Именно так начинается путь на Голгофу, – на ослице через Золотые врата, – с восторженного приветствия толпы, пораженной чудесами и пророчествами, в которых эта толпа ничего не понимала, а если бы и поняла, то, скорее всего, наглухо закрыла бы ворота в город; с восторга друзей и учеников, которые горды тем, что идут рядом и являются последователями грядущего царя и учителя.
Накануне праздника Пасхи в Иерусалим по обычаю стеклось огромное количество людей. Многие из них пришли из Вифании, где они были свидетелями невиданного чуда – воскрешения человека на четвёртый день после его смерти. Они лично знали Лазаря при жизни, лично присутствовали на поминальном обеде после похорон. И никто не смог бы опровергнуть это чудо.
Вот он, Мессия, он воскресил Лазаря, он спасёт всех! «Осана!» – кричала толпа, что означает «Спаси!» (ивр. הושיע נא , hôšî’â-nā’ — спаси, мы молим) Исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9,9).
«…Сидящий на ослике»
Уже само восшествие в Иерусалим на ослике должно было как-то охладить восторженное окружение будущего царя иудейского. Так ли подобает передвигаться царю и Спасителю?
Христос вошёл в Иерусалим не для того, чтобы стать предводителем толпы и захватить власть в городе. Но именно этого ждали от него многие следовавшие за ним, именно этого опасались первосвященники, испугавшиеся такого всеобщего почитания Христа.
Чем очевиднее было могущество этого скромного безоружного человека в простом хитоне, тем большую ненависть испытывали к нему первосвященники, особенно после того, как Иисус прогнал из храма торговцев и менял.
Он сказал им: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). И никто не посмел остановить его. Поддержка народа была слишком очевидна.
И вот народ, видевший в Иисусе Христе освободителя в первую очередь от римских завоевателей, начинает осознавать, что не за этим пришёл Христос, что не намерен он становиться царём иудеев.
Не вняли они, что Царство Его – «не от мира сего», хотя толпой ходили за Христом и слушали Его проповеди, своими глазами видели чудеса, которые Он совершал.
И многие почувствовали себя разочарованными и даже обманутыми.
Иудейские первосвященники, подстёгиваемые собственным страхом и ненавистью ко Христу, разжигали негодование в народе. Чтобы переночевать в кругу близких людей, Христос вернулся в дом Лазаря в Вифанию. Но на следующий день он вновь вступил в город, где ждали его события Страстной недели, о которых мы знаем из евангелий, и та же толпа, которая теперь уже в порыве ненависти кричала «Распни его!», предавая на мучительную смерть неповинного человека – Мессию, ещё недавно прославляемого ею.
Вступая на путь истины, каждый христианин должен понимать, что для личного спасения ему нужно уподобиться Христу, а значит, пройти крестный путь, свой личный, от любви окружающих до распятия своими же близкими людьми, научиться прощать, научиться помогать слабым и беззащитным, научиться любить.
Бог не шутит
Почему-то подумалось: а смеялся ли Христос когда-нибудь при жизни? Превращал ли в шутку сказанное им для того, чтобы не обидеть кого-то или разрядить ситуацию? Утешал ли кого-то весёлыми притчами и прибаутками? Смешил ли народ? Видел ли кто-нибудь улыбку на лице его? И что за эмоция – смех, если сам Господь никогда не проявлял её для людей? А ещё известно, что после своего воскрешения Лазарь тоже никогда не смеялся – до конца своих дней, единственный раз он улыбнулся, когда увидел на базаре, как кто-то пытался своровать глиняный горшок. Тогда Лазарь позволил себе грустную шутку: «Глина ворует глину».
Представьте человека, смеющегося во время молитвы. Во время общения с Богом, во время обращения к иному миру. Трудно представить.
Наверное, смех – это эмоция этого мира, она присуща нам, не пребывающим непрерывно в молитвенном состоянии. Чем крепче держит нас этот мир, тем чаще нам хочется шутить, тем больше мы имеем потребности в чувстве юмора. Иначе в этом мире не выжить. Но людям благочестивым, предстоящим перед Богом, нет нужды и потребности в этой мирской эмоции. Им присуща радость о Боге. А эту радость не способна вызвать ни одна шутка мира, ни одно даже самое весёлое представление или шоу.
В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим в Москве существовал такой обычай: после службы в храме Василия Блаженного Патриарх верхом на лошади, наряженной ослицей, возглавлял шествие с Красной площади до Соборной площади Кремля. Лошадь вел под уздцы сам царь. Было ли это весело? Воспринимал ли народ это как представление? Или это были минуты, когда каждый занимал своё место, и оттого наступало настоящее торжество истины и настоящее восшествие Христа в ворота города.
Сердечно поздравляем Вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Желаем Вам мирной Старстной седмицы и радостной встречи Светлого Воскресения Христов. Помоги Вам Бог!
К нашему поздравлению присоединяется отец Спиридон (Саммур). Батюшка служит в храме Рождества Христова в Вифлееме и сердечно поздравляет всех вас, дорогие читатели проекта «Елицы», с наступающей Пасхой Господней.
28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.