастырь, где прибывают мощи блаженной старицы, назывался Божедомским. Само название «убогий дом» заслуживает краткого исторического обозрения.

    Скудельница – Убогий дом

    В Москвe, как и в других русских городах, издревле устраивали убогие дома или скудельницы, по примеру села Скудельниче в Иерусалимe, для погребения, в случае внезапной смерти, странных – иудеев, приходивших из отдаленных уголков на поклонение Богу в храм Иерусалимский.

    Сама история происхождения села Скудельниче, которое просуществовало вплоть до XIX века, заставляет задуматься. Согласно Новому Завету, данная земля была куплена на деньги, полученные Иудой Искариотом от первосвященников за предательство Иисуса Христа. В настоящее время в Иерусалиме на этом участке расположен православный греческий монастырь Онуфрия Великого.

    На Руси такие места назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами. В поставленные сараи, холодные дома с ямниками, свозили и клали тела убогих, странников, застигнутых внезапною и насильственною смертью. Исторически засвидетельствовано, что именно в таком месте нашел своё последнее пристанище Лжедмитрий I.

    По словам русского церковно-политического деятеля, писателя, публициста, келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия, в миру Аверкий Иванович Палицын, в царствование Бориса Годунова, во время страшного неурожая, погибших от голода было схоронено на трех скудельницах 127 тысяч трупов, кромe погребенных у приходских церквей. Тeла лежали в Убогих домах без погребения до седьмого четверга после Пасхи, за три дня до Троицы.

    Придворный врач царя Алексея Михайловича, Самуил Колленс, как очевидец, так описывает убогий дом в Москвe:

    «Тела убитых и замерзших привозятся в Земский Приказ, где выставляются на три- четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, то отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сто и по двести трупов, которых священники весною отпевают, засыпав землею».

    скудельница
    Обряд погребения на Скудельнице, старинный рисунок немецкого художника

    При этом нужно отметить, что каждый упокоенный в скудельном доме, не лишался поминовения. Собором 1548 года постановлено «совершать общее поминовение по всeх скончавшихся внезапною смертию». Так в одном синодикe, составленном, по благословению Иова Патриарха, читаем:

    «Помяни, Господи, души, иже в скудельницах лежащих, отец и братию нашу, мужеска полу и женского».

    История основания монастыря

    Покровский Убогий монастырь был основан как мужской в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем, в память об отце Патриархе Филарете (в миру боярин Федор Никитич Романов, при жизни носивший титул – «Великий государь», скончавшийся в праздник Покрова Божией Матери).

    убогий дом
    Покровский Убогий монастырь. Основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. Первое известное изображение м-ря.

    На строительство было пожаловано 17 четвертей земли, и, в прямом смысле, на кладбище, в пяти верстах от Московского Кремля, стали возводить монастырь.

    Строительство келий и храмов закончил сын Михаила Федоровича – Алексей Михайлович. Он вкладывал в монастырь деньги, полученные за аренду земельных участков, из-за этого в народе монастырь называли «комнатным».

    В 1655 году, по просьбe Благовeщенского протопопа, Стефана, царь пожаловал Покровскому монастырю 6 десятин сeнных покосов и лугов Симонова монастыря, а также, в соответствии с указом, причислил обитель к Московской епархии. В этом же году возведён каменный монастырский собор Покрова Богородицы, выстроенный заново с 1806 по 1814 года.

    С 1680 по 1731 года святая обитель была приписана к Заиконоспасскому монастырю, а с 1744 года, по именному указу, причислена к бывшей тогда Крутицкой епархии.

    В 1751 году в Божедомском Покровском монастыре была организована семинария, которую перевели из Вяземского Предтечевского монастыря.

    Через 25 лет семинария перестала существовать, семинаристы были разосланы по тем епархиям, к которым они принадлежали, а сам Покровский монастырь снова был определен к Московской епархии.

    Впоследствии он становится заштатным и довольствуется только милостыней.

    Первым игуменом Покровского монастыря, был Стефан, прежде протоиерей Благовeщенского собора, упомянутый в надписи напрестольного креста (1679 г.) и грамоте царя Алексия Михайловича.

    В войну 1812 года в монастыре жил французский генерал Мишель Клапаред, командующий Польским корпусом. В этом же году монастырь был разорён, некоторые постройки обители подверглись разрушению.

    В 1855 году была освящена перестроенная по проекту Михаила Быковского церковь Воскресения Словущего.

    Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ веков проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

    Здесь готовили священнослужителей и монахов для несения проповеди о Христе в далекую Сибирь. Бывшие миссионеры проживали в Покровской обители на покое. Многие из них нашли последнее пристанище на обширном монастырском кладбище, где к началу ХХ века было до трех тысяч надгробных памятников, не считая общих захоронений, которые производились здесь с XVI века.

    Женская богодельня, за оградой обители

    В 1893 году, после празднования 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского, при монастыре была открыта школа для мальчиков (на 30 человек) и построена гостиница для приезжающих миссионеров.

    С середины ХIХ века, по завещанию и на средства госпожи Хлебниковой, на монастырской земле была устроена женская богадельня на 80 человек, которая располагалась в отдельном доме за оградой обители.

    «Богоборческое время»

    В начале ХХ века при монастыре проходили занятия Московских пастырских курсов. К 1916 году учащихся здесь было четыреста человек, они занимались в двух монастырских зданиях у восточной монастырской стены.

    Удивительным образом, перед самой революцией, монастырь оказался связан с Афоном: с 1913 по 1915 года по решению Святейшего Синода сюда были направлены более 20 афонских монахов-«имяславцев», бывших насельников Свято-Пантелеимонова монастыря, наблюдение за которыми было поручено настоятелю обители, викарию Московской епархии.

    В годы Первой мировой войны семеро насельников Покровской обители были командированы в действующую армию и подвижные госпитали для исполнения пастырских обязанностей. Четверо из них награждены орденом Святой Анны II и III степеней.

    В самом монастыре с 1914 по 1918 года располагался лазарет на 500 раненых воинов. Их духовным окормлением занимались братия обители, а также другие московские священники, присылаемые в монастырь на исправление.

    К 1917 году монастырь стал благоустроенным, с хорошо налаженной богослужебной и хозяйственной жизнью. Это был духовный центр для окрестных жителей и не только: священники, оканчивая пастырские курсы, отправлялись служить во многие, порой самые отдаленные губернии Российской Империи. Обитель снабжала их пособием, даже на прогон лошадей от Москвы до Благовещенска бывшим курсистам выделялись средства.

    Братия монастыря, фотография 1928 года

    Трагические для всей России годы революции отразились и на Покровской обители. С 1918 по 1919 года монахи получали хлеб по карточкам. Угля для отопления зданий выделялось втрое меньше, чем это было необходимо.

    За кладбищем, в западной части монастырской территории, располагался обширный фруктовый сад, ранее питавший послушников, многочисленных курсистов, учащихся монастырской школы. Советская власть в 1918 году запретила монахам заниматься сбором фруктов, которые отныне должны были принадлежать «рабочим».

    Монастырские здания и все церковное имущество новые власти решили использовать по-своему. В июне 1919 года игумену Покровского монастыря «предлагалось» «освободить занимаемое помещение в трехдневный срок, т.к. это помещение предназначено для детского сада и дошкольной секции».

    Весной 1921 года братия получили более грозные указания. Монастырь собирались переоборудовать под концлагерь, и монахам предписывалось в семидневный срок выехать из обители, «так как таковые не могут находиться вместе с заключенными». Бумага была подписана комендантом Таганского лагеря. Будущий лагерь планировали назвать «Ново-Покровским», но, видимо, посчитали, что это название не подходит для учреждения, находящегося в ведении Мосуправления принудработ.

    Царица Небесная хранила Свою обитель и не позволила разместить на территории Монастыря тюрьму.

    В 1929 году монастырь был закрыт, а его храмы — в 1926 году. В том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов). Наместника вместе с братией обители в 1929 году арестовали и сослали в лагеря, обвинив в нелегальном преподавании детям Закона Божия. Архимандрит Вениамин проявил большую стойкость и силу духа в объединении верующих. Ежедневными службами и сердечными проповедями снискал народную любовь. В своем дневнике в 1928 году он пишет:

    «Источником сильных тревог служило понимание того, что шаг за шагом Покровский монастырь приближается к своему концу: закрыли Покровский собор, снесли часовню, кладбище, могильные памятники были закопаны в землю. Какие тревога и мука сжимали душу при каждой неудачной попытке отстоять здание монастыря!»

    Архимандрит Вениамин (Милов) – настоятель Покровского монастыря, в своей келье

    В 1934 году, в самый разгар активной антирелигиозной кампании, разрушили монастырский некрополь, который занимал площадь 5,4 га и считался одним из самых крупных в городе. На этом кладбище были похоронены многие родовитые москвичи – коллекционер Петр Щукин, купцы Хлудовы, члены семьи Боткиных, поэт и переводчик Дмитрий Глебов, представители грузинской аристократии и многие другие. На месте монастырского кладбища, был разбит парк культуры и отдыха Ждановского района (ныне Таганский парк). Монастырские стены в этой части были снесены. В зданиях монастыря разместили типографию, редакцию журнала, спортивный зал, бильярдную, киностудию, управление кинофикации.

    На долгие десятилетия в обители перестала звучать молитва.

    Возрождение монастыря

    Верующим монастырь вернули только в конце XX века. В соответствии с Синодальным Постановлением от 24 ноября 1994 года, был учрежден Свято-Покровский монастырь – 4-й женский монастырь в Москве.

    Настоятетельница Покровского ставропигиального женского монастыря монахиня Феофания на Всенощном бдении в Покровском храме. 1995 год.

    В 1995 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил на духовное служение Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной). В этом году в обители прошла первая после долгого 65-летнего перерыва церковная служба. В самом начале верующие молились перед фанерным иконостасом, на котором висели бумажные репродукции икон.

    Об этом времени игумения Феофания вспоминает: «Когда приехала в первый раз 11 марта 1995 года просмотреть территорию монастыря, я увидела в ужасном состоянии храмы. Огромное количество арендаторов. Очень тяжело было начинать! В то же время на душе было радостно – возрождается монастырь! Мы столкнулись с тяжелыми испытаниями! 1 октября, я и монахини, вошли в Покровский храм, в котором на первом этаже размещалась типография. Пред глазами предстала ужасная картина: в окна вставлена фанера, первый этаж заставлен, т.к. использовался под склад. Храм нужно было привести в порядок к 14 октября. Господь управил! Служба Покрову Пресвятой Богородицы прошла хорошо, светло и радостно! После того, как Святейший Патриарх Алексей II отслужил первый молебен Покрову Пресвятой Богородицы, нам передали все храмы. Когда я поделилась светлою радостью со Святейшим, он сказала: «Что значит только отслужить молебен Покрову Божией матери?!»»

    22 января 1995 года настоятельницей монастыря была назначена инокиня Ольга (Мискина), насельница Свято-Троицкой Дивеевской обители. 14 апреля того же года инокиня приняла монашеский постриг, совершенный Святейшим Патриархом Алексием II, с наречением имени в честь святой блаженной царицы Феофании.

    Матушка-настоятельница покорно приняла нелегкий крест по восстановлению обители. Господь, по своей великой милости, помогает настоятельницы Феофании нести это послушание.

    «Когда открылся монастырь, я сразу поехала к мощам блаженной. Помню, мне назначен был прием в 9.30 у Святейшего Патриарха. Я подумала, что успею посетить Матронушку и попасть на встречу, но, увы, опоздала. Святейший поинтересовался о причине опоздания, и я поведала ему о том, что была на кладбище у блаженной старицы. Как-то так вышло, что, в сердечном порыве, сказала:

    Как хорошо было бы, если бы мощи Святой Матронушки оказались в нашей обители!», –

    из воспоминаний игумении.

    В 1996 г. Правительство Москвы передало монастырю здания храмов и другие постройки, а также землю в бессрочное, безвозмездное пользование.

    Обретение мощей Матроны Московской

    В 1998 году состоялось Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровского храма Покровского женского монастыря. В этом же году случилось духовно значимое событие – обретение и перенесение мощей Матроны Московской. С этого светлого события монастырь становится местом массового паломничества.

    Ровно через год, 2 мая 1999 года, состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых. Хор впервые запел тропарь святой блаженной Матроне, и все присутствующие в храме пели Величание. Теперь в монастыре после Литургии ежедневно совершается молебен с акафистом перед ракой святой блаженной Матроны.

    В 2000 году была построена, по эскизам, колокольня, внешне приближенная к старой барачной колокольне XVIII века, которая была взорвана в 1926 году. Колокола для неё отлили мастера Тутаевского колокольного завода.

    В 2005 году на территории монастыря, с севера от Воскресенского собора, была построена Водосвятская часовня. Сегодня отсюда паломники увозят емкости со святой водой.

    В апреле 2013 года в ведение Покровского ставропигиального женского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был передан приход храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Троицкое (старинное название Троицо-Лыково) и его православная гимназия. Новое ведомство Покровского монастыря стало носить название «Подворье в Троице-Лыково». Директором гимназии была назначена игумения Покровского женского монастыря Феофания (Мискина).

    27 ноября 2018 года Президент Российской Федерации Владимир Путин наградил настоятельницу монастыря за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций, сохранение объектов культурного наследия и активную благотворительную деятельность. В Екатерининском зале Московского Кремля монахине вручили орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Монастырь сегодня

    Сегодня Покровский женский ставропигиальный монастырь является объектом историко-культурного и федерального значения России. В обители живет 50 насельниц, работают богадельня и приют для девочек-сирот. В монастырском приюте воспитывается 40 девочек, а в православной гимназии обучаются 100 детей.

    Воспитанницы приюта при Покровском монастыре

    Хозяйство в монастыре огромное: бухгалтерия, швейная мастерская, больница, ризничная. За 24 года, с Божией помощью, в монастыре установлено: сестринский корпус, административные здания с трапезной, дом причета, полностью

    Воскресенский храм и церковь Покрова Божией матери

    Покровский монастырь постепенно благоукрашается, дивные росписи, внутренне убранство Покровского и Воскресенского храмов полностью воссозданы.

    За годы своего игуменства, Матушка Феофания возродила 8 храмов (в них 18 престолов), отреставрировала и заново отстроила более 50 зданий, полностью благоустроила территорию площадью более 20 гектаров, где собственноручно посадила более 3000 деревьев и кустарников. Отстроена монастырская гостиница с часовней. Это современный пятизвездочный отель, с бассейном, люксовыми номерами и большой трапезной, в котором могут разместиться приезжающие в Москву паломники.

    Покровский монастырь, современный вид

    Зеленую территорию, расположенную с запада от основного комплекса обители, называют Таганским парком. Здесь, на месте уничтоженного некрополя, установлен большой Поклонный крест, и к нему всегда приходят верующие.

    На территорию монастыря можно попасть с понедельника по субботу с 7.00 до 20.00, а по воскресеньям и в праздники – с 6.00 до 20.00. Следует иметь в виду, что здесь всегда бывает многолюдно. По будням в обитель приходит до 3000 верующих. В выходные дни и церковные праздникам их количество возрастает в 10-15 раз, и из желающих побывать в Покровском храме выстраивается многочасовая очередь.

    Приглашение на праздник

    Покровский женский ставропигиальный монастырь приглашает 7 марта 2019 г. всех желающих принять участие в светлом празднике – «Обретение мощей святой праведной блаженной старицы Матроны Московской».

    Богослужение в храме блаженной Матроны

    С 7 по 8 марта монастырь будет открыт всю ночь и все православные смогут его посетить.

    Вы также можете подать записки в Покровский женский монастырь на праздничную Литургию в день Обретения мощей святой праведной блаженной старицы Матроны Московской.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *