Павел Дуров: «Способность к многочасовой концентрации на одном занятии — навык, который в нашу мобильно-онлайновую эпоху встречается все реже. Но именно этот навык необходим для интеллектуального, творческого или духовного прорыва. Будущее за теми, кто выработает иммунитет к технологическим ловушкам внимания и сохранит способность к длительной концентрации», – прочла я и закрыла страничку Павла Дурова, потому что это технологическая ловушка внимания.
Воистину, все мы уверены, что информатизация – это великое счастье человечества, и люди станут добрее и мудрее, получив доступ ко всем знаниям человечества. По факту все смотрят порно и играют в Халфлайф. Нет, ну Википедию, конечно, никто не отменял. Тем не менее никакая Википедия не убедит, например, поклонников теории «исконной славянской письменности», что это липа.
Потому что важно не количество доступной информации, а наличие в голове у человека специального фильтра, позволяющего ее структурировать, отличать важное от неважного, нужное от ненужного.
Вокруг нас огромное количество информационных наркотиков. Я, как специалист по распространению информации, готова утверждать, что если человек не знает хотя бы основ теории коммуникации, он – просто марионетка в руках моих коллег маркетологов. Они продадут ему все что угодно – от шампуня против перхоти до гомосексуального брака (в зависимости от масштаба и от задачи рекламной кампании). Потому что они умеют создавать «ловушки внимания».
Я иногда ною, что мне не хватает сил и времени после работы писать этот бложик, а сама минимум час в день читаю что-то не очень-то нужное. Это при том, что я борюсь с этим, и ставлю мощный файерволл на входящую в мозг информацию. Потому что если дать ей свободно туда падать, ресурсов у мозга на креатив и самостоятельную генерацию мыслей просто не останется!
Не представляю, как вообще могут самостоятельно думать люди, ежедневно читающие свою ленту вконтакте или Ленту.ру – все равно. Они – просто потребители готовых смыслов, застрявшие в информационных ловушках.
Прогресс заявил, что мы должны принять человека таким, какой он есть. Задача – удовлетворить свои потребности, то есть ПОТРЕБить по максимуму вкусной еды, предметов роскоши и вообще ощущений всех мастей. По факту это означает, что человек должен реализовывать все свои сиюминутные импульсы, и каждый день ему нужна все большая доза ощущений. Это как наркотик. Это потребление – во всем, и в том числе в информационном поле. Именно поэтому в новостях так много чернухи, а Малышева скоро будет устраивать в прайм-тайм оргии на Первом канале, чтобы продемонстрировать, как работает точка G. Нужно повышать дозу потребляемых ощущений!
Маркетологи всех мастей отлично изучили «человека такого, какой он есть», и умело этим пользуются. Это работает в случае, если у человека нет ценностей «не от мира сего», бредовых, консервативных отсталых идей из прошлого. Если он хочет быть не таким, какой он есть, а каким-нибудь другим. Конечно, против такого вся культура потребления восстает.
Потому что, имей человек такие ценности, он перестанет хотеть покупать счастье! Обнаружив у себя внутри неиссякаемый источник ощущений, интереса, истины и радости, он станет очень плохим потребителем! Идеалы бедности, воздержания в сексе и в еде плохо скажутся на показателях продаж всего и вся – от макдональдса до секс-шопа. Даже концентрация на изучении Библии и святых отцов плохо повлияет на смотрибельность Малышевой и российских сериалов, читаемость Ленты.ру, продажи модных европейских авторов, продажи казуальных игр, посещаемость кинотеатров и т.д., и т.п.
Потому что этот внутренний источник перебивает все это и избавляет от необходимости закидывать в себя поток ощущений извне.
Раньше я думала: вот героические люди, уходили из общества куда-нибудь в лес, давали обет молчания… вот это сила духа! Ведь я абсолютно не могла представить, что они могли этого ХОТЕТЬ и получать от такого образа жизни настоящее удовлетворение! Теперь я все реже хожу на тусовки дружеские и тусовки литературные, все меньше сижу в соцсетях, все реже разговариваю и абсолютно не читаю никаких новостей о происходящем в мире.
Мне гораздо интереснее изучать что-то, что приходит мне в голову в тишине и разворачивается в посты вроде этого. Но для того, чтобы оно приходило, в голове должно быть свободное место.
В какой суровой борьбе освобождается это место от Ленты.ру и всего остального такого интересного! И освобождается только потому, что я сама по профессии занимаюсь манипуляциями с информацией и понимаю, что если что-то напечатано – значит, это кому-нибудь нужно. Я как человек, который не ест колбасу, потому что работает на колбасной фабрике.
Помните, что за каждую минутку вашего времени, за каждую толику вашего внимания, за каждую искру вашего доверия борются тысячи умных людей (иногда борются друг против друга). Они пытаются отнять все это у вас. Потому что на самом деле большинство из того, что нам нужно для развития, или, словами Дурова, для «интеллектуального, творческого или духовного прорыва», – все это находится у нас внутри.
Не зря одна из буддийских практик для обретения истины – не просто освободиться от впечатлений, но даже попытаться освободиться от мыслей. Истину невозможно вычитать, героически продираясь сквозь потоки информации, скрупулезно взвешивая, сравнивая и анализируя. Истина тихо лежит где-то на дне этих потоков, нужно только сконцентрироваться и повнимательнее вглядеться в себя.
В этот момент закончится потребление и начнется творчество. Начинается настоящая интеллектуальная свобода. Которая в сущности состоит не столько в том, чтобы иметь возможность читать и писать что хочется, сколько в том, чтобы иметь возможность НЕ читать каждый день новости и НЕ писать каждые пять минут в твиттер (так и хочется добавить: НЕ читать советских газет). В общем, свобода от ловушек внимания, пожирающих наше время и наши ресурсы. Свобода от потребления.