• «Грехом Иуды» традиционно принято считать предательство. Но не в меньшей степени лукавый апостол знаменит и нарушением восьмой заповеди. Чем богатая душа отличается от бедной и почему жадность убивает свободу? О восьмой Синайской заповеди “не укради” – в нашем материале.

    Иуда был вором…

    Да, человек, чье имя вошло в историю как нарицательное, был вором. Иуда тайно воровал из казны апостольской общины, из тех средств, что люди подавали Христу в благодарность за исцеления и изгнания бесов, за наставления и духовную поддержку. Казначей Спасителя любил деньги, не стеснялся увеличивать свой достаток легким путем, пополняя карманы не принадлежавшими ему средствами.

    У Иуды был очень практичный склад ума, он рассчитывал стать благодаря Иисусу самым богатым человеком на земле. Христос воскресил Лазаря, и лютые недоброжелатели со скептиками признали Его за Мессию. Иудеи ожидали царя, который должен был освободить их от римского ига, возглавить Новый Израиль и покорить все народы земли. Перспективы, по мнению Иуды, были очень даже привлекательными. Прогнозы лишь увеличивали его аппетиты. Из казны мирового царства он уже мог брать баснословные суммы, ни в чем себе в жизни не отказывая. Легкие деньги и обеспеченность на всю жизнь…

    Николай Николаевич Ге «Совесть. Иуда»

    Таковой была психология главного предателя в истории человечества. Несбывшиеся мечты о красивой и сытой жизни заставили Искариота предать Господа и обречь Его на жестокую казнь. Воровство Иуды не было первопричиной, но соблазн деньгами, носимыми в ящике на груди, быстро развратили апостола. Он нарушил довольно нехитрую и древнюю заповедь, данную Богом через Моисея на Синае:

    «Не кради»

    (Исх. 20:15).

    Эти слова всего лишь ограждают человека от совершения внешних действий. Не нужно прилагать усилий, чтобы не воровать, нужно просто не предпринимать никаких телодвижений. В противном случае, сработают невидимые человеческому глазу духовные законы, сулящие разрушение хрупкой конструкции души.

    Тать в ночи

    Под воровством люди, как правило, подразумевают хищение человеком чего-либо, ему не принадлежащего, втайне от посторонних глаз. В славянском языке вора по этому причине называли «тать», а само воровство – «татьбой».

    В каком-то смысле в воровстве можно уличить Адама и Еву, ведь они сорвали и вкусили с древа познания плод, который им не предназначался. Мы ругаем детей, если они берут без разрешения сладкое или в песочнице уверенно забирают машинку соседского ребенка. В нашем подсознании очень четко выстроен критерий исполнения некоторых ограничений и уважения к чужой собственности.

    Чтобы прокормить себя, приобрести какой-то товар, люди вынуждены работать. Проворовались Адам с Евой? Пусть труд как состояние станет нашим общим искуплением.

    «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»

    (Быт. 3:19).

    Труд установлен Богом как обязательное условие земной жизни человека. Ценность труда, на самом деле, не только в заработке денег, но и в нравственном совершенствовании. Занятость, преодоление трудностей, поддержка себя в тонус во время рабочего процесса выступает духовными поводьями, которые позволяют человеку оставаться человеком. Не нужно далеко ходить за примерами, ленивый и незанятый быстро вступает на путь деградации личности. Человек с высоким достатком, выпадая из рабочего процесса, также быстро встает на путь разврата. Он может внешне не опускаться до уровня, скажем, подзаборного пьяницы, но его отношение к окружающим, образ жизни и занятия сложно назвать душеполезными.

    Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:10), сказано и у апостола Павла. Вор отказывается исполнять Божье установление. Ему нужно просто взять то, что он хочет. Желание брать то, что тебе не принадлежит, уходит своими корнями во времена до сотворения человечества, когда денница попытался восстать против Бога.

    Ничего нового, вор – самый обычный бунтарь и богоборец. Он эгоист, ведь ему кажется, что он может брать то, что ему не принадлежит, не задумываясь, какими будут последствия воровства для других людей.

    Фрагмент картины “Падший ангел”, художник Александр Кабанель

    Святитель Филарет (Дроздов) в своем Катeхизисе писал:

    «Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий».

    Действительно, если у нас есть деньги, а в вечность мы их с собой не возьмем, то для чего они нам? Верно, чтобы помогать тем, у кого их нет.

    Господь прямо сказал юноше, искавшему духовного совершенства, что необходимо избавиться от обременяющего богатства. Свобода души достижима лишь тогда, когда она не привязана ни к чему внешнему. Христианство, как неотмирная религия, трудно понимаема даже христианами. Но мы не можем не согласиться с аксиомой, что проблемы не может быть, если нет причины. Размер имущества неизбежно увеличивает спектр и масштаб возможных проблем, а также душевных терзаний человека.

    Трудно настроиться на духовную волну, когда сердце подвержено шторму житейских забот. Миллионер Иннокентий Сибиряков буквально кричал «помогите», терзаемый своими капиталами. Сколько мог, он терпел и смирялся, понимая, что деньги ему дал Господь, но под конец жизни буквально раздал все имение и удалился на Афон. Очевидно, что Сибиряков был просто измотан богатством и своим положением, что решился, во-первых, на принятие пострига и удаление от мира, во-вторых, с отказом от своих капиталов, а в третьих, выбрал себе обитель для жизни не где-нибудь, а на Святой Горе, подальше от мира.

    Пример Сибирякова – это добродетель, противоположная воровству и связанной с ним алчностью. Жадность – то же воровство, ведь деньги человеку дает Бог для совершения добрых дел, а он отказывается от этого, то есть ворует у ближних.

    Нечестных торговцев Христос также называл разбойниками, то есть ворами, решающимися красть деньги у человека явно, через манипуляции с завышением цены или подлогом некачественного товара. Именно поэтому Спаситель выгнал их из Иерусалимского храма.

    Духовные узники

    Иногда может показаться, что по людским меркам вор, особенно искусный, – счастливый человек. Неправедным путем он наживает богатство, это открывает для него возможности, да он еще и не напрягается так, как его ближний на двух работах, а имеет в разы больше. Речь и о буквальном воровстве, и о реализации коммерческих схем, и о предпринимательском обмане.

    Но в действительности вор ворует у себя. Он лишается радости, которая куется в напряжении сил и страданиях. Без страданий человек быстро расслабляется, становится высокомерным и надменным. Ему кажется, что море – по колено, и небо по плечу, а ближние – на две ступеньки ниже. Неправедно нажитое убивает подлинное счастье.

    Иуда воровал и думал, что он счастлив. Но так ли это было? Христу не нужны были деньги, как и Его ученикам. Они довольствовались необходимым и были рады, честны, искренни. Иуда был скрытен, лицемерен, себялюбив. Его душу постоянно кусала внутренняя неудовлетворенность, и он, не понимая ее причины, вместо попыток заглянуть в себя повнимательнее, искал решение во вне – регулярно запускал руку в общую кассу. Ведь по его мнению, счастье было именно в деньгах.

    Вор – ненасытный проглот, которому всегда и всего будет мало. Развлечений, эмоций, внимания со стороны, радости, имущества, денег, возможности. И он будет несчастен, потому что вор по своей сути идет в противоположную от Царства Божьего сторону. Он ищет ответы на свои вопросы в ложном. Поэтому он не свободен, его душа бедна радостью и она нищая, потому что там нет Бога.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *