• В прощеное воскресенье в калужской деревне Никола-Ленивец сожгли готическое строение из веток и деревянного мусора. Событие вызвало общественный резонанс: «архитектурная» форма по внешнему виду напоминала католический костел. Кто-то увидел в пылающем строении православный храм. А художник-организатор Николай Полисский поспешил заверить весь мир, что у него и мысли не было оскорблять чувства верующих.

    С чего все началось?

    С «панк-молебна» Pussy Riot в храме Христа Спасителя в 2012. Наверное, об этой мерзкой выходке, длительном скандале и его итогах не знают только глубокие затворники. Напомню: снимая очередной «протестный и контркультурный» клип, участницы группы взобрались на амвон, где принялись биться в панк-конвульсиях, вставать на колени и креститься. А еще пытались петь довольно странную по содержанию песню. Лишение свободы двух участниц группы вызвало бурную общественную дискуссию и волну нападок на Церковь, а в 2013 Госдумой был принят закон о введении уголовной ответственности за действия, оскорбляющие чувства верующих.

    Кому еще ума хватило?

    На самом деле Николай Полисский не выглядит намеренным кощунником на фоне других, гораздо более серьезных, масштабных и продолжительных проектов-атак на Церковь. Художник создал в калужской деревне лэнд-арт, в котором разместились фигуры без религиозного подтекста. Импровизируя, Полисский использует образы народной мифологии. Стоит заметить, что организатор Масленицы в Николе-Ленивце почти сразу же постарался откреститься от посыпавшихся на него из сетей ярлыков.

    «В нашей Масленице не было заложено ничего кощунственного, если кто-то неправильно меня понял, я прошу прощения, но эта обида нанесена невольно. Я не собирался никого оскорблять. Сегодня, прощеное воскресение и я прошу у всех православных и не православных христиан простить меня Христа ради», – написал Полисский в своем Facebook.

    Николай Полисский

    Фото: Максим Шеметов / Reuters / Scanpix / LETA

    Выходка кубанского студента Егора Гришина была куда более радикальна. Студент опубликовал в своем Instagram хулительную фотографию, на которой он тушит сигарету об икону над дверями храма Архангела Михаила станицы Мартанской. Позже Гришин опубликовал видео с извинениями. Егор попытался оправдаться тем, что в него «вселился бес». Говорит ли студент правду, или же пытается таким образом найти понимание у верующих – неизвестно.

    Краснодарский край в свое время заселялся казаками и крестьянами – по преимуществу своему русскими православными людьми. Вряд ли они могли представить, что кто-то из их потомков может решиться на выходку с фактическим «плевком» в народную святыню.

    Знаменитый «ловец покемонов» Руслан Соколовский в 2016 году не нашел для своего общественно бесполезного занятия лучшего места, чем православный храм. Блоггер записал видео, на котором ход мобильной игры сопровождается комментариями, в том числе – кощунственного характера. На Соколовского было заведено уголовное дело, он получил условный срок. От экстремизма в своих действиях блоггер открестился: «Может быть, я и идиот, но ни в коем случае не экстремист».

    покемоны в храме

    В августе 2017-го в селе Гари Республики Татарстан на руинах храма Ильи Пророка прошла откровенная фотосессия для глянцевого журнала. Следственный комитет проводил проверку, однако возбуждать уголовное дело сотрудники правоохранительных органов не стали. Организаторы фотосессии извинились за свои действия.

    “Искусство”

    От выскочек и творческих горе-деятелей с их разовыми акциями резко отличаются «проекты» иного качественного уровня. Фильм «Матильда», провалившийся в российском прокате осенью 2017-го, стал популярен задолго до своего выхода. Режиссер Алексей Учитель заявил кинокартину как историческую, поставив в центр повествования историю любви Николая II (в бытность его цесаревичем) и балерины Матильды Кшесинской.

    Русская Православная Церковь резко и неоднократно через основных своих спикеров высказывалась о фильме негативно. Царь-мученик является одним из символов России, тем сакральным звеном, которое было уничтожено как образ христианской страны. И режиссер не мог об этом не знать. В итоге фильм оказался довольно посредственным. Однако пиар-компания была проведена на высоте и еще раз заставила верующих встать на защиту своих святынь.

    Вокруг фильмов Андрея Звягинцева «Левиафан» и «Нелюбовь» шум и градус напряжения были ниже, но негативный образ Церкви – без положительной альтернативы – вложили в картины определенный посыл и вызвал в свой адрес справедливую критику.

    «Церковь учит людей добру, любви, состраданию, если бы такой образ Церкви показывали в фильмах, конечно, мы бы это одобрили, когда же показывается искаженный образ, мы об этом сожалеем», — заявил глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в интервью телеканалу «Россия 24» о фильме «Нелюбовь». Владыка заметил, что картина «Левиафан» отображает взгляд человека, желающего внедрить отрицательный образ Церкви в сознание людей.

    Бог поругаем не бывает

    Эти слова апостол Павел написал в своем Послании к галатам около 57 года в Эфесе. Иудеи, пытаясь осмеять благовестителя и подорвать его авторитет, применяли для того изощренные методы. Но служитель Церкви Христовой терпеливо наблюдал за действиями кощунников и констатировал важный факт: Бога невозможно осмеять или обмануть. К этому апостол добавлял: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

    Бог поругаем не бывает

    Пытаясь бороться с «антиклерикализмом», «человеческим несовершенством в Церкви», «посредниками между Богом и человеком», а иногда и прямо выступая против Бога, «борцы» не понимают, что наносят удар самим себе. Результаты своих действий они пожинают уже здесь и сейчас

    Глупость или отсутствие сознательного мотива в оскорблении чувств верующих сложно отнести к «безобидной шалости». С одной стороны, это происходит из-за инфантилизма и нежелания брать на себя ответственность за последствие своих действий. То есть, намереваясь совершить какой-то поступок или акт творчества, человек постмодерна далеко не всегда до конца осознает его последствия. Об этом хорошо сказал главный герой книги Грегори Робертса «Тень горы», оказавшись на выставке «современного искусства»:

    «Считаю, что право неотделимо от ответственности и что ответственный художник во имя искусства не должен оскорблять и травмировать чувства других людей».

    С другой стороны, подобная психология взрастает на современных руинах традиционных обществ, в которых религия занимала важное место, следовательно, было больше оснований для уважения чужой веры. Если человек складывается вне системы ценностей многовековой культуры своего народа – откуда у него будет цельное понимание слова «святыня»?

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *