• Глобальное загрязнение окружающей среды, истощение планетарных ресурсов и бытовое «свинство» могут превратить половину Земли в непригодную для жизни пустыню уже в 2049 году. Экология не является для христианина вопросом второстепенным, ведь наш мир – творение Божие. А значит, мы в ответе за то, что происходит с окружающей средой вокруг нас. О философии и этике экологизма с точки зрения православия. 

    На пути к экологической катастрофе

    В конце 2017 в журнале BioSience было опубликовано «Второе предупреждение человечеству», подписанное 15 364 учёными из 184 стран. Первый подобный манифест, обращенный ко всем жителям Земли, появился 25 лет назад. В обоих случаях «предупреждение» предостерегает правительства стран, корпорации и граждан от потребительского и небрежного обращения с окружающей средой.

    Ученые заявили, что за четверть века, прошедшие со времени публикации первого обращения никаких положительных изменений в глобальной экологии, за исключением стабилизации озонового слоя стратосферы, не произошло.

    • Количество выбросов углерода в атмосферу в 2017 увеличилось на 2%.
    • К началу XXI века человек уничтожил 50% лесов, существовавших на планете.
    • 250 из 500 крупных рек мира серьезно истощены или загрязнены.
    • За XX с лица земли в результате человеческой деятельности были стерты 100 видов животных. Десятки на сегодняшний день занесены в Красную книгу как вымирающие.

    Научно-технический прогресс в купе с потребительским отношением ставит человечество перед весьма серьезной проблемой выживания. Ведь речь идет не о фондовых рынках и комфортной среде обитания, а о естественном пространстве жизни.

    В экологическом рейтинге стран тенденциями развития позорное последнее место занимает Россия.

    Это не означает, что сейчас в нашей стране все хуже всех, нет. Но и позитивных тенденций на изменение Йельским и Колумбийским университетами, составлявшими рейтинг, не отмечено. К промышленным объектам, «делающим» наш экологический день, примешивается устрашающее массовое бытовое загрязнение: от брошенной мимо урны бумажки до организации коллективных несанкционированных свалок рядом с местами проживания.

    Экологизм – один из показателей духовного состояния общества.

    Русская Церковь о сохранение природы

    В 2012 году Русская Православная Церковь разработала проект «Основ экологической концепции». В разделе «Богословское осмысление вопросов экологии» емко выражена позиция авторов:

    «Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25)», – говорится в документе.

    Церковь сообщает в документе о своем намерении как вступления в публичный диалог с обществом, так и организацию работы, связанной с повышением экологической грамотности, минимум – своих прихожан. Уже в социальной концепции РПЦ озвучивается позиция, связанная с тревожной обстановкой в экологии планеты: увеличение количества промышленных отходов, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни.

    Истоки нарушения правильных взаимоотношений между человеком и природой по мнению Церкви – в грехопадении человечества в доисторические времена.

    Экологический кризис, как и все беды человечества, становится следствием духовной деградации.

    Документ резюмируют слова Максима Исповедника о возможности превращения земли в рай только тогда, когда каждый человек будет носить рай в самом себе.

    Одним из самых последовательных и активных «экологистов» Русской Церкви в наши дни можно назвать епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора. Архиерей не раз выступал в публичном поле с высказываниями о связи православного мировоззрения с защитой окружающей среды.

    «Верующий человек должен быть ответственным не только во время посещения храма, но и в повседневной жизни. Заповедь Бога о том, что человек должен заботиться о земле, на которой живет относится к нам не гипотетически. Окружающий мир сегодня нуждается не столько в документах, не в теории, сколько в практической деятельности. Если каждый прихожанин Русской Православной Церкви выйдет весной на улицу и подберет пару пластиковых бутылок, страна станет заметно чище, природа будет здоровее», – отметил владыка Диодор в одном из своих интервью.

    Возделывать сад земной

    Беда современного человека – в потребительском отношении к миру.

    «Бери от жизни все» – банально, но именно в этом слогане кроется ключевое «взять все». Не отдать, а именно взять.

    Мировые корпорации и местечковые производства по этой сложившейся в постмодерне парадигмой уверенными темпами двигают человечество к катастрофе. Антиэкологическое безумие сродни слепому безбожию, пребывая в котором, люди убеждены, что будут жить вечно. Дары Бога для них – всего лишь очередная халява. Бери, сколько можешь унести, а после нас хоть трава не расти.

    Помойки, прорастающие по всей стране в разных масштабах, лишь подтверждают множащийся в обществе духовный кризис. С одной стороны, потомки Хама, не видящие ничего святого в окружающей их реальности, на бытовом уровне позволяют себе мусорить. С другой, им никто не противостоит. Кроме, конечно, исключительных случаев, как в Волоколамске. Но подмосковный город взорвался отнюдь не из-за высокой экологической мотивации жителей, а прямой угрозе нормальной жизни горожан.

    Интересно, что библейская «геенна огненная» (по-еврейски Гэй бе-Инном) – была в Иерусалиме времен Христа ничем иным, как помойкой, смердящей и тлеющей. Действительно, что может быть на земле омерзительнее помойки? Ад, состояния падшей души, в тварной метафоре потрясающе восходит именно к свалке, к мусорному полигону. В то время как рай, райский сад – это торжество девственной природы, чистоты, творчески возделываемой заботливым человеком.

    Философия экологизма

    Мир за нашими окнами – дар Божий. Помните заповедь о возделывании сада Эдемского? Бог наказывает Адаму, а в его лице всему человечеству бережное отношение к природе. Воздух, вода, леса, горы, недра, флора и фауна – доверительный капитал, который Творец отдает людям в управление. Земля, по которой мы идем, пусть даже она закатана в толстый слой асфальта и заставлена коробками многоэтажек, остается землей.

    У казаков в дореволюционной России даже был обычай: не плевать на землю, по ней ходит Богородица.

    Такому нравственному отношению к миру современнику, считающему себя намного умнее людей прошлых веков, еще бы поучиться. Экологизм – широкая тема, за которой скрывается целый образ жизни. Но в условиях катастрофы, которая висит над головой человечества, начинать надо с себя и с малого. Соблюдать личную общественную чистоту, выходить на субботник и стараться пресекать мусурное беззаконие наших сограждан. Решительно и с любовью. Возможно, выполняя эти простые правила лично и научив другого, мы уже через несколько лет получим совсем другой мир вокруг себя.

    Читайте материал Владимира Басенкова о неоэкологизме на ЕлицыМедиа

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *