Более 2000 лет назад в тесной пещере палестинского города Вифлеем родился Иисус Христос. С тех пор маленький населенный пункт неподалеку от Иерусалима стал мировым центром притяжения паломников, туристов и исследователей. О городе Христа, исторические факты, библейские события и современные святыни Вифлеема – в нашем материале.
История города Вифлеем
Древнейшие археологические артефакты, найденные на территории современного Вифлеема, принадлежат к эпохе бронзового века (XVIII-XVII вв. до н.э.). Город на западном берегу реки Иордан никогда не был крупным, но тесно связан с рядом персонажей библейской истории и, конечно, с Иисусом Христом.
«Вифлеем» с еврейского переводится как «Дом хлеба». Рождение Спасителя в городе с данным названием очень символично: значение слов из молитвы Господней «хлеб наш насущный» экзегеты толкуют и как «духовный хлеб», подразумевая Тело и Кровь Христа.
В архивах Тель-Авива сохранились сведения, что в 1350—1330 до н. э. Вифлеем носил название Бит-Лами и был населен финикийцами. В третьем тысячелетии жители города построили языческий храм на возвышенности, в наше время известной как холм Рождества Христова. Вифлеем находится менее чем в 10 километрах от Иерусалима. Именно на этом пути была похоронена супруга ветхозаветного патриарха Иакова Рахиль.
Люди и события
Рахиль
Рахиль и ее сестра Лия были дочерями дяди Иакова Лавана. Рахиль отличалась красотой и дерзким нравом. Она не раз спорила с Богом, если события складывались не так, как ей хотелось. Лия же уступала сестре во внешности, но была доброй, скромной и кроткой девушкой. Иаков, приехавший к Лавану свататься, выбрал себе в жены Рахиль, за что вынужден был служить у дяди целых 7 лет. Путем обмана Лаван выдал за племянника Лию. Но Иаков не смог смириться с этим, и взял себе в жены и Рахиль.
Рахиль умерла на пути в Вифлеем во время родов сына. Она была похоронена «у дороги», на въезде в город. Гробница жены Иакова сохранилась до наших дней и стала центром паломничества для иудеев. Рядом с захоронением Рахиль находится арабское кладбище, и место также пользуется почитанием у мусульман.
Ветхозаветный пророк Иеремия иносказательно упоминал Рахиль, рассказывая о событиях эпохи Вавилонского плена:
«Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет»
(Иер. 31:15)
В VI веке до н.э. страна иудеев находилась в подчинении Вавилонского царства. После очередного восстания царь Навуходоносор II принял решение «обезглавить» Иудею: казнил ряд представителей знати, пленил правителя страны и принудительно вывел в Вавилон десятую часть еврейского населения. Пророк Иеремия также оказался в плену вавилонян, но был освобожден. Город Рама, о котором говорит пророк, находится севернее Иерусалима на возвышенности. С его холмов открывался вид на опустевшую Иудею. Рахиль вспоминалась как мать всех иудеев, горько сожалеющая об их пленении.
Слова пророка о «горьком плаче» Рахили вспоминались и евангелистом Матфеем в новозаветное время. Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса, он испугался, что Младенец будет претендовать на его власть. Иудейский правитель отправил в Вифлеем войска с приказом убить всех детей в возрасте до 2-х лет. Иосиф Обручник, Пресвятая Мария с Маленьким Христом смогли сбежать, а 14 000 младенцев были жестоко убиты. В Православной Церкви невинно убиенные дети почитаются в лике мучеников.
Псалмопевец
Иисус Христос был потомком царя Давида, известного православным христианам как создатель сборника Божественных гимнов – Псалтыри. Давид также был уроженцем Вифлеема.
Юный Давид прославился в своем народе после героической победы иудеев над филистимлянами. Будущий еврейский царь в буквальном смысле «проходил мимо» поля боя. Перед войсками иудеев, поигрывая оружием, прогуливался огромных размеров воин по имени Голиаф. Голиаф вызывал на бой самого сильного из евреев, но никто не решался с ним сразиться. Филистимлянин насмехался над иудеями и хулил Бога. Именно это задело юного Давида, который вышел против Голиафа без щита и меча, а с метательным орудием и убил великана точным попаданием камня в лоб. Филистимляне бежали, иудеи торжествовали, а царь Саул сделал Давида полководцем. Позже, после смерти иудейского правителя, Давид был помазан на царство.
В роли царя пророк также преуспел: Израильское царство стало единым государством, а Ковчег Завета – главная иудейская святыня, была перенесена в Иерусалим. Впоследствии для нее сыном Давида Соломоном будет построен Иерусалимский храм. Однажды царь Давид согрешил, вступив в связь с женой своего полководца. За совершенный грех псалмопевец расплачивался всю жизнь.
Раскаиваясь о содеянном, Давид написал ряд псалмов, легших в основу Псалтыри. Сегодня эта книга стала универсальной в жизни православного человека: она применяется и как богослужебная, и как назидательная, и как читаемая во всякой нужде верующими в домашних молитвах.
С Вифлеемом связано также имя прабабушки царя Давида, Руфи. Руфь была язычницей из народа моавитян, но позже вышла замуж за иудея Вооза и приняла веру в Единого Бога. В Ветхом Завете описывается, что в окрестностях Вифлеема девушка собирала колоски пшеницы. О событиях из жизни прабабушки царя Давида подробно рассказывает одноименная ветхозаветная «Книга Руфи».
Рождество Христово
Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.
В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.
Из рода царя Давида, уроженца Вифлеема, происходили Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица. По призыву римских властей они отправились на родину предков. Перепись была масштабной, и, прибыв из Назарета в Вифлеем, Иосиф и Мария заночевали в пещере, поскольку городские гостиницы были переполнены.
Здесь-то и появился на свет Спаситель мира, Младенец Иисус. Вскоре после рождения Христа пастухам из предместий Вифлеема явился ангел, сообщил о великом событии и направил в пещеру к Новорожденному. Вслед за появлением одного ангела евангелист Лука описал появление всего небесного воинства, которое торжественно произносило слова, ставшие одним из гимнов праздника Рождества:
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
(Лк. 2:14)
Пастухи разыскали пещеру, сообщили родителям Иисуса о необычном явлении и в восторге среди ночи отправились рассказывать жителям Вифлеема о рождении Мессии.
Знамение в виде яркой звезды заметили волхвы (маги) из страны, восточнее Иудеи. Они расценили событие как знак свыше и направились прямиком к царю Ироду, убежденные в связи правителя с Иисусом. Царь лишь развел руками, но попросил волхвов сообщить, где находится Христос. Восточные маги вышли из дворца и проделали путь до Вифлеема, сопровождаемые таинственной путеводной звездой.
Иосиф и Мария к тому моменту уже нашли себе приют в доме. Прибыв в Вифлеем, волхвы принесли Новорожденному знаменитые дар: золото – как царю, ладан – как священнику, смирну – как тому, кто должен умереть. Поклонившись Христу, волхвы возвратились в свою страну, не став возвращаться к Ироду.
Ирод был разгневан, так как считал, что Христос – претендент на его царскую власть. Страх лишиться титула заставил Ирода пойти на убийство нескольких тысяч младенцев. Гнев иудейского царя не коснулся семьи Иисуса, так как ангел явился Иосифу Обручнику и велел ему вместе с семьей бежать в Египет.
Рождество Христово стало одним из величайших событий в человеческой истории, так как через него Бог вошел в мир людей и своим примером показал дорогу к обретению вечного счастья в земной и загробной жизни.
После Христа
В 132 году в Израиле произошло антиримское восстание Бар-Кохбы, которое было подавлено и сопровождалось разрушением еврейских городов. Эта участь постигла и Вифлеем. Город находился в запустении до времен императрицы Елены, христианки, которая отправилась на Святую Землю в паломничество и активно помогала строительству храма Рождества Христова над пещерой, бывшей местом рождения Спасителя.
В VI веке базилика Рождества была разрушена восставшими самарянами, но церковь восстановили при императоре Юстиниане. 100 лет спустя Вифлеем захватили персы, но храм был оставлен неприкосновенным. На протяжении многих столетий город переходил из рук в руки крестоносцев и сарацин, а духовенство, в зависимости от политической обстановке, менялось с латинского на православное. Вифлеем подвергался регулярным разрушениям, но храм Рождества оставался невредимым.
Сегодня Вифлеем является городом в составе Палестинской автономии. На территории города проживают как христиане, так и мусульмане. Несмотря на пестрый этнорелигиозный состав Вифлеема и напряженную обстановку на Ближнем Востоке, город открыт для паломников и туристов со всего мира, а жителей гости характеризуют, как радушных хозяев.
Святыни Вифлеема
Пещера Рождества
Именно здесь от Пресвятой Богородицы родился Иисус Христос. При императрице Елене здесь появился подземный храм. Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую. Вокруг звезды расположены 16 лампад, принадлежащие разных христианским деноминациям, в том числе и православным. Над местом Рождества расположен престол и алтарь подземного храма, где регулярно служится Литургия. Проводить ее позволяется только представителям Православной и Армянской Церквей.
Пещера представляет собой небольшую комнату, в которую ведут так называемые северная и южная лестницы, построенные еще во времена императора Юстиниана. В момент Рождения Иисуса пещера, скорее всего, выполняла хозяйственную функцию. Грот из известняка – обычное дело для Вифлеема, над ним, как правило, местные жители надстраивали дома. В самих пещерах содержался скот, о чем свидетельствуют сохранившиеся в стенах железные кольца для привязи. Подобная практика существовала в Вифлееме вплоть до XX столетия.
Пещера Иеронима Стридонского
Святой Иероним был римским священником, очень образованным человеком, которого интриги завистников и злопыхателей, вынудили покинуть город. Блаженный отправился на святую землю, где и прожил остаток своей жизни.
Иероним основал христианскую общину в Вифлееме, а сам поселился в пещере, соседствующей с Гротом Рождества. Затворничество стало для святого временем плодовитых трудов: Иероним составил новый латинский перевод Библии под названием Вульгата, признанный в более поздние века наиболее точным в Западной Церкви. Святой Иероним почитается в Русской Православной Церкви как блаженный, его память совершается 28 июня. Вход в келью Иеронима находится в западной стене Пещеры Рождества Христова.
Пещера Вифлеемских младенцев
Под Вифлеемом естественным путем устроена целая сеть подземных пещер. Еще одним святым подземельем считается Пещера Вифлеемских младенцев. Здесь покоятся останки убитых по приказу царя Ироду детей, а также кости убитых персами в VII веке христиан. Пещера младенцев также является местом паломничества верующих со всего мира. Перед их мощами людями молятся об умерших насильственной смертью детях, раскаиваются в совершенном грехе аборта.
Здесь же, в подземелье, находится одна из самых древних катакомбных церквей, относящаяся к IV веку.
Базилика Рождества
Над всеми перечисленными святыми пещерами расположена базилика Рождества Христова. Ее строительство в Палестине было закончено в 339 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Храм Рождества уникален тем, что это единственная церковь, сохранившаяся в регионе с домусульманской эпохи. Под амвоном базилики расположена пещера, в которой родился Христос. Храм находится под совместным управлением греков, армян и католиков. С момента строительства храм богослужения здесь не прерывались. Престольным праздником и центральным торжеством в базилике является праздник Рождества Христова. Кроме святых пещера в храме находится еще одна почитаемая христианская святыня – Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.
Вифлеемская икона Божьей Матери
История создания образа восходит к первым векам христианства. Согласно преданию, евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы, названной позже Иерусалимской. Образ находился в Византии, был передан в Россию и исчез после занятия Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Икона относится к иконописному типу «Путеводительница».
Вифлеемская икона была написана в России. Основное ее отличие – улыбка на лице Богородицы. Точных данных о дате создания и передаче образа в базилику Рождества нет. По одной версии, это сделала императрица Елизавета Петровна Романова, исцелившись перед иконой от тяжелой болезни. Другое мнение говорит, что Елизавета – это преподобномученица, жена великого князя Сергея Александровича, расстрелянная большевиками в 1918 году. Известно, что великая княгиня также получила исцеление от болезни после молитв перед образом. С тех пор Вифлеемская икона находится в базилике Рождества Христова около спуска в пещеру, в которой родился Христос.
С молитвами к Вифлеемской иконе приходят не только христиане, но и мусульмане. Люди просят у Пресвятой Богородицы помощи в самых разных нуждах: выздоровления, благополучия, даровании детей при бесплодии. День памяти иконы установлен на 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Молочная пещера
Здесь после Рождения Иисуса скрывались с Младенцем праведный Иосиф и Пресвятая Богородица в течение 40 дней. В эту же пещеру пришли на поклонение волхвы. Предание гласит, что когда Святая Мария кормила Иисуса грудью, несколько капель молока упали на темный камень, который полностью побелел.
Вся пещера отличается тем, что ее стены – молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане приходят сюда с молитвой и просьбами исцелить их от бесплодия. Первый храм над пещерой появился в V веке, но из-за запустения был выкуплен францисканцами в XIV столетии, с тех пор католикам.
Другие знаменательные места и достопримечательности Вифлеема
Центром Вифлеема считается Ясельная площадь, вокруг которой расположены христианские святыни. На площади расположена базилика Рождества и вход в святые пещеры. Здесь встречаются паломники и жители города.
На юго-восточной стороне базилики расположен греческий монастырь, на северной – францисканский. В городе есть и «колодцы царя Давида» – резервуары, из которых пророку принесли воду воины во время битвы с филистимлянами.
На окраинах Вифлеема и вокруг него находится несколько монастырей. Самыми известными считаются Лавра Саввы Освященного, обители Феодосия Великого и Каранталь (Искушения). К ведению Русской духовной миссии на Святой Земле относятся монастырь Святой Троицы в Хевроне, подворье Иоанна Предтечи и скит Харитона Исповедника. На территории хевронской обители находится Мамврийский дуб, под которым праотец Авраам беседовал с тремя явившимся ему ангелами.
К историческим достопримечательностям города можно отнести крепость Ирода Великого и пруды царя Соломона.
Вифлеем был и остается городом Рождества нашего Бога, Иисуса Христа, пришедшего к людям, чтобы показать им дорогу к вечной жизни и вечному счастью. Спустя 2000 все святыни города были сохранены Господом с тем, чтобы верующие могли прикоснуться к библейской истории и живому миру веры. Места и храмы, в которых сохранен отпечаток святости Христа и Богородицы, издревле помогали людям найти ответы на вечные вопросы и получить помощь в разрешении самых тяжелых вопросов. Вифлеем открыт для каждого человека, входящего в него с добрым сердцем и намерением встретить Бога.
Приближается Рождество Христово. Ежегодно к Рождеству на Святую Землю приезжают тысячи паломников со всего света, тысячи и тысячи людей участвуют в богослужениях. В ночь с 6 на 7 января в Храме Рождества Христова в Вифлееме состоится праздничная Божественная Литургия, на которую вы можете подать записки за своих родных и близких.
Подать записку на праздничное богослужение в храм Рождества Христова в Вифлееме можно здесь