Не так давно моя коллега Мария Струкова написала интересный текст-размышление о том, почему же в православных храмах современной России среди прихожан так мало мужчин? Вопрос интересный, глубокий и философский. Как староста небольшой, но очень мужской общины, представлю на суд читателя собственное размышление на этот счет.
![в храмах мало мужчин](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/Снимок-экрана-2019-02-11-в-12.55.27.png)
Модернизм и материализм
Вот такими емкими словами на букву «м» можно кратко описать причину оскудения веры в рядах российских мужчин. Церковные алтари уже лет 30 как распечатаны, запреты пали, религиозная свобода вновь накрыла общество. Ну и что?
Задав вопрос на улице первому встречному мужчине, верит ли он в Бога, мы, скорее всего, получим утвердительный ответ. Вера онтологически связана с человеком, ощущение чего-то надмирного, великого, вечного, присутствует в душе каждого homo sapiens. В зависимости от этнических, культурных, эстетических, мировоззренческих, семейно-бытовых особенностей мужчина, которого вы решились «допросить», скорее всего, относит себя к той или иной религиозной группе.
Но если он окажется крещеным, и даже назовет себя православным, совсем необязательно услышать от него утвердительных ответов о его активности в сфере духовной практики. Проще говоря, чаще православную веру можно встретить «в душе», чем «в деле». Почему?
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/1017121207.jpg)
Воспитание и среда, в которой человек сложился, играют одну из решающих ролей в формировании его будущих ценностей.
Детство советских мальчиков проходило вне религиозного поля, область смыслов активное государство старалось заполнить собственным наборов мировоззренческих установок.
Привычка – дело очень сильное. Сегодня, когда мужчины в возрасте, не имеющие прямой церковной преемственности, приходят в храм – вызывает глубокую радость.
А как быть с поколением «помоложе»? С теми, кто рос в 90-е, нулевые, и чья молодость протекает в наши дни? Храмы открыты, традиции крупных православных праздников затрагивают сферу жизни многих семей.
Мужчины приходят в Церковь, но их число и степень активности не всегда кратны количеству женщин и их деятельности.
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/article-33675-2.jpg)
Прежде всего, прохладное отношение к духовной жизни можно связать с эпохой и ее духом. Модернизм попытался нивелировать роль религии в обществе, а гонка за «материей», стяжание благ, заработок и убежденность в главенстве тезиса «деньги правят миром» формируют вектор развития современных мужчин.
Размышления о вечном остаются где-то на периферии сознания, обычно об этом вспоминается за рюмкой, в минуты боли и утраты близкого человека, да в те же Рождество и Пасху.
Отношение к религии можно рассматривать как языческое и потребительское: обращусь, когда будет насущная потребность.
То есть отношение к вере задается не в последнюю очередь средой.
Духовная инфантильность
А как еще объяснить отказ мужика честно ответить себе на «проклятые вопросы»? Ты умрешь. По-любому. Раньше или позже. Как, когда и при каких обстоятельствах – неизвестно. Отрицательная, пугающая мотивация, но обычно с нее начинается размышление о смысле жизни. Время ограничено, а надо что-то делать. Пока мужчина в силах, он находит смыслы в семье, работе, увлечениях, достижениях, в худшем варианте – в развлечениях. Но крайне странным выглядит внутренний уход от важных ответов. А, займусь чем-нибудь другим. Религия подождет. Бог, конечно, есть, но я к Нему обращусь, когда мне это на самом деле потребуется. А так я все сам. Ну, в общем, отстаньте.
Другой вариант, который на самом деле связан с первым, заключается в неприятии мужчиной среды, ценностей и порядков Церкви.
Этот вопрос тонкий, кое-что мы рассмотрим ниже, но если за пример брать несоответствие некоторых служителей идеалу веры или декламацию мифических негативных примеров как причину своего нехождения в храм… это снова инфантилизм.
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/original-2.jpg)
Не объяснили
Принять Бога духовными очами – замечательно. Но развивающийся мужчина любит нагрузить мозг полезной информацией с одной стороны, с другой – ищет выражения своей гендерной принадлежности и соотнесения себя с религиозным культом.
«Елейность», которую сегодня принято ругать, особенно в рядах неоконсерваторов, родилась, скорее всего, не на пустом месте. Возможно, большой женский сегмент – притом в возрасте – которым и наполнилась Русская Церковь, повлиял на «заточенность» пастырей в проповедях, их манеру разговора, даже храмовую эстетику с академическими росписями и иконами. Клиросы – в основном остаются женскими.
![в храмах мало мужчин](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/42391027791_1a532764b2_b.jpg)
Священника не зря принято называть «отцом»: для мужчины это слово отзывается в сердце чем-то родным и своим. Грустно бывает, когда вместо душевного разговора, отзывчивости, прямоты, первое общение с батюшкой омрачается его деловитостью, грубостью, слащавостью, дистанцированностью.
Непонятным может быть и язык проповеди. Смерть Христа на Голгофе, Его земные поступки, Искупительная Жертва – все это так по-мужски. При одном условии: если суметь раскрыть внутреннюю сторону Пришествия Христа. Кем Он был, кем стал, на что пошел ради людей, как отвечал за слова, как позволил – ключевой момент – распять Себя на кресте, чтобы у людей наконец-то в голове хоть немного повернулся заржавевший механизм рассудительности о собственном смысле жизни.
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/127055_900-1.jpg)
Это ведь жестко
Человек, пришедший в Церковь, при критическом анализе может просто не поверить, когда Христа и Его святых рисуют не как обычных людей, но как сказочных персонажей.
За их святостью не видно человеческого. Тогда для чего же Бог стал Человеком? В те моменты, когда Иисусу отказывают в человеческом, это отдает ни больше, ни меньше, монофизитством. А для мужика просто нарушается элементарная логика и теряется нить родства.
То же самое ТЕМ БОЛЕЕ касается святых. Кто-то из них был воином и участвовал в боевых действиях. Надо понимать, что со всеми вытекающими: убийством солдат противника, болью потерь товарищей, тяготами походной жизни, стычками с зарвавшимися командирами, грузом принятия решений и ответственностью за жизни других.
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/58789513c-1.jpg)
Кто-то был монахом, но без wi-fi и теплой кельи. Монахи уходили умирать, в пещеры и леса. Собственноручно строили себе жилища. Выживали среди зноя и холода, диких животных и ядовитых змей. Были биты разбойниками. Голодали. Но не изменяли своим внутренним убеждениям и оказывались центрами притяжения других людей. Они основывали монастыри, которые стоят уже не одно столетий. К ним шли потому, что у них был стержень.
Кто-то был обычным работягой или врачом. Крестьянином или дворянином. Ученым или писателем. Строителем или учителем. Иноком или семьянином. Со всеми вытекающими отсюда сложностями выбранной ими профессии, особенностями эпохи.
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/02/Снимок-экрана-2019-02-11-в-13.48.48.png)
Путь христианина никогда не был простым. Наоборот. При этом вера только помогала, занимая центральное место в их жизни.
Может, стоит развернуть проповедь на мужчин и тем самым и женщин-прихожанок зарядить новой энергией?
Наверное, в тот момент, когда проповедь в наших храмах будет направлена на мужчин – не в показных форматах, а в искренних, честных и прямых – тогда и мужчин в храмах будет больше.
Не надо думать, что мужиков можно привлечь только на физический труд или турнир по рукопашному бою (хотя, почему и нет). Центральное место в жизни христианина занимает молитва. Если ее нет – само понимание Бога и Его Сущности притупляется в сердце человека. Ведь именно молитва и Таинства Церкви помогают человеку общаться с Богом.
Мужчины тянутся туда, где ощущают основательность и силу.
1 комментарий
Недавно произошедшие утечки информациит из ООН, показывают, что в мире соотношение женщин и мужчин не 50% на 50%, как это считалось раннее, а 80% женщин против 20% мужчин. Это было косвенно подтверждено высказываниями ряда демографов Евросоюза. В начале 20-го века половое соотношение в силу ряда политических факторов высчитвалось как 50% на 50%, что по инерции привело к таким записям в других отраслях. На это же соотношение косвенно намекает институт многоженства в ряде стран, существующий до сих пор.