• Восточная Европа — древние духовные владения христианства. Но это не служит взаимопониманию народов.

    Число православных растёт

    Католицизм и православие исповедуют большинство жителей Восточной Европы. Причём, по оценкам экспертов, число православных христиан растёт.

    В период с 1991 до 2016 года в России число православных граждан увеличилось с 37% до 71%, в Украине — с 39% до 78%, в Болгарии с 59% до 75%. В то же время католиков в ряде стран стало меньше. Например, в Чехии их число сократилось с 44% до 21%, в Венгрии с 63% до 56%, в Польше с 96 до 87%. Но это не всегда означает, что люди, переставшие быть католиками, перешли в православие. Скорее, возросло количество атеистов и сторонников деструктивных культов.

    На мой взгляд, важно не соперничество конфессий, а принадлежность людей к христианству в целом. Даже самая прогрессивная Церковь лучше, чем сатанизм или атеизм.

    Как пример, Чехия, где католиков стало вдвое меньше, превратилась в оазис для сексуальных меньшинств.

    Но есть и другая крайность, Венгрия, где президент, победивший за счёт христианской риторики, покрывает коррупцию и третирует независимую прессу.

    Но не будем судить ближних, просто посмотрим, как живут наши единоверцы и соседи.

    Польша: миссионерство и коронация Христа

    Если в России популярно утверждение: русский, значит, православный, то в Польше считают: поляк, значит, католик.

    Обеспокоенные падением религиозности в обществе, польские священники идут в народ. Они решили каждую пятницу по вечерам поджидать на уличных скамейках атеистов, чтобы обратить их сердца ко Христу. Тактика верная, ведь именно она помогает сектантам пополнять свои ряды. Так почему бы представителям традиционных конфессий тоже не обратиться к прохожим и не спросить: «Верите ли вы в Бога?»

    Один из инициаторов акции, католический священник Михал Mисяк, отметил, что каждая беседа будет конфиденциальна, как исповедь.

    «Мы хотим говорить об обычных нуждах, проблемах людей, месте Бога в жизни, духовности и сомнениях, которые могут касаться различных аспектов жизни. Мы понимаем, что сегодня недостаточно ожидать людей в приходах. Мы должны выйти к ним туда, где они есть. Побудить к разговору и обсуждению вопросов, которые, возможно, являются важными для них», — пояснил отец Михал.

    Интересный факт, в прошлом году в Кракове состоялась коронация Иисуса Христа как короля Польши. Присутствие на мероприятии президента страны Анджея Дуды подтвердило официальный статус мероприятия.

    Статуя Царя Христа в Польше

    Статуя Царя Христа в Польше

    Этот поступок польских верующих продиктован тревогой за судьбу страны и надеждой, что Христос будет милостив к своему королевству. Идея коронации Сына Божьего появилась в начале XX века. Одна благочестивая женщина услышала голос свыше, что необходимо возвести Христа на польский трон, чтобы спасти Польшу от грядущих бедствий. Эта мысль нашла отклик в сердцах всех польских христиан.

    А в июне в 22-й раз у озера Ледница рядом с городом Гнезно, где в 966 году произошло Крещение Польши, состоялась встреча молодых христиан. В религиозном празднестве участвовало 85 тысяч юношей и девушек из Польши и соседних стран.

    Православие в Польше вторая по численности конфессия. Недавно в Варшаве был построен первый за последние 100 лет православный храм. Это величественное здание посвящено Софии Премудрости Божией и чем-то напоминает знаменитый собор в Стамбуле.

    Но в те же майские дни прозвучала новость: во Вроцлаве будет построен языческий храм. Инициаторы проекта не скрывают, что там будут проводиться магические ритуалы и праздники. Значит, христианская проповедь должна чаще и настойчивей звучать в польском обществе.

    Украина: автокефалия и либеральные соблазны

    Украина, выбирая европейский вектор развития, оказалась в сложном положении. С одной стороны, она готова идти в фарватере западных стран, с другой, не намерена отступать от традиционных ценностей. Запад предлагает ей то же, что другим странам Восточной Европы — наряду с честными выборами, возможностью нации влиять на власть, со свободой слова и массовых протестов, навязывают гей-парады, однополые браки, ювенальную юстицию и другие явления, неприемлемые для большинства украинцев.

    Удастся ли Украине из даров Европы выбрать те, что её устраивает? Проблема в том, что принятие этих причуд является условием поддержки Украины в сложный период.

    Почему довеском к демократии, по мнению Запада, являются мужчины в розовых боа, жаждущие усыновлять детей, и прочая экзотика?

    2 июня в Украине состоялся Национальный день молитвы, в котором приняли участие около 10 000 христиан разных конфессий. Собравшись в киевском Дворце Спорта, они вознесли молитвы за разные нужды страны.

    В тот же день по центральным улицам Киева прошло ежегодное Всеукраинское шествие  под лозунгом: «Счастливая семья — здоровая Украина!». Оно призвало власть повысить  уровень государственной семейной политики, а также выступило против абортов и разводов, попросило поддержать инклюзивное образование детей-инвалидов и развитие инфраструктуры для семей с детьми.

    Также участники акции выразили несогласие с законодательным продвижением идей гендерной идеологии, которая искажает понятие «пола». В шествии участвовали представители христианских конфессий, мусульманской и иудейской общин.

    Автокефалия— тема волнующая иерархов украинских Церквей и РПЦ, на мой взгляд, почти безразлична обычным верующим по ту и по другую сторону границы.

    Публицисты пишут пламенные статьи «за» и «против», но рядовые священники и прихожане безмолвствуют. Для своих статей я периодически беру комментарии священников на актуальные темы. Вопрос про автокефалию также задала не менее, чем десяти священникам. Некоторые ответили, что не задумывались или не интересуются этим вопросом. Некоторые промолчали. Двое сказали по две фразы. Откуда такое равнодушие?

    Думаю, ни российские, ни украинские священники не считают этот вопрос животрепещущим. И действительно, он более политический, чем религиозный.

    Церковь — часть государственной системы. И пока Украинская православная церковь относится к Московскому патриархату, она по умолчанию является инструментом Кремля, как и Российская православная церковь. Но этот аспект больше волнует чиновников и иерархов, чем простых верующих, которые в любом случае будут молиться Иисусу Христу.

    На днях Украинской православной церковью в Фейсбук был организован опрос: как украинцы относятся к гей-параду, который представители ЛГБТ планируют провести в Киеве?

    Почти все респонденты выразили своё несогласие с этой акцией, многие оставили негативные комментарии: «Украина не Содом!»; «Зачем парады? Все уже и так знают об их существовании. Думаю, это делается для привлечения в их ряды молодежи. А это уже плохо. Потому я – «против»»; «Во время войны это самая большая проблема Украины? Пусть поедут вместе и заасфальтируют дороги в Херсонской области»; «Конечно, «да»! Если марш уведет его организаторов и участников безвозвратно за пределы Украины!».

    Уже третий месяц в социальных сетях распространяют обращение бывших нарко- и алкозависимых Украины, направленное против правоохранительных органов страны. Его название «Не надо нас так спасать!»  Граждане протестуют против погромов христианских реабилитационных центров, где возвращают на путь истинный наркоманов и алкоголиков. Разгоняя эти организации, стражи порядка считают, что освобождают людей из «рабства», где их удерживают насильно, читая проповеди. На самом деле, на улице несчастные возвращаются в рабство своих пороков и пропадают поодиночке.

    Россия: актуальное православие

    Российская православная церковь, окормляя огромную страну, старается уделять внимание всем социальным группам. Священники общаются через интернет и ведут видеоблоги. Христиане поддерживают инвалидов и бездомных, занимаются тюремным служением, размышляют о проблемах экологии.

    Православие актуально — лозунг нашего времени. Эта религия  поможет справиться с любыми проблемами и ответить на все вопросы.

    Сейчас идёт разработка методики взаимодействия священства с ВИЧ-инфицированными людьми. Нельзя считать, что все они — жертвы собственных пороков, поскольку есть случаи, когда жертвами ВИЧ люди становились даже в больницах. Некоторых заразили супруги-наркоманы или блудники. Есть среди ВИЧ-инфицированных и дети матерей, которые вели асоциальный образ жизни. В любом случае отношение к страдающим людям требует гуманизма.

    Руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности Алексей Лазарев поясняет:   

    «Нужно ликвидировать белые пятна, которых, к сожалению, очень много. Из-за плохой информированности священнослужителей о том, что такое ВИЧ, часто возникают неприятные ситуации, из-за которых инфицированные люди не могут причащаться, становятся изгоями на своем приходе. Мы планируем совместно с врачами начать разработку методических рекомендаций для священнослужителей по пастырскому окормлению людей с ВИЧ-положительным статусом».

    Создатели методики отмечают опасность ВИЧ-диссидентства, которое встречается в среде священнослужителей. Существование опасной болезни некоторые из пастырей просто отрицают. Но легкомысленное отношение к ВИЧ-инфекции ставит под угрозу здоровье прихожан, доверяющих таким духовникам.

    Представитель контркультуры, режиссёр Валерия Гай Германика удивила российскую общественность своим православным миссионерством. Она решила запустить на YouTube медиапроект «Вера в большом городе». Гай Германика пояснила, что в своей программе она будет рассказывать, как совмещать современную жизнь и христианство. К участию в передаче режиссёр будет приглашать «лидеров мнений» из бизнес-среды, медиасферы и мира искусства.

    15-22 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  состоится молодёжный добровольческий форум «ДоброЛето» -2018. Его цель — объединить юных россиян, которые стремятся жить и творить добрые дела соответственно православным убеждениям. Но ориентировочное количество участников мне кажется небольшим для России — 1000 человек.

    Добролето-2017

    Добролето-2017

    Теракты исламских радикалов против прихожан православных церквей приводят к официальным совещаниям христианских и мусульманских священнослужителей, размышляющих, как не допустить подобных трагедий? Тогда как большую пользу принесло бы активное привлечение мусульман в православие. Но такая работа не ведётся.

    Общая картина

    Отношение к абортам, гендеру и сексуальным меньшинствам характеризует религиозность общества. Американская исследовательская организация Pew Research Center провела исследование на эту тему в Восточной Европе.

    Его результаты показывают, что взрослое население в преимущественно православных странах в меньшей мере поддерживает право на аборт при любых обстоятельствах. Так, против высказываются 64% россиян, 65% украинцев, 58% белорусов. В Сербии только 37%, что говорит о падении религиозности.

    Но не всегда традиционализм — панацея от зла.

    В Черногории едва ли не модой стали селективные аборты. И в мусульманских и в христианских населённых пунктах женщины делают их по настоянию мужей, избавляясь от эмбрионов женского пола. Здесь желанные дети — сыновья.

    — Мы нация воинов, семьям нужны мальчики. — Заявляет пожилой черногорец.

    Как итог, в стране стало меньше девочек. Не стоит удивляться, если через десять лет здесь появится внушительное гей-сообщество.

    Любопытно восприятие патриархальных установок современными мужчинами и женщинами. Так на вопрос: «Должна ли жена подчиняться своему мужу?» утвердительно отвечают 36% россиян, 41% украинцев, 43% белорусов, 31% болгар, 34% сербов.

    Но стоит отметить, мы не знаем, какого пола респонденты чаще выбирали такой ответ.

    Как и в опросе на тему: «Считаете ли вы, что обязанность женщины перед обществом — рожать детей?» С этим согласились 59% россиян, 59% белорусов, 65% украинцев, 69% сербов.

    По наблюдениям Pew Research Center, гомосексуальность считают морально недопустимой 85% россиян, 83% украинцев, 85% белорусов, 69% сербов, 58% болгар, 48% поляков. Кстати, в настоящее время Синод Болгарской православной церкви протестует против гей-парада, который запланирован на июль.

    Регистрацию однополых браков поддерживают 12% россиян, 18% украинцев, 36% белорусов, 30% сербов. Но в эти цифры верится с трудом, особенно насчёт Беларуси. Не завышены ли они?..

    *   *   *

    Проблемы восточноевропейского христианства напоминают западные, но есть и своя специфика. Особенно в России, Украине и Польше.

    • Политизация религии, когда правительства втягивают в свои разборки иерархов церкви. Священники благословляют участников военных конфликтов по обе стороны фронта, не останавливают прихожан, намеренных участвовать в войне.
    • Напряжённые взаимоотношения христианских конфессий, когда все считают друг друга «неправильными» христианами, еретиками. Отсутствие диалога, совместных проектов на благо общества.
    • Раздоры из-за храмов, которые общины отнимают друг у друга в Украине, порой доходя до рукоприкладства.
    • Дебаты в обществе из-за церковных зданий, которые пытается вернуть себе РПЦ в России.
    • Недостаток миссионерства в среде неблагополучной молодёжи.
    • Отсутствие миссионерства в мусульманской среде.
    • Увлечение магией и язычеством, когда даже священники в блогах рассуждают о карме.
    • Попытка прославления сомнительных «святых», порой по причинам политического характера.

    Многие верующие, делая христианство подручным инструментом в решении земных проблем, не представляют, как выглядели бы их поступки с точки зрения Христа.

    Что если Сын Божий явится сейчас, когда главы государств и спецслужбы обтяпывают свои делишки, прикрываясь рассуждениями о вере? Когда один христианин называет другого еретиком или раскольником, как будто имеет право судить? Когда один православный стреляет в другого и оба убеждены в своей правоте? А журналисты с крестами на шее льют помои на соседние христианские народы?

    Прежде, чем сделать что-то важное, справедливое, на ваш взгляд, задумайтесь: согласится ли с вами Христос?

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *