• С незапамятных времен предателей называют Иудой. Каковы были причины предательства Иуды? Что говорит о предательстве Библия? Что делать, если предали вас или предали вы? О грехе предательства в нашем материале.

    Предательство в Библии

    В Библии каждый образ и поступок имеют глубокий смысл и несколько уровней понимания. От простого толкования, когда сюжеты учат людей правильному взаимодействию между собой, до сложного философского осмысления в поисках  надмирных тайн.

    Иуда на коленях Люцифера

    Преступление Иуды останется в истории как обличение предательства. Это  предостережение на все времена для всех людей.

    Иуда – для христианина самый отрицательный персонаж Книги книг, но он не первый предатель на её страницах. Первым был Люцифер, начавший войну против своего Творца и Владыки мира. Низринутый в бездну и продолжающий свою перманентную революцию руками нечисти. На мой взгляд, это символ подданного, восставшего против законного монарха.

    Затем вспоминается поступков братьев Иосифа, отдавших его торговцам. Это символ нарушения верности по отношению к своему роду.

    Можно упомянуть коварство Далилы, которая открыла тайну силы Самсона его врагам – это символ измены в любви.

    И, наконец, грех Иуды – символ продажи не только Бога, но и друга, учителя,единомышленника. В народных преданиях падший апостол изображается сидящим на коленях Люцифера – круг замыкается.

    Вот архетипические сюжеты, которые тысячекратно повторяются в истории человечества, раз и навсегда осуждённые в Священном писании.

    Обстоятельства преступления

    Поступок Иуды – модель любого предательства. Мы точно не знаем причину его вероломства, но это тоже символично. Можно предположить следующее:

    1.Поиск выгоды любой ценой

    Прежде всего Иуду обвиняют в алчности, жертвой которой он пал. Будучи казначеем апостольской общины, он носил ящик с деньгами. За исцеления Христу жертвовали деньги, которые Он раздавал нищим. Иуда из казны крал, о чём прямо сказано в Евангелии. Видимо, он не связывал своё будущее с Христом, но считал, что за счёт Его чудес накопит денег на сладкую жизнь. На предательство Иуду толкнула лишняя, по его мнению, трата на Учителя. В Вифании Мария, сестра Лазаря, воздавая честь Спасителю, возлила на него дорогое ароматическое масло, нард.

    «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»,

    – сказано в Евангелии от Иоанна.  Но динарии прикарманить не удалось, и, чувствуя себя в убытке, Иуда решил продать Христа.

    “Предательство Иуды”, Иван Айвазовский

    2. Перемена политических убеждений

    Есть версия, что Иуда стал разделять точку зрения иудейских священнослужителей, считавших Иисуса еретиком, который смущает народные умы. Якобы Иуда был патриотом, тщетно ждавшим, когда Иисус возглавит восстание против Рима. Но в Евангелии нет подтверждения этому, иначе один из апостолов непременно упомянул бы о взглядах Иуды. И всё же непостоянство свойственно ему – сегодня он идёт за Христом, завтра бежит сдавать его, послезавтра раскаивается. Мятущийся нестойкий ум.

    3. Неудовлетворённые амбиции

    Иуда надеялся, что Иисус займёт царский трон Израиля. Тогда Иуде доверят не просто ящик с пожертвованиями, а всю казну государства. Видя, что Сын Божий не стремится к земной власти, разочарованный Иуда оставляет Его.

    4. Зависть и уязвлённая гордыня

    Постоянно присутствуя рядом с Богочеловеком, наблюдая его чудеса, Иуда начал завидовать чужому могуществу и славе. Сам он был неспособен стать святым и получить  часть Господней благодати и силы. Зато мог погубить Христа и так войти в историю.

    “Предательство Иуды”, Миронов Андрей Николаевич.

    5. Стремление обезопасить себя

    У Христа было много почитателей, но и немало недоброжелателей. Рано или поздно Он рисковал попасть в руки врагов и сам предсказывал свою кончину. Иуда предполагал, что может пострадать, как ученик Христа. Поэтому решил предупредить события и лично предал Учителя.

    Один из этих аспектов или несколько сразу присутствуют в предательстве любого рода. Грех Иуды проецируется на всех его последователей. Каждый из них – по-своему Иуда.

    В истории Распятия есть ещё одно предательство – когда пророка предаёт его народ. И отзвук этого события также звучит в истории, когда невинных людей осуждает толпа. Хотя бы в сталинские времена, когда на комсомольских собраниях прорабатывали за ношение креста и религиозность. Когда коллективами писали письма в поддержку арестов и расстрелов по сфабрикованным делам. И сегодня всякая общественная травля неугодных – от школы до большой политики – тень того сборища, которое призывало Пилата: «Да будет распят!»

    Отвергая ближних, мы отталкиваем Христа, учившего любви.

    Христос – пример верности

    Иисус Христос говорил:

    «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»

    (Лук. 16:10)

    Всю земную жизнь Он хранил верность своему небесному Отцу. Перенес искушения в пустыне, не склонился перед Сатаной, остался безгрешным. И хотя скорбел душой в Гефсиманском саду, завершил миссию спасения человечества.

    По отношению к людям Христос также был честен и надёжен.

    Чтил свою земную Мать, в день Распятия поручая заботу о ней апостолу Иоанну. Воскресил Лазаря из дружеского чувства. Накормил своих слушателей, умножив пять хлебов и две рыбы. Спасал и исцелял.

    Апостол Павел писал Тимофею:

    «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»

    (2 Тим. 2:13)
    “Поцелуй Иуды”, Илья Глазунов

    Иуды среди нас

    Предательство присутствует в жизни каждого человека. Кто-то стал жертвой этой подлости, кто-то сам предал. Иногда и то и другое вместе. Предательство может носить характер глобальный – нарушение присяги государю и верности Богу. И локальный – отказ от своей семьи или друга.

    Привёз сын неходячего отца к приюту, выгрузил его в сугроб и уехал. Такие картины порой наблюдают социальные работники. Как только напишет пенсионер дарственную на своё жильё детям, многие стараются избавится от обузы. А бывает, у дочки особняк на семь миллионов, но дряхлые родители не нужны – и этих в приют.

    В России более 1400  интернатов для престарелых и инвалидов. Из них 70%  привезены туда родственниками. Каждый из этих родственников в душе – Иуда.

    Мальчик идёт с мамой по улице и вдруг замечает своего отца под руку с незнакомой тётей, рядом бегают двое мальчиков его возраста. Как же так? Просто папа сбежал в другую семью, к чужим детям. Там ему более комфортно в постели, или жизнь богаче, а он ленив. Папа – Иуда? Разумеется. Меньшего масштаба, но ничем не лучше – Закон Божий он тоже попрал в угоду своей прихоти. 

    Треть женщин в нашей стране воспитывают детей в одиночку, значит, их предали мужья, а в ряде случаев они сами бросили мужа. Так предательство сокрушает семью. А значит, появляется меньше детей, и уже рождённые обделены любовью отца.

    Или тяжело заболел муж и жена оставляет его, упорхнув на поиски здорового самца. Ведомая своей похотью, она поступает как Иуда – ведь тот тоже хотел удовлетворить свои потребности, финансовые или психологические.

    Многие люди по жизни ближе к Иуде, чем к Иисусу Христу, поскольку падать легче, чем духовно расти. Изменять легче, чем хранить верность. 

    Николай Ге. “Совесть. Иуда”

    «Дружба» в соцсетях обесценила чувство верности. Чаще мы видим друзей в блогах, ассоциируя их с красочными аватарами. Аватаром меньше или больше – никакой разницы. Сегодня ты лайкаешь одних, завтра других. Или кто-то блокирует тебя одним кликом, отказываясь от общения.

    Я замечала, как много писателей сейчас дружат с литературными критиками в Фейсбуке, поскольку надеются, что критик порой упомянет их в своих статьях, добавив популярности. Но случись с тем же критиком беда, немногие переведут ему и 100 рублей. А если он перестанет строчить свои статьи о литературе, от него отпишутся. Вот и вся интернет-верность.

    Изредка и здесь можно найти настоящую дружбу – на основе общих убеждений, но это два-три человека из двух-трёх тысяч френдов.

    Хозяин своего слова – сегодня это понятие относительное.

    – Я слово дал, я его и взял, – заявлял мой якобы православный коллега, не державший обещаний. Себя он считал праведником, который не обязан быть честным с остальными – не столь набожными, по его мнению, людьми. Когда-то его принимал на работу пожилой ответственный секретарь. Позже у коллеги выросли амбиции, и однажды он занял место своего наставника, когда тот уехал в отпуск. Ошеломлённый пенсионер оказался изгнан из своего кабинета, с должности, это стало косвенной причиной его смерти. А «благочестивый» ответсек продолжил изживать всех, кто его не устраивал.

    Путь к предательству начинается с мелочей, считает Епископ Пятигорский и Черкасский Феофилакт.

    Сегодня каждый верен себе сосредоточен на своих эмоциях и проблемах. Полюби себя – призывают современные психологии. Но эгоцентризм современного человека ему же невыгоден, поскольку игнорируя ближних в период благополучия, он остаётся в одиночестве, переживая трудности.

    Хранить ли преданность Злу?

    Но всегда ли предательство – греховно, а верность похвальна? Есть другая сторона этих явлений.

    Мафия ценит верность. Террористические организации ценят верность. Шайки  подростков ценят верность. И если представитель такой организации отправится в полицию и сдаст планы банды, местонахождение главарей и прочую информацию, он станет предателем в глазах бывших подельников. Но посмотрим на ситуацию через призму христианства.

    Вспомним, что изначально каждый человек задуман как образ Божий, создан выполнять заповеди, а отнюдь не преступать их, что был некогда чист. Потом некто забыл Бога и Добро ради банды, но одумался. И отречение от преступного мира – это возвращение к себе, некогда безгрешному. 

    Христианин должен предать Зло, даже если раньше служил ему по ошибке и клялся в вечной верности. Это не предательство, а раскаяние, покаяние, возвращение к первоисточнику – Богу.  

    Семья – библейская ценность. Первый союз людей, созданный по воле Всевышнего. Но бывают случаи, когда верность супругов преступна. Например, если муж становится педофилом, но жена скрывает это и детей вынуждает молчать. Или живёт с наркоманом и алкоголиком, который сбивает с пути истинного родственников.

    В Подмосковье я знала семью, где отец-наркоторговец посадил на иглу обоих сыновей и их невест, младший сын умер, старший сел вместе с отцом. А что же мать? Она скрывала происходящее и теперь носит передачи в тюрьму и цветы на могилу. Помню, глава семьи работал таксистом и в его машине красовались иконки.

    Но вместе с кем-то возделывать ниву греха – это не христианство.

    Бывает, один из супругов оставляет Православную церковь и уходит в секту, а другой следует за ним. Но это единомыслие порочно, так вместе согрешили Адам и Ева, вкусив запретный плод.

    Пагубна верность дурным привычкам, и нет достоинства в преданности алкоголю, никотину, наркотикам…

    Гравюра “Поцелуй Иуды”

    Библия, прежде всего, говорит о верности Богу. Верность Богу – жизнь по его заповедям. Через эту призму должна рассматриваться верность людям и организациям (партия, государство, компания, семья).

    Когда-то, в начале XX века, в России был предан помазанник Божий – законный царь. Это и есть измена государству – православному, признанному Церковью. «Кругом измена, трусость и обман» – осталась характеристика Николая II своему окружению, записанная им в день вынужденного отречения. 

    И. Солоневич пишет о впечатлениях французского посла Мориса Палеолога: «…Палеолог с полным недоумением рассказывает о том, что князья просто и Великие Князья, представители и финансовой, и земельной знати, на своих приемах совершенно открыто говорили о свержении Государя и о том, как они уже ведут пропаганду в частях гвардии – в первую очередь в Павловском полку, который и в самом деле первым начал «революцию». Все эти люди жестоко поплатились за свои интриги и злоречие, революция пожрала их прежде, чем других своих жертв.

    Как жить дальше?

    Предательство – это болезнь души, относиться к нему следует соответственно. Лечить молитвой и переосмыслением своих и чужих поступков.

    Что делать, если тебя предали?

    Проклинать или мстить? Христианство советует прощать и молиться за врагов. Это не просто, но тяжёлый внутренний труд преображает человека, уподобляя его Христу. Есть ли у нас основания требовать верности от окружающих? Каждый из нас когда-то подводил ближнего, возможно, в мелочах, но тем не менее нанося ему рану. Нужно воспринять поступок обидчика как урок смирения и не осуждать. Ведь Христос не посылал проклятий Иуде, идя на крест. Но в то же время стоит задуматься: стоит ли продолжать отношения с предателем, кем бы он ни был – другом или супругом.

    Что делать, если предал ты и чувствуешь свою вину?

    В Библии есть ответ и на этот вопрос, есть наглядная ситуация. Речь идёт об отречении Апостола Петра. Этот великий муж в начале своего пути был уязвим и боязлив, как обычный мирянин. После ареста Христа, будучи вопрошаем, не является ли он спутником Назарянина, апостол Пётр трижды опровергает это, опасаясь за свою жизнь.

    Почему же Иуде и Петру были уготованы разные судьбы? Первый раскаялся, но удавился. Второй продолжал жить, более не оступался, служил Господу, проповедовал и ныне считается хранителем райских ключей как основатель земной Церкви. 

    Иуда прибавил к своему предательству грех отчаяния, он не надеялся на милость Божью.

    Пётр же сам любил Христа и уповал на Его любовь. Всё обошлось без громких слов, но Пётр вместе с другими апостолами получил дар Духа Святаго, способность исцелять и воскрешать, о чём можно прочитать в Деяниях апостолов. А значит, Спаситель простил ученика, заглянув в его сердце.

    Возлюби преданного тобой ближнего и докажи ему своё искреннее раскаяние. Восстанови то, что разрушил. Вряд ли есть иной путь к примирению.

    Как пережить предательство друга?

    Отвечает протоиерей Игорь Сильченков.

    Как примириться с изменой мужа?

    Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

    Господь ожидает от нас, прежде всего, верности. Нашей верности в повседневных обещаниях и церковных обетах. Верности в труде – мирном и ратном. Верности семье и народу. Это качество достойно благословения в современном мире и в будущем.

    “Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”

    (Откр. 2:10)

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *