Священство – одно из самых загадочных Таинств. Из этой статьи Вы узнаете, чем это Таинство отличается от всех других, что такое царственное священство и какие есть канонические препятствия к рукоположению? Каким было священство в Ветхом Завете и как происходит священническая хиротония.

Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного, нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан (Катехизис).

Смысл и значение Таинства Священства

“Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Какой бы ни был батюшка грешный, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов” –

преподобный Серафим Вырицкий

Все таинства бесспорно важны, но каждое из них обращено к отдельному человеку и направлено на спасение его души. В крещении или венчании, соборовании или покаянии даруется некий благодатнейший дар для какой-то отдельной личности.

Целью Таинства Священства не является освящение данного конкретного человека, а посвящение его для служения Церкви, для помощи иным душам. Любое Таинство осуществляется Церковью, церковной полнотой. В отличие от других Таинств, Таинство Священства – это значимое общецерковное дело.

Наряду с другими таинствами, у Таинства Священства есть две стороны: внешняя и внутренняя.

Внешняя сторона предполагает возложение рук архиерея на главу возводимого в духовное звание и призывание Святого Духа.

Внутренняя сторона представляет собой некую благодать священства, которая дарует выбранному духовную силу и власть для учения, священнодействия, управления паствой.

Хиротонию совершают по соборной молитве Церкви, посему она совершается в алтаре во время Литургии. Литургия являет собой высшее выражение церковной соборности, единение верующих в совместном молитвенном взывании к Богу.

Каждый момент этого Таинства значителен и страшен:

  • посвящение в первые степени священства – чтеца, иподиакона и диакона;
  • первый проход сквозь Царские врата, которые являются своеобразной огненной границей;
  • обход кругом Престола, сопровождающийся чтением венчальных стихир;
  • первое прикосновение к Престолу;
  • преклонение колен и чувство тяжести парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея;
  • слово архиерея, произнесенное на ухо выдвиженцу: «возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства» – вероятнее всего вызывают самый большой страх.

Священство являет собой особое призвание, благодатнейшую жизнь и благодатное служение. Без священнослужителя не представляется возможным совершение литургии либо иных таинств, а без народа Божьего невозможно служение, ведь оно осуществляется всей полнотой Церкви.

На сегодняшний день зачастую забывают о том, что в Литургии всем сердцем должны принимать участие и священнослужители и народ. Бытует мнение, что есть священник, пусть он сам все что нужно совершает и молится, а люди лишь заплатят, возьмут просвирки, поставят свечи.

рукоположение
Таинство рукоположения, хиротония

Установление Таинства

Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом, выбравшим апостолов среди Своих слушателей и последователей, давшим им власть учить и совершать Таинства, а после Своего вознесения послал им Святого Духа, давшего им необходимые для совершения служения силы (Деян. 1, 8; 2, 4).

С того момента Божественный огонь благодати Святого Духа сохраняется в Церкви и переходит из рода в род.

Рукоположение – символ преемства благодати и власти священства. Это Таинство может быть совершено только епископом.

Степени священства

Священство имеет три степени:

  1. Диакон
  2. Священник
  3. Епископ

Этим степеням предшествуют степени церковнослужителей: чтец, певец, иподиакон.

Чтец (певец) должен читать, петь и канонаршить в Церкви, носить свечу перед Евангелием, на великом входе перед Святыми Дарами, также выполнять обязанности пономаря.

Иподиакон же обязан облачать архиерея, прислуживать ему во время богослужения, готовить к богослужению священные одежды и богослужебные сосуды, зажигать светильники на Престоле и тому подобное.

Хиротония во диакона

Посвящение в диаконы можно обрести, будучи иподиаконом. Обязанности диакона – помогать при совершении таинств: творить прошения, призывать народ к молитвам и возносить их к Богу.

Хиротония во священника

Как во священника, так и во диакона может рукополагать только епископ. Это право сообщено епископам самими апостолами, как это ясно видно из слов ап. Павла к епископам: Титу (1, 5) и Тимофею (1 Тим. 5, 22).

Сейчас во священника рукополагают сразу после Херувимской песни, чтобы новопоставленный священник мог участвовать в освящении даров.

5 действований во Священстве:

  1. Предстоять Жертвеннику Искупителя, отдав свою собственную жизнь как жертву;
  2. Проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя миру;
  3. Благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;
  4. Приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Божия;
  5. Являть миру Божие отцовство, крестить водой, Духом Святым и пламенем Веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту.

Следом за чтением молитв архиерей передает хиротонисанному облачение священника: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник в качестве руководства для священнодействия. Принимая всё это, новорукоположенный священник обязан поцеловать полученное вместе с рукой архиерея.

Рукоположение во епископа

В древности в выборе епископа участвовал весь народ и все епископы области. После избирания свершалась непосредственно хиротония, осуществляемая главным образом собором епископов, путем возлагания рук с Евангелием с молитвами на главу хиротонисанного.

хиротония
Хиротония во епископа

В настоящее время после избрания кандидата во епископа и утверждения его патриархом и Священным Синодом, происходит в здании патриархии (или экзархии) наречение его во епископа.

Наречение во епископа состоит в том, что за один или несколько дней до самого рукоположения, в присутствии патриарха и членов Синода (или в присутствии экзарха области и епископов), после обычного начала, пения тропаря и кондака в честь Святого Духа, краткой ектении и отпуста дня Пятидесятницы (обычное начало, ектению и отпуст произносит, возложив на себя епитрахиль, патриарх или первенствующий архиерей), Управляющий делами Московской Патриархии (или экзархии) читает нарекаемому во епископа указ о его избрании. Избираемый отвечает: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».

Обряд наречения заканчивается пением «Многая лета».

В современном мире хиротония во епископа традиционно осуществляется собором епископов с главенствующим патриархом, или, как минимум, собором двух и более епископов (Апостольское правило 1-е).

Во диакона или священника рукополагать разрешено только епископу.

Возведение (хиротесия) в чин протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита

Обряд Хиротесии указанных церковных чинов свершается на богослужении во время малого входа с Евангелием и проводится вне алтаря, чрез благословение и руковозложение, молитву, наречение в производимый чин и возглас: «Аксиос», что значит «достоин».

Ветхозаветное священство

Иерархия пришла в Православие из Нового Завета. Согласно воле Божией великий пророк Моисей поставил во священника своего брата Аарона. И был установлено, что потомки Аарона будут родом священным, будут служить скинии (в дальнейшем – ветхозаветному храму).

Важно отметить, что священство было родовым: все потомки Аарона (левиты) становились священниками.

рукоположение
Таинство Хиротонии, рукоположение во епископы

Новозаветное священство

Новозаветное священство установлено непосредственно Господом Иисусом Христом во время избрания 12 апостолов: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас». Далее он отбирает 70 апостолов и дает им власть изгонять духов нечистых, совершать чудеса, исцелять больных, учить об истине Божьей.

Наконец, по своем Воскресении Христос является Своим ученикам и говорит:

«Примите Духа Святаго; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому они разрешатся».

Тем самым Господь дает апостолам особую благодать Святого Духа.

Во время Пятидесятницы и схождения Святого Духа благодать сошла на апостолов в полноте. Тогда только они делаются апостолами в полном понимании этого слова, и здесь начинается их благодатное и таинственное служение.

Что такое царственное священство

Обращаясь к верующим, апостол Петр подчеркивал:

«Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел».

Все без исключения христиане после совершения крещения обретают особенный дар Святаго Духа, дающий благодатнейшее возрождение и делающий их «родом избранным, царственным священством», священниками в этом мире.

Над кем совершается таинство священства

Об отношении Церкви к представлению во священника, епископа, диакона можно узнать из Первого Послания ап. Павла к Тимофею (3:1-13):

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Диаконы также должны быть честны, не двуязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».

священство
Таинство Хиротонии в Храме Христа Спасителя

Канонические препятствия к священству

Существуют так называемые канонические препятствия к принятию священства. Не рукополагают человека, не сохранившего девства до брака (или если его супруга выходила замуж не девственницей). Он должен также иметь доброе свидетельство от внешних, т. е. не должен иметь справедливого укора от общества, от неверующих.

Есть такое правило, что ставленник не должен иметь судимости, не должен быть осужден. Даже если он уже отбыл срок, он не может быть рукоположенным. Здесь, конечно, имеется в виду осуждение справедливое, ведь существует масса примеров, что люди просидели в тюрьме много лет и были потом рукоположены, если это было гонение за веру и они никаких преступлений на совести не имеют. А если он, скажем, осужден за воровство, то он уже не может быть рукоположен.

Также не может он быть и пьяницей. Потому что если кто-то может его укорить в чем-либо даже за прошлое, то это укорение возводится как бы на Церковь; он делается поводом, причиной того, чтобы укоряли Церковь. Таким образом, он соблазняет народ и препятствует людям обращаться к Церкви.

Репутация священнослужителя должна быть непорочной, народ должен говорить о нем, как о чистом человеке, образце для подражания.

Если священник станет вдовцом, он не может больше служить. Обычный человек может жениться второй раз, а священник – нет. Если супругу священника уличили в измене, то священник не сможет ее принять, а обязан развестись с ней и принять монашество. Исключение — только один случай — когда после каких-то браков или грехов совершилось крещение. Потому что Крещение есть таинство рождения, в котором человек рождается в новую жизнь, и все, что было с ним раньше, аннулируется и уже не является препятствием к священству. Жизнь священнослужителя должна быть близка к идеалу.

Неправильная жизнь – это явная преграда священству. К таким случаям, к примеру, относятся неверующие дети священника. Если таковое имеет место быть, то рукоположение невозможно. Дети священника должны быть церковными людьми, жить правильной жизнью, в противном случае это становится серьезным поводом для отказа в священническом служении. В семье у священника должен быть порядок.

В современном мире встречаются примеры, когда люди ищут священства, имея не православных жен. Такие исключительные случаи являются полным абсурдом и явным каноническим затруднением на пути к священству. Естественно, что таких людей не рукополагают.

По утверждению апостола, невозможно воспитать прихожан, навести порядок в церковной жизни до той поры, покуда не наведен порядок в собственной семье или отсутствует воспитание в вере.

Такая строгость в отношении священнической жизни очень назидательна для нас. Так Церковь блюдет чистоту своего священства.

На вопросы об Исповеди отвечают священники

Протоиерей 
АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
Клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево
Иеромонах
МАКАРИЙ (МАРКИШ)
Клирик Иваново-Вознесенской епархии
г. Иваново
Иеромонах
ГЕРАСИМ (ВЕРТЕЙ)
Храм св. мученицы Татианы
г. Самара
Иерей
КЛИМЕНТ ДИДЕНКО
Клирик храма Александра Невского
г. Нижний Тагил
Протоиерей
ИГОРЬ
ШУМИЛОВ
Настоятель
храма Воскресения
cловущего,
с.Васильевское, Рузский район
– Батюшка, в споре, заступаясь за священников, мой оппонент меня спросил: “Зачем нужны священники?”. Объяснила, что священник- посредник между нами и Богом. И опять тот же вопрос “Зачем нужен посредник?” Так я и не смогла на него вразумительно (по мнению оппонента) ответить. Может Вы посоветуете, где об этом почитать?

– “Посредник между нами и Богом” – не вполне удачная формулировка… Священник служит людям, как шофер автобуса служит пассажирам. Пассажиры ничем не “хуже” или “ниже” шофера, но за руль они не садятся… // Иеромонах Макарий (Маркиш)


– Если священник много лет живет в тяжелом смертном грехе (тайно), то действительно ли Причастие на Литургии, которую он совершает?


– Порой люди, видя настоящие или мнимые грехи священника, сомневаются – действительны ли таинства, совершаемые им. На это можно ответить, что не нам осуждать других, мирян-ли, священников-ли. И в частности, суд над священником принадлежит епископу. И если священник не запрещён им в служении, то все священнодействия, совершаемые им, действительны и благодатны. Об этом пишут святые отцы и повествует Священное Предание.

Св. Иоанн Златоуст: “Если иерей право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори, почему же он меня учит, а сам того не исполняет? – На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится, а если ты не будешь его слушать, также осудишься. Если не право учит, то не слушай его, хотя бы он был подобен ангелу по жизни, а если право учит, то не на жизнь его смотри, а на учение. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу творит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога о вас молит. О всем этом размыслите и почтите его, как отца. Но скажешь: «Он грешен и зол». Что тебе за дело? Если и добрый будет за тебя молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. Благодать от Бога подается: иерей только уста отверзает, а творит все Бог”. 

Преп. Ефрем Сирин: “Если бы и на самом деле видели пред собою пастыря со слабостями, то и тогда должны остерегаться греха осуждать его: достоин он или недостоин – не наше дело, мы же от этого никакого убытка не понесем. Как не терпит вреда светлое облако, если оно покрыто грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так, подобно сему, и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин”.

Древний патерик: “Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него приношение. Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. – Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: “Пресвитер твой грешник, – не позволяй ему более ходить к тебе”. Авва Марк сказал ему: “Сын мой! в Писании сказано: “не судите, да не судими будете” (Мф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его, – я и сам грешник, больше нежели он”. Сказав это, он сотворил молитву, изгнал из человека демона, и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к Святой Трапезе, “Я увидел – рассказывал сам старец, – Ангела, сходящего с неба, – он положил руку на главу пресвитера, – и сей сделался непорочным, стоя при святом приношении, как столб огненный. Когда же я удивлялся на это видение, – услышал глас, говорящий мне: “Что ты дивишься, человек, сему явлению? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять пред собою в грязной одежде, но требует от них великолепия; тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Тайн предстоять гнусными пред небесною славою?””. И блаженный Марк удостоился такого знамения за то, что не осудил пресвитера”.

Преп. Иосиф Волоцкий, много сил отдавший на борьбу с ересью жидовствующих, однажды получил от иконописца Феодосия, сына Дионисия, известие о вопиющем случае богохульства священника-еретика. В житии преп. Иосифа Волоцкого приводится этот рассказ: «В то время живописец Феодосий, сын живописца Дионисия мудрого, рассказал Иосифу (Волоцкому) следующее чудо. Один из жидовствующих еретиков покаялся; ему поверили и даже поставили во священники. Однажды, отслужив литургию, он принес домой чашу со Святыми Дарами и вылил их в печь на огонь. Жена его в это время варила пищу и увидела в печи в огне «отроча малое», которое проговорило: «Ты меня здесь предал огню, а я тебя там предам огню». При этом внезапно раздвинулась крыша дома, прилетали две большие птицы и взяли отроча и полетели на небо; а крыша опять покрыла избу, как и прежде. Жена пришла в сильный страх и ужас. Об этом событии она рассказала соседям».

Из рассказа жены священника, поражённой видением Богомладенца, в частности, ясно, что, так как священник, хоть и был еретиком, но не был извергнут из сана, ни даже запрещён в служении, то поэтому таинства, совершавшиеся им, были действительны. Бог совершал их и через недостойного священника ради Церкви верных. По слову преп. Ефрема Сирина, “священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его, был и недостоин” // Иеромонах Герасим (Вертей)

– Что нужно знать, чтобы стать диаконом? И как выучиться на диакона?


– Что нужно знать, чтобы стать диаконом? Нужно знать не меньше, чем священнику или епископу. Почитайте прежде 6 слов о священстве Иоанна Златоуста. Ведь священство – это большая ответственность. Для начала нужно на приходе, на который Вы ходите сказать батюшке, что хотели бы помогать в алтаре. Когда Вас благословят на пономарство, учитесь читать апостол. Желательно записаться на курсы по пению. В муз. училищах обычно бывают такие услуги. Желательно, чтобы был знакомый батюшка или диакон, которые хорошо поют возгласы. Они подскажут как петь. Можно также ходить петь на клирос. Можно даже так: одну неделю петь на клиросе, другую неделю читать апостол. Батюшка заметит Ваше рвение и обязательно по истечении времени предложит Вашу кандидатуру архиерею, если посчитает нужным. Диакон – это украшение службы. Также, сейчас обязательным считается прежде рукоположения закончить семинарию. Во многих семинариях ставят голос. Особенно во всяких известных, на вроде Московской, Владимирской и т.п. Но там и соответствующий конкурс… Очень важно также, просто петь светские различные песни.(романсы к примеру) Я думаю, если никуда не спешить и не рваться, то Господь обязательно сподобит диаконского служения. Бог в помощь! // Иерей Климент Диденко

– Батюшка, а что может православный любить и уважать в себе?

– Самое главное — принятого в себя Христа, Тела и Крови Которого православный христианин регулярно причащается. Мы, христиане — “род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет” (1Пет.2:9) Разве это не достойно уважения? // Протоиерей Игорь Шумилов


Не могу определиться с дальнейшими обучением. Я искренне хочу стать священником и учиться в семинарии, но при этом я понимаю, что буду без высшего образования, и могут так сложиться обстоятельства что не смогу даже обеспечить свою семью. Вот и не знаю что выбрать, пойти по церковной линии или все же получить высшее образование и остаться работать в миру, думаю, что с достойной заработной платой. Что церковное дело нравится, что профессия в миру нравится…


– Основное недоумение здесь вот в чем: сегодня, дабы стать кандидатом в священство, необходимо иметь высшее образование. В большинстве случаев будущие священники получают его в семинариях, которые сейчас (в отличие от прошлого) представляют собою высшие учебные заведения. Есть и другие вузы, например, ПСТГУ, где дается адекватное духовное образование. Вам следует посоветоваться в епархиальном управлении по месту вашего жительства, возможно, переговорить лично с правящим архиереем, его викарием или епархиальным секретарем, спросить их совета о ваших дальнейших перспективах // Иеромонах Макарий (Маркиш)


Может ли человек быть священником будучи женатым второй раз?
Насколько мне известно по апостольским правилам, священник муж одной жены. В то же время мне известен, как минимум, один факт такого священства, доводилось быть на службе с участием такого человека. Просветите пожалуйста, как это возможно?


– И мне известны такие случаи, при которых дважды женатый человек служит в сане. И не один такой случай мне известен, а более, что я лично отношу на общую расхлябанность и расслабленность. И эта расхлябанность и расслабленность приводит к попиранию очевидных вещей, прописанных черным по белому: то есть священник – одной жены муж. Дважды женатый не может священствовать. Но на сегодняшний день такие случаи случаются («случаи случаются» – прошу прощения за тавтологию).

Что делать? Я думаю, что если местный архиерей в курсе происходящего, и всё совершается с его разрешения, молчаливого согласия или прямого благословения, то всю полноту ответственности за происходящее несет архиерей. И сомневаться в этом не стоит. А принимать тайны у этого священника – стоит, потому что священник священствует не личным священством, а через него церковь священствует. То есть церковь Божия актуализируется через службу конкретного священника. Если он находится в мире с церковью, и священноначалие ему это дозволяет и благословляет, то через него Дух Святой действует. Насколько это самому ему полезно – это другой вопрос. То есть в осуждение ли он священствует себе или во спасение – этого я сейчас не берусь обсуждать.

У нас ведь с католиками совершенно разное отношение к священству. Католики считают, что однажды рукоположенный в священство человек – во веки веков священник. Что с него нельзя снять священство, ему нельзя запретить священнодействовать – всё равно как в личную собственность получает хиротонию. А мы считаем, что через хиротонию мы получаем право священствовать, а, по сути, священствует-то у нас одна только церковь. Церковь, невеста Христова, священствует во Христе Иисусе. Церковь Божия, Тело Христово – церковью священствует Христовым священством.

Если тебе разрешили священствовать – вот тебе, какому-то псу шелудивому, разрешили – священствуй! Хоть бы ты был самый хороший, а тебе запретили священствовать – значит, всё! – через тебя церковь не действует! Поэтому, если власть церковная, одетая благодатью, знает нечто о человеке и говорит: «Господи, прости, пусть он служит», – пусть он служит. И Вы причащайтесь у него, хотя смущение, конечно, некое есть. А если церковь скажет: «Стоп! Хватит. Ты больше не можешь священствовать. Ты дважды женат… Ты трижды женат… Ты что-то там натворил», – всё. Шаг в сторону – и ты уже не священник, ты не священствуешь. Так что такие вещи еще могут нам встречаться на пути жизненном и не раз, и не два. Смущение умерять нужно верою в церковь. Церковь жива, и церковь действует // Протоиерей Андрей Ткачев


– Последнее время задумываюсь над вопросом осталась ли Божественная Благодать, что даётся священнику при рукоположении на том, кто в последствии отлучён от Церкви? Может ли решением забрать человек то, чем одарил Бог? Эти вопросы в связи с раскольником Филаретом, очень уж страшны его проповеди и действия в Киеве. Действительно ли все Таинства, совершаемые в церкви Киевского патриархата недействительны – лишены Божьего Благословения?



– Священник и архиерей, высшие священники и другие священнодействующие лица – а не священство, благодатью данное в личное пользование. Вот католическое пасторское богословие думает примерно так: человека сделали священником – и никуда он теперь от этого не денется, и во веки веков будет священником. И даже если он тяжко нагрешит или в голове у него что-нибудь помешается, и он будет говорить вещи, противные Евангелию или церкви, то всё равно он будет священником и будет священствовать. Какая-то неотъемлемость и неупраздняемость священства присутствует в католическом понимании.

У православных – нет. Православные считают, что священник не священствует благодатью, полученной им в личное пользование однажды и навсегда. Священник священствует по мере принадлежности к церкви. Вместилище благодати – сердечная мышца, которая качает благодатную кровь – это церковь. Присутствие в церкви, живость твоя в церкви, твоя живая связь с нею – делает тебя благодатным. Благодатным может быть и мирянин. И мирянин должен быть благодатным! Когда он побеждает свои грехи и страсти, исполняет заповеди, угождает Богу – он благодатен. Благодатным должен быть и дьякон, и священник, и монах, и архиерей – по мере причастности твоего сердца, твоего существа, твоих мыслей к церкви. Стоит поссориться с церковью, отойти от нее, начать думать иначе, чем думает она – и благодать Божия уже не может или не хочет Дух Святой действовать через такого отщепенца. Если же разрыв с церковью произошел категоричный и окончательный, как у этого Филарета (но он еще жив и, может быть, он еще покается в последние дни или часы своей жизни, но на данный момент – разрыв видится окончательным) – при таком разрыве благодать Божия совсем оставляет человека. И то, что происходит с Филаретом, в силу неизбежности, распространяется на всех тех, кто считает его патриархом. Поэтому, будучи безбожным человеком – он является безблагодатным человеком и делает безбожной и безблагодатной ту общину, которая имеет вид церковности и связана с ним, как со своим патриархом. Такова правда Божия // Протоиерей Андрей Ткачев

Задайте свой вопрос священнику

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту