Cегодня мы начинаем цикл из двух бесед о Таинстве Крещения. В первой из них мы поговорим о том, кому и зачем Крещение нужно и как следует приступать к этому Таинству. А во второй беседе вспомним о том, что нужно знать крещаемым, о выборе крёстных, порядке и смысле самого Таинства и жизни после него, а также мы постараемся ответить на вопрос, в каком случае христианин может сам окрестить другого человека и как это сделать правильно.
«…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
(Ин.3:5)
Выходя из крещенской купели, мы не особенно меняемся внешне, но зато очень многое приобретаем внутренне. Каждому христианину в Таинстве Крещения сообщаются благодатные дары Святого Духа, которые помогают ему совершенствовать свою душу. А ещё Церковь поручает крещаемого заботам ангела хранителя и покровителя из числа святых, и они молятся о нас на протяжении всей нашей жизни.
За помощью или утешением мы всегда обращаемся с молитвой к своему святому покровителю, и он ходатайствует за нас перед Всевышним.
О здравии и благополучии всем святым:
Если же мы хотим, чтобы наши некрещёные близкие также обрели веру в Бога и стали членами Церкви Христовой, мы молимся об их вразумлении Самому Господу Иисусу Христу или пророку Иоанну Крестителю. Мы рады помочь Вам заказать молебен о себе или о своих близких! Поверьте, искренняя молитва никогда не останется без ответа от Господа!
Господу нашему Иисусу Христу:
Иоанну Крестителю:
Правильные и неправильные побуждения к Таинству
Когда люди приходят на беседу со священником перед совершением Таинства, он всегда спрашивает их о том, зачем они крестятся сами или крестят своих малышей. Ответы бывают самые разные. Но наиболее популярные из них: «чтобы ребёночек не болел», «чтобы защититься от сглаза и порчи» «чтобы у меня была небесная защита», «так все делают, вся моя семья крещёная». К сожалению, ни один из этих вариантов не является правильным.
Если ребёночек болеет – его нужно нести к врачу. «Сглаза» и «порчи» не существует. Это суеверия. Желание принудить Бога посредством Таинства предоставить нам особую протекцию – обыкновенный магизм, противный Всевышнему. А участие в Таинстве только по сложившейся традиции – это оскорбление Бога, который хочет, чтобы человек обратился к нему всем своим существом. С такими мыслями ко крещению лучше не приступать!
Почему без Крещения не спастись?
Тогда у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «Какая же причина для крещения является достойной»? Эта причина – вера. Вера в Пресвятую Троицу, в Господа Иисуса Христа. Желание следовать заветам Спасителя на протяжении всей своей земной жизни и стать гражданином обещанного христианам Царства Небесного. А в отношении младенцев достойной причиной для крещения является вера его родителей и крёстных, желание воспитать своё дитя в вере и любви к Господу.
Господь Иисус Христос говорил о крещении так: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин.3:5). Апостолам в день вознесения Спаситель также заповедал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф 28:19). Более того, Богочеловек и своё собственное служение человечеству начал с принятия крещения во Иордане от рук пророка Иоанна Крестителя.
Таким образом, крещение является для каждого христианина абсолютной необходимостью. Как по обетованию Господа, так и по его личному примеру. Крещение – это самое первое Таинство, с которым человек сталкивается в Церкви. Это врата в Церковь, подножие лестницы в Царство Небесное. И если Вы верите Христу как Богу, если собираетесь построить свою жизнь на Евангелии, то крещение даст Вам благодатные дары Святого Духа, и Вы станете членом Тела Христова.
Таинство Крещения в истории Церкви
В первые века существования Церкви к Таинству Крещения верующие подходили с особой серьёзностью. Так, святой равноапостольный император Константин Великий не принимал крещения на протяжении многих лет, понимая, что его обязанности правителя предполагают подписание смертных приговоров. И Таинство было совершено над ним лишь перед самой кончиной.
Святитель Кирилл Иерусалимский в IV веке создал цикл из двадцати трёх бесед перед крещением и после него, который назвал «Поучения огласительные и тайноводственные». На протяжении всего Великого поста оглашенные беседовали с духовенством об основах веры, а в Великую Субботу приступали к Таинству Крещения, чтобы уже в числе верных встретить Светлое Воскресение Христово.
Знала история Церкви и примеры массового крещения. Так крестились жители Киева во время правления святого равноапостольного князя Владимира. Так случалось и в 90-е годы, когда храмы, наконец, открылись после многолетних гонений. Но массовое крещение не даёт возможности познакомить каждого крещаемого с основами веры. Поэтому сегодня Церковь вновь возвращается к древней практике цикла огласительных бесед перед совершением Таинства.
О том, есть ли смысл крестить младенцев
Для многих «камнем преткновения» становится вопрос крещения младенцев. Одни считают, что креститься должны только взрослые, так как дети ещё не вполне осознают происходящее и не могут от себя дать обеты Богу. Другие думают, что дети и так безгрешны, и с крещением для них можно не торопиться. Что же говорит Церковь по этому поводу? Начнём с того, что никто из нас не знает, когда он умрёт. Человек ежедневно может уснуть и не проснуться. А сам Спаситель предупреждал нас о необходимости Таинства Крещения для вечной жизни.
Это ли не повод позаботиться о своих детях заранее и самим дать за них Богу «обещание доброй совести»? Кроме того, вспомним, что о крещении говорил апостол Пётр: «…и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38). И если для взрослого человека важно именно прощение грехов, под грузом которых ему тяжело будет разглядеть Истину, то для младенца наиболее важно получить дар Духа Святого.
Благодать Божия сама невидимо поворачивает сердце маленького человека ко Христу, сама пробуждает в нём благочестие. Поэтому традиция крещения во младенчестве по вере и любви родителей и восприемников имеет столько же права на жизнь, сколько и традиция сознательного принятия на себя крещальных обетов в зрелом возрасте. Вместе с духовником Вашей семьи Вы можете сами решить, как поступить Вам.