В конце 90-х в Нью-Йорке резко снизился уровень преступности. Мэр Джулиани и комиссар полиции Браттон применили метод борьбы с мелкими правонарушениями для коренного изменения криминогенной обстановки. «Бог в мелочах» или как поменять целую жизнь сменой привычек – в нашем материале.
Наверняка многие читатели помнят голливудские (и не только) кинокартины 70-80 о Нью-Йорке: режиссеры со смаком изображали бандитский рай. В фильме «Побег из Нью-Йорка» создатель позволил себе помечтать и представить, во что превратится один из центр мировой торговли лет 15 спустя. Мы видим город-колонию для преступников, обнесенную блокпостами федеральной полиции. На улицах царит анархия, исполин-многомиллионник превратился в пустыню бандитизма и разрухи. Режиссеры лишь отображали в своих картинах художественный образ американской реальности.
Нью-йоркский метрополитен был одним из рассадников преступности. Большинство пассажиров «зайцем» миновали турникеты, стены и вагоны были исписаны граффити, охрана общественного порядка осуществлялась не должным образом – вернее, никаким. В середине 80-х пост руководителя метро города занял Дэвид Ганн. Решив разворошить осиное гнездо правонарушений, новый управленец первым делом объявил войну граффити.
«Граффити – символ краха системы. Если начать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся», – мотивировал свое решение Ганн.
В кратчайшие сроки все вагоны поездов метро были вычищены. Если появлялась новая надпись, вагон снимался с рейса до тех пор, пока мойщики не приводили его в надлежащее состояние. Ганн хотел показать вандалам, что их «искусство» отныне не будет демонстрироваться публике. К Ганну присоединился начальник транспортной полиции Уильям Браттон. Офицер развернул жесткую кампанию по борьбе с безбилетниками. Безнаказанность порождает безнаказанность, был уверен Браттон. У каждого турникета метро отныне дежурило по 10 полицейских в штатском. Поймав очередного «зайца», сотрудники полиции выстраивали нарушителей в шеренгу, сковав наручниками, а после всю группу задержанных направляли в передвижной пункт охраны общественного порядка, пробивали по базе данных и обыскивали. У многих нарушителей обнаруживались либо запрещенные предметы (оружие или наркотики), либо проблемы с законом.
Облавы в метро стали настоящим Клондайком для полиции Нью-Йорка. Преступники, в сознании которых метро было местом беззакония, привыкли ездить без билета и свободно перемещаться в нем. Методы Браттона вскоре дали свои плоды и городской метрополитен постепенно начал преображаться в цивилизованную и безопасную часть городского транспорта. Начальника транспортной полиции позже назначили руководителем правоохранительных органов Нью-Йорка. Браттон с жаром взялся за дело и вновь начал борьбу с «мелкими» правонарушениями: появлением в нетрезвом виде в общественных местах и дебошах; вандализмом (граффити на стенах); выбрасыванием мусора в неположенных местах. Уровень городской преступности стал резко падать, так же, как это произошло в метро. По некоторым данным, до 56%.
Теория разбитых окон гласила: если в здании разбито одно окно и его долгое время не чинят – вскоре в здании будут выбиты все окна. Спускать с рук правонарушения, пусть даже самые мелкие, нельзя: за ними непременно последуют другие, крупнее и масштабнее.
Протоиерей Валериан кречетов писал, что в духовной жизни нет мелочей:
«Тяжкий грех не совершается сразу, к нему ведет путь, подготовка. Сначала какая-то мыслишка, потом компания, потом выпивка, блуд и так далее, еще какое-то падение».
«Москва от копеечной спички сгорела», «с голубого ручейка начинается река» – эти фразы, ставшие крылатыми, как нельзя лучше отражают аксиому о том, что любое явление начинается с малого. Алексей Серебряков сказал в нашумевшем интервью, что национальная идея России – хамство. С актером не хочется соглашаться, но признать проблему нравственного кризиса российского общества придется. По выражению писателя Сергея Довлатова, хамство – это безнаказанность против беззащитности. Одни граждане позволяют в отношении других грубость, оскорбления, аморальное поведение в общественных местах, нецензурные высказывания и любое неуважительное и даже халатное отношение к людям вокруг. По слову белых эмигрантов, Россию после революции захватил один сплошной хам. Кто это такой? Как и его библейский прародитель, попиратель святыни, того, что дорого людям. А что дорого людям? Здоровые отношения, нравственность, взаимоуважение. Вера. Все то, что в падшем мире не позволяет человеку скатиться к скотскому состоянию. Хам – это нарушитель общественного закона.
И нарушителей становится все больше, потому что мелкие правонарушения и аморальное поведение не карается. Когда человек систематически совершает нарушение и не получает за это воздаяния, он укрепляется во мнении, что так и надо. Вот оно, социальное окно Овертона, расширяющее рамки возможного. Безнаказанность становится вирусом, которая заражает других людей. Вы воспитываете своих детей в лучших традициях христианских убеждений… А чадо изо дня в день видит вокруг другую картину, и недоуменно замечает: «Папа, а ведь вокруг все иначе, о чем ты мне говоришь».
В чем дело? Привычка в обществе закрывать глаза на мелкие правонарушения и даже не воспринимать их таковыми. И не вмешиваться, засунув голову в песок. Люди годами терпят и не обращают внимания на компанию пьяниц на детской площадке. Выехать на природу и обнаружить сплошную свалку в зеленой зоне – обычное дело. Проблема в том, что у нас в стране привыкли спускать подобное на тормозах. Грустно вздохнуть и жить дальше.
Но давайте поразмышляем. Ведь мы христиане. Люди пламенной души, ищущие правды, неравнодушные. В нравственном кризисе, охватывающем обществе, живем не только лично мы, но и наши близкие, друзья, знакомые. Нам ведь на них не наплевать? Или на нашу Россию, которая не только славная история и бескрайние просторы, но и люди. От которых зависит та самая история и состояние тех самых просторов.
Теория разбитых окон говорит нам, что стремясь что-то изменить, нужно начать с малого. Поменять свои привычки. И не быть равнодушными к этим, казалось бы, мелочам. Которые, на самом деле, портят то самое пресловутое качество жизни и заставляют нас недобро стискивать зубы, почти безнадежно ставя диагнозы Родине. А что мы сделали, чтобы вокруг нас не творилось беззаконие? Для торжества зла достаточно, чтобы добрые люди ничего не делали. Проходили мимо, закрывали глаза, искали оправдание. Хватит. Наши глаза уже достаточно широко открыты.
Если мы хотим достойного будущего своей стране, мы прежде всего должны посмотреть на «мелочи», происходящие вокруг нас, а не рассуждать о высоких материях с видом эксперта. Изменение общества, каждого человека отдельно начинается с изменения маленьких привычек. Привычек постепенно становиться лучше и не быть равнодушными.