• «Троица – Праздник разговора о Боге на всех языках»

    Протоиерей Андрей Ткачёв

    Когда-то Христос сказал, что уходит, но пообещал, что к людям сойдет Дух Святой. До тех пор знали только Отца, затем узнали Сына — подивились, насколько Он чудесный. И оказалось, что есть еще и третий из этой Троицы.

    Я хотел бы сегодня обратить внимание, что День Святой Троицы — это филологический праздник. Это день, когда ученики Господни заговорили на самых разных языках, не изучив их.

    Что такое учить язык, мы с вами знаем. Нужно брать учебники, ходить на курсы, лекции, слушать в наушниках чужую речь, изучать грамматику, лексику, историю, страноведение… Ничего этого не было у апостолов, и вдруг они получили чудесный дар — говорить на самых разных языках. Но говорить не о какой-то ерунде, не о том, почём в Одессе помидоры, а о Духе Святом, о Христе Воскресшем, о покаянии, о вечности, о необходимости исполнять Божьи Заповеди.

    И вот с этим вооружением они разошлись по всему миру. Мы читаем на разных языках Евангелие в пасхальную ночь. И хорошо делаем. Мою душу, например, греет звучание слов, которых я не понимаю, но я знаю, что это о Господе.

    Есть смысл в том, чтобы читать Евангелие и Апостолов на разных языках в Пятидесятницу. Потому что именно в этот день Апостолы получили дар языков.

    Важно отделить от этого неопятидесятничество — это лютая вещь. Это злодейская бесовская духовность, которая попыталась воскресить в XX веке Пятидесятницу первого века. Среди протестантов появились крайне экзальтированные люди, которые захотели снова заговорить на языках. Они славят Бога непонятными словами. Но это отдельная, большая тема…

    Сегодня — Праздник разговора о Боге на всех языках. Это некая противоположность Вавилонской башне. Когда Господь запретил строить Вавилонскую башню, он смешал языки людей, и те перестали друг друга понимать.

    А когда Дух Святой сошел на землю, то Он научил их говорить на разных языках, понимать друг друга и говорить самые главные вещи.

    О том, что мы дети Божии, что будет Страшный Суд, что будет вечная жизнь. И что кровью Христовой мы должны омыться и войти в эту вечную жизнь.

    Если мы внимательно будем наблюдать за природой, то почти везде мы сможем разгадать символы Триединого Бога. Солнечный диск напомнит нам Нерожденного Отца, луч – Рожденного Сына, а тепло – Животворящего Духа.

    Священник Даниил Сысоев

    Вечный Бог создал мир и, естественно, вся материальная Вселенная полна следов Его творческой мощи, как пели серафимы «…вся земля полна славы Твоей». Поэтому бесчисленные следы и отпечатки Троицы разбросаны по всему мира.

    В языческой Ирландии был страшный обычай. Глубокой осенью был особый праздник в честь духов мертвых. В эту ночь раскрывались холмы, и все злые духи выходили на землю. Из почтения к ним язычники тушили все огни. И глубокой ночью в королевской резиденции Таре друиды зажигали огонь, в котором приносили жертву богу смерти (часто это был человек), и лишь после этого зажигали огни во всех остальных домах. Таким образом, каждый очаг считался посвященным богу смерти. Смертная казнь ждала каждого, кто посмел бы зажечь огонь раньше. И вот, в один из таких праздников случился страшный скандал. На соседней с Тарой горе вдруг загорелся огромный костер, зажженный одним странником по имени Патрик. Толпы разъяренных язычников бросились на гору, чтобы покарать нечестивца. Друиды в ярости кричали:

    – Как ты посмел зажечь огонь раньше, чем была принесена жертва богу смерти?
    – Вы хотели принести жертву богу смерти, – спокойно отвечал Патрик, – а я зажег пламя во имя Бога Вечной Жизни.
    – Кто же Он такой? – спросили опешившие от такой смелости жрецы.
    – Он Триединый Бог: Отец, Сын и Святой Дух, создавший все Своей силой.
    – Но как Три могут быть одним? – спросили язычники.
    Тогда святой Патрик склонился к земле, сорвал трилистник клевера и сказал:
    – Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка. Так и в Троице Одна Сущность и Три Личности.

    С тех пор этот символ Священной Троицы является знаком просвещенной Ирландии.

    Если мы внимательно будем наблюдать за природой, то почти везде мы сможем разгадать символы Триединого Бога. Солнечный диск напомнит нам Нерожденного Отца, луч – Рожденного Сына, а тепло – Животворящего Духа.

    Если мы подойдем к журчащему ручью, бегущему по своему ложу, то и здесь мы разглядим исток – образ Божественного Источника Отца, русло – Сына, и устье – Духа, приводящего к совершенству.

    Любой благоухающий цветок также научит нас триединству. Корень – потаенный Отец, стебель – держащий все Сын, а прекрасный цветок – Дух, порождающий в нас плод добродетелей и напитывающий нас ароматом бессмертия.

    Тот, кто устремит свой взор в глубь космоса, сможет увидеть четкую печать Троицы в трех измерениях пространства. Изучение глубин микромира поможет нам ощутить парадоксальность, свойственную самой сути этого мира. Если мы одновременно должны считать электрон и волной, и частицей, то как смеет наш разум требовать, чтобы Первотайна, стоящая за началом мира, могла вместиться в наш ограниченный и слабый разум. Как электрон одновременно и волна, и частица, так и Бог – и Единица, и Троица.

    Кто пожелает углубиться в тайны человеческой личности, то и здесь его настигнет отпечаток Божьего образа. Наш ум несет образ Вечного Ума Отца, всегда сосуществующая ему словесная способность (внутренне слово) – образ совечного Бога Слова, Живительная сила, оживляющая наше тело и дающая силу нашему слову, – это ясный отпечаток Духа.

    Даже при нашей речи мы пользуемся образами Троицы – ум порождает мысль, мысль высказывается словом, а дыхание доносит слово до слуха другого. Действительно, весь мир наполнен следами Божьего величия. Нам надо только научиться останавливаться на путях своих, открывать глаза и уши, и тогда невидимая сила и Божество через созерцание творений станут доступным и очам нашего ума. Через это мы сможем увидеть разгорающуюся зарю вечности и утреннюю звезду, поднимающуюся в наших сердцах.

    «Этот день – день действительного основания христианской Церкви, или христианского общества спасаемых во Христе»

    Приснопамятный старец Кирилл (Павлов)

    В этот день посвящены Духом Святым первые пастыри – апостолы, от которых преемством и мы, ваши пастыри, получили благодать священства. В этот день получили действие спасительные таинства, совершаемые поныне в Церкви через ваших священников. Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам и изобильный дар чудес, коими они и в то время, и впоследствии привлекли к вере во Христа и спасли множество душ человеческих.

    …Дух Святой чрезвычайным образом излился на апостолов. Но и прочим членам Церкви Христовой преподан Святой Дух через покаяние, крещение и другие таинства. Событие сошествия Святого Духа на апостолов весьма важно для Церкви Христовой. Этот день – день действительного основания христианской Церкви, или христианского общества спасаемых во Христе.

    С того времени вошел Дух Святой в мир – иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. С этого события Дух Святой через святых апостолов и их святых преемников распространил проповедание Евангелия по всему миру и через эту проповедь возрастил и расширил Церковь по всей вселенной, умудрил святых отцов низложить все заблуждения еретиков, составить богомудрые писания и сохранил веру нашу святой и непорочной до наших дней.

    Дух Святой соделал святыми и прославил чудесами и нетлением мощей бесчисленное множество благоугодивших Богу людей и доселе содействует спасению каждого из нас.

    …Все, что мы сейчас имеем в Святой Церкви, все ее духовное богатство, вся благодать, исходящая от молитв и таинств ее, – все это берет начало со дня Святой Пятидесятницы.

    Поэтому-то так радостен нынешний праздник, поэтому-то так особенно и чувствуем мы себя в этот день. Сегодня благодать Святого Духа особенно и неизреченно исполняет самый воздух и всех нас, никому не позволяет себя чувствовать по-будничному.

    Потому праздник этот называется праздником Святой Троицы, что в нашем спасении с этого дня ощутимо стала участвовать Святая Троица: Отец, пославший Сына, Сын, сошедший на землю и пострадавший и искупивший весь род человеческий, и Утешитель Дух Святой, осиявший святых апостолов в день Святой Пятидесятницы.

    Сегодня больше, чем в другие дни, мы способны понять и оценить, каким сокровищем владеем мы, чтя Бога, именно в Троице покланяемого. Вера христианская именно тем и отличается от других вер, что чтит Бога Единого в Трех Лицах.

    Обратимся же с любовью к Богу Духу Святому и помолимся словами церковной молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в нас, очисти нас от всяких грехов и спаси нас!» Аминь.

    «Господь даровал Святого Духа апостолам и всем членам Церкви, и каждый из нас может и должен быть причастником Святого Духа»

    Митрополит Рязанский и Михайловский Марк

    Многие люди знают праздник под названием Троица, День Святой Троицы… Но когда начинаешь спрашивать, в чем состоит суть этого праздника, то люди затрудняются ответить или говорят о том, что Бог – это Троица, вспоминают икону преподобного Андрея Рублева, но часто не знают, какому событию посвящен праздник, отмечаемый Церковью в этот день.

    Пятидесятница – это каноническое, церковное название этого праздника. День Святой Троицы – название, которое касается возвышенного богословского толкования этого торжества. А первое и главное – все же Пятидесятница.
    Какой же смысл несет в себе этот праздник?

    Существуют две Пятидесятницы: ветхая и новая. Ветхая – это дарование Господом еврейскому народу через Моисея на горе Синай десяти заповедей: чти Бога твоего, не убивай, не прелюбодействуй и так далее. Все эти десять заповедей дал Господь и в Ветхом Завете в день дарования Закона – это и есть Пятидесятница.
    Но мы отмечаем не ветхозаветную, а новозаветную Пятидесятницу. Много лет назад Господь даровал Закон на каменных скрижалях. Закон, который люди многократно и постоянно нарушали. Господь дает нам другой Закон, который написан не на каменных дощечках, а на нашем сердце. Господь даровал Святого Духа апостолам и всем членам Церкви, и каждый из нас может и должен быть причастником Святого Духа.

    А Дух Святой научает нас тому, чему учил Господь, и не только этим основам, заповедям Ветхого Завета, – основам жизни и существования.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *