• С преподобным преподобен будешь. Счастье человека зависит от его окружения – считает нейробиолог Моран Серф из штата Иллинойс. Родственники, друзья, близкие, коллеги, все те, с кем мы проводим значительное время, оказывают влияние на нашу личность и душу. Какое значение в церковном Предании отводится кругу общения человека?

    Духовная диффузия

    Всем нам в детстве родители говорили: «С этим не водись, он тебя дурному научит…». Мы все равно дружили с теми, с кем хотели, влипали в истории, а иногда и прислушивались к родителям, с настороженностью прислушиваясь к «инициативам» опасных друзей. Простейший пример «дурного влияния» окружения – курильщики. Часто встречаются сокрушенные вопросы от людей, намеренных покончить с дурной привычкой самоотравления, что делать, если друзья и коллеги курят? Другой пример: впадение в грех сплетен, осуждения, оказавшись в компании любительниц поперемывать кости. Нет-нет, да и выдашь оценку на общей волне.

    Христиане, наверное, лучше других понимают, как это, пребывать в обществе людей, которые транслируют определенные страсти в мир вокруг и, самое грустное, пытаются втянуть в это окружающих. Мне знакомо (по опыту и рассказам), как люди, зная о религиозных убеждениях православного собеседника/знакомого/коллеги буквально начинают «испытывать» его верность Богу коварными вопросами, греховными темами, прямыми провокациями. Остался осадок – как раз о духовных последствиях подобного «общения».

    Люди влияют друг на друга очень сильно, их духовный мир при взаимодействии словно подвергается диффузии, и каждый неосознанно «уносит» с собой что-то от собеседника.

    Еще один пример: вы ведь замечали, что плотно пообщавшись с человеком, невольно начинаете применять в речи его обороты и фирменные слова?

    Вполне понятно и желание святых подвижников во все времена удаляться подальше от людей: отшельник остается наедине с Богом и самим собой, исключая возможное влияние на себя других людей. В отрицательном значении, конечно же.

    Церковь об окружении

    «Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33) говорит нам апостол Павел. Святой предупреждает христиан, с кем «водиться не стоит».

    Первый псалом начинается словами «Блажен муж, идеже не иде на совет нечестивых…» (Пс. 1:1). И без толкования, внимательно вчитавшись в текст, можно понять, о чем идет речь. Святитель Тихон Задонский пишет о первых словах Псалтыри, что «если и мы хотим быть участниками блаженства, то будем отвергать от себя «советы нечестивые». Еще больше подтверждает слова значения окружения для верующего человека еще одни строки из псалма:

    «С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26-27).

    Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что беседа с ближним серьезно влияет на человека. «Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщает святость», – заключает святитель.

    Строптивым именует человек лукавый, «развратишися» – значит «изменишься, и явно не в лучшую сторону. Как бы не ругали современные методики личностного роста, но здоровое зерно есть и в них. Добившиеся успеха в своем деле профессионалы постоянно подмечают, что влияние родственников, близких, друзей имеет огромную силу на принятие решения человеком. Есть поддержка и мотивация – и на душе будет некоторая легкость, и ветер будет дуть в парус на встречу к цели. Есть регулярные укоры и насмешки – человек может вообще бросить под их воздействием все попытки чего-то достичь в желаемом деле. И несомненно будет мучиться в будущем.

    Дело спасения не является исключением, каждый христианин в своей жизни наверняка подвергался давлению и бытовому «преследования» за религиозные убеждения от близких и родственников. «Да зачем тебе это надо?», «куда вставать в такую рань?», «вас там дурят»…

    Христианская община представляет собой яркий пример того, как должно выглядеть окружение православного человека – из единомышленников. Раю на земле не бывать, но приход, как правило, становится вторым домом, в том числе и благодаря единению близких по духу людей.

    Протоиерей Андрей Ткачев весьма емко и точно высказался об экологии окружения христианина: «Не надо общаться с теми, с кем вам общаться тяжело… И не устраивайте экспериментов: пойду специально туда, где никого не люблю, и буду упражняться в терпении. Ничего не получится. Не лезьте туда, где вас не любят, и где вы не любите никого. Вот раздражаетесь вы на них, они – на вас: ну и всё, ну и до свидания. Вы туда не ходите, они к вам не ходят: всё и греха нет».

    Может быть, святые отшельники исключали из своей жизни общество, в том числе и поэтому? Нет общения – нет грехов, общением вызываемых.

    Со избранным избран будеши

    Наши близкие, коллеги, иные люди, с которыми в силу обстоятельств родства и трудовых отношений не способны запросто разорвать общение, являются частью нашей жизни. И, очевидно, они – наш крест, испытание, школа смирения и любви. А мы для них как раз-таки можем стать проповедниками Божьего слова, и прежде всего своей миролюбивой реакцией, добротой и теплом. Но в жизни случаются и такие ситуации, когда мы можем быть увлечены в этот самый «совет нечестивых». И здесь нужно иметь рассуждение и всячески сторониться от беззакония и участия в нем. Откуда бы оно ни приходило. Ну, а чтобы повысить уровень духовной жизни, безусловно, нужно стремиться в сообщества подобных, охваченных жаждой Бога христиан. Рассуждающих, увлеченных, опытных, горящих.

    Ведь вера, она как Благодатный Огонь, воспламеняется от одной свечи, а передается миллионам.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *