• Почему в российских храмах мало мужчин? Сколько представителей сильного пола посещают богослужения в других странах? Как вернуть мужчин в Церковь?

    Православие мужская религия

    Православие – мужская религия, такое утверждение всё чаще можно услышать от священников. Оно стало звучать только в последнее десятилетие. У старцев и богословов вы не прочитаете такого определения. Рассуждения о мужской религии – ответ на ситуацию, в которой оказалась Русская православная церковь: её почти не посещают мужчины. И священники с укором взывают к ним, пытаясь объяснить:

    мужчины, без вас Церковь не полная! Где ваше мнение и добрые дела в церковной общине? На что тратите силу и энергию? Почему забыли о Боге?

    Протоиерей Андрей Ткачёв: «Наша религия мужская. Она смелая и умная, а не тепленькая и сентиментальненькая. Отсутствие мужика в наших храмах означает отсутствие богословия, поскольку понять христианство и объяснить его может, за редкими исключениями, только мужеский ум.
    Храмы должны быть полны мужчин. Молитва вообще есть мужское дело, поскольку требует не столько переживаний, сколько стойкости и внимательности.
    Зайдешь в западный храм — стоит дама в шляпке перед Распятием и молится то ли о своей женской судьбе, то ли о голодающих детях в Камеруне. Зайдешь к нам — ходит душа-сестрица среди подсвечников и лепит свечки, пришептывая что-то то ли о непутевых детях, то ли о пропавшем муже. Вот — доминанта религиозной жизни. Личная дамская беда и личный шепот перед образами.
    А где наши мужики? Пьют? В горы ходят за адреналином? В Африку на сафари мотаются? На рыбалке пятую точку отсиживают?»

    Протоиерей Андрей Ромашко: «Христианство – сугубо мужская религия. Нет, она, конечно, доступна и женщинам, но «заточена» она под мужской менталитет, под мужское восприятие мира. Придя на землю Христос уравнял мужчин и женщин в религиозных правах, но проповедь Его была обращена преимущественно к мужчинам….
    Почему же сегодня в наших храмах не слышно мужского голоса? Почему современные мужчины не понимают, что Евангелие обращено именно к ним, а уж только потом, через них – дочерям, женам, сестрам, подругам… Почему сегодня женщина тащит мужика в Церковь, причем в любом возрасте, начиная с младенчества и до глубокой старости? Отвечу банальностью: мужики измельчали. Обабились, развратились, раскапризничались, потеряли характер, силу воли, ответственность. Причин много, объективных, субъективных, социальных, экономических».

    Почитаешь такие резкие высказывания и задумаешься: почему для некоторых пастырей женское – означает нечто ущербное? Но спишем такие настроения священников на сожаление, что большинство российских мужчин пренебрегают спасением души. Это и упрёк, и призыв к сильному полу вернуться под Божий кров.

    Мало мужчин

    К сожалению, учёные не занимались исследованиями на тему: какой процент мужчин посещает Православную церковь? Но по наблюдениям верующих, мужчины составляют примерно треть прихожан и менее.

    • Доктор исторических наук Н.Попов утверждает: «Среди женщин религиозных людей больше, чем среди мужчин, соотношение в среднем 65 и 45%».
    • Социолог Б.Дубин отмечает: «Среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста. Однако наибольший приток новых православных идет из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин».

    Но оба автора не ссылаются на конкретные источники. Остаётся доверять собственным наблюдениям и рассказам прихожан других церквей. Но выводы, в любом случае, не утешительные.

    Протоиерей Роман Багдасаров размышляет о месте мужчины в храме. 

    Православные мужчины за рубежом

    В православных храмах других стран мужчин поровну с женщинами или больше, утверждают священники, посещавшие зарубежные приходы. Социологических исследований на эту тему тоже нет, но мы можем полагаться на фото и видеосъёмку богослужений и верить глазам своим.

    В храмах Украины и Болгарии мужчин и женщин равное число. В Греции и Македонии на богослужениях мужчин больше половины. В Сербии мужчины явно преобладают, женщины теряются в их толпе. Религиозную активность сербских мужчин можно объяснить тем, что очень долго в битвах с мусульманами и католиками Сербия отстаивала свою православную идентичность. Воевали именно мужчины и память об этом укрепляет их религиозность. Христианство сохранилось в Сербии ценой больших жертв…

    Литургия в сербском православном храме

    Почему же в России такая гендерная диспропорция прихожан?

    Причины религиозной пассивности мужчин

    Священники и миряне, в том числе журналисты, находят много объяснений отсутствию мужчин в храмах. Есть версии религиозные, психологические, бытовые. Есть лестные и даже обидные для того или иного пола.

    Религиозные версии

    1. Поскольку Ева первой нарушила Божественный запрет в Райском саду, вкусив от Древа познания, ныне женщинами сильнее ощущается греховность, которую они спешат отмолить в храмах.
    2. Женская вера связана с великим Божьим даром – деторождением. Рождение нового человека напоминает акт его сотворения Богом. Мужчине не дано пережить такого необычного явления. Поэтому связь его с Творцом не так сильна.
    3. Мужчины предпочитают язычество. Там нет строгих моральных требований, не нужно поститься и ограничивать свои потребности. Язычество льстит человеку, там он не раб Божий, а сын богов. Ирий (или Вальхалла) язычников обещает пиры и сраженья, что интересней мужчинам.
    Мужчины на богослужении в Греческой Церкви

    Психологические версии

    1. Мужчины воспринимают мир как поле битвы, где они должны покорять и завоёвывать. Православие с проповедью смирения, скромности, гуманизма противоречит их настроениям. В наши дни пресса рисует образ мужчины, который идёт к успеху по чужим головам. С верой это не сочетается.
    2. Мужчина неуютно чувствует себя в храме, поскольку там большинство женщины. Ему непонятно, чем там заняться, кроме как поставить свечку и уйти домой. Церковная община кажется ему женским клубом по интересам. С друзьями своего пола более комфортно.
    3. Женщины чаще ходят в храм, поскольку беспокоятся о детях. Просят у Всевышнего лучшей доли для своих чад. А мужчины меньше волнуются за близких.
    4. Женщины трусливы, в Боге они видят защитника. А мужчины у нас герои, ничего не боятся, поэтому Бог им не нужен.

    Бытовые версии

    1. В храмах преобладают не просто женщины, а старушки. Именно на пенсии у людей появляется больше времени на религиозную жизнь. Старея, многие задумываются о покаянии. Но – российские мужчины часто не доживают до пенсии! Храмы заполняют их безутешные вдовы.
    2. Порой мужчины заняты работой, отнимающей много энергии. Поэтому выходные дни они используют для отдыха. И рады бы молиться, но сил нет.
    3. Мужчинам лень посещать церковь. Силы есть, но не хочется рано вставать. Проще с дивана посмотреть футбол…

    Я тоже могу высказать предположение. Проблема в разрушении института семьи. Раньше на богослужения ходили все купно – муж с женой, детишки, бабушки и дедушки. Теперь у родственников нет потребности в религиозном единении. Каждый живёт своими переживаниями, плачется о скорбях в интернете под псевдонимом. И только большие праздники – Крещение, Пасха и Рождество будят былую семейственность. Или большие печали. Тогда звучат коллективные молитвы, тогда вместе едут к святым местам.
    Только в особых условиях мужчина чувствует свою ответственность за происходящее и начинает верховодить, организовывать и опекать. В нём просыпается глава семьи.

    Что говорят мужчины

    Как видите, мнения самые противоречивые. И это ещё не все ответы на поставленный вопрос. Читатели-мужчины в Фейсбук тоже отвечали по-своему. Некоторые в стиле либеральной прессы выразили недоверие Церкви: «Нельзя быть христианином и одновременно посещать службы РПЦ. Только если вы целиком и полностью поддерживаете все, что там сейчас творится, тогда – да…. у вас полная гармония. Правда по поводу вашего христианства будут вопросы – либо вы просто не понимаете, что такое быть христианином, либо фарисействуете».

    Некоторые заявили, что Бог у них в душе, Церковь же для молитвы необязательна. Даже Священное Писание цитировали: «И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою. Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно» (Св. Евангелие от Матфея 6:5,6).

    К дикуссии подключился иерей Василий Литвинов, который разъяснил мужчинам: «Если мы верим Богу, то должны участвовать в Таинствах. Значит, должны быть в Церкви. Вопрос рациональных мужчин: “для чего мне это?” Ответ из Евангелия: “Лучше для вас, чтобы я взошел. Тогда Отец Мой Небесный даст иного Утешителя, который наставит вас на всякую истину и правду”.

    Дарование Духа Святого

    Итак, вот для чего пришел Господь и для чего совершил Свой подвиг: ради дарования Духа Святого, Который должен являть нам волю Божию в любой момент нашей жизни “дабы радость наша была совершенна”. Вот что мы можем получить в Церкви! Достойный плод для наших усилий? Более чем!!! Проблема в другом: почему об этом не говорят в Церкви? Ответ, думаю, на поверхности: апостасия, ослабление веры в Бога на земле и, в том числе, в духовенстве. Увы…

    Отсюда, Церковь мужская, церковь мучеников превратилась в Церковь “белых платочков”, церковь обрядовых действий, хотя и возвещает апостольское слова: “Если вы Христовы – Духом да ходите”… Но, это не значит, что и сейчас в ней нельзя найти обещанное Богом: “Иисус Христос вчера и днесь тойже и во веки”!»

    Протоиерей Евгений Попиченко про образ православного мужчины.

    Что делать мужчине в храме?

    Раннехристианская Церковь не жаловалась на отсутствие мужчин-прихожан. Все находили там достойное место и преданно служили Господу. Ведь не только молитвой может верующий выразить свои религиозные чувства.

    • Мужчины миссионерствовали в разных городах и странах.
    • Проповедовали о Христе своим близким и друзьям.
    • Участвовали в богослужении.
    • Следили за порядком в церкви.
    • Занимали руководящие должности в церковных общинах.
    • Жертвовали миссионерам, были благодетелями сирых.

    Как эти принципы реализовать в наши дни?

    Церковь по-прежнему нуждается в деятельных миссионерах, которые несут Слово Божие в отдалённые регионы России. Например, внимание православных требуется народам Крайнего Севера и Дальнего Востока. Но и в центральных регионах есть этносы, религиозно непросвещённые – вспомним о язычестве в среде малых народов Поволжья.

    Всюду работают гастарбайтеры из южных республик, чтобы обратиться к таким с проповедью, нужна мужская решимость.

    И даже в российской столице в любом коллективе есть люди невоцерковлённые. Они нуждаются в мудром наставлении верующих.

    Личное спасение в Православии не эгоистично, оно зависит от любви к ближним.

    • Служение в церкви тоже не должно обходиться без мужчин. Оно может быть и духовным, когда некто исполняет работу алтарника. И социальным, если при храме есть благотворительная организация.
    • Катехизация новых прихожан более плодотворна, если мужчина учит мужчин, а женщина женщин – им легче найти общий язык. Для этого следует самому знать Евангелие и жить по заповедям.
    • Следить за дисциплиной в часы богослужения тоже подобает мужчине, а не старушке. Тем более, что в наше время под церковные своды может явиться и неадекватный человек, которого следует призвать к порядку. Существует опасность терроризма в некоторых регионах, поэтому храмы нуждаются в мужчинах-дружинниках.
    • Общину прихожан также может возглавить мужчина и развить энергичную деятельность на благо общества. Также церковь всегда нуждается в новых пастырях, которые посвятили бы ей жизнь всецело.

    Но если мужчина слишком занят для посещения дома Божьего, для него тоже есть путь спасения. Это жертва на храм, финансирование дел милосердия. Поддержка благотворительной организации, которая помогает сиротам, заключённым или нуждающимся в лечении людям. 

    Чего ищет мужчина в Церкви

    Анализируя дискуссии на православных форумах, можно сделать следующие выводы.

    Мужчина ждёт, что Церковь призовёт его к активным действиям. Например, мероприятиям и программам, меняющим к лучшему наше общество. К решительным поступкам в защиту морали.

    Мужчина хочет услышать проповедь о своих насущных проблемах. К их числу относятся:

    • Как добиться настоящего успеха?
    • Как создать счастливую семью?
    • Как вырастить детей достойными людьми?
    • Как найти смысл жизни?
    • Как преодолеть свои слабости/пороки?

    Для многих важны темы достижения лидерства, укрепления брака, вины перед ближними за ошибки, решение конфликтов… Сейчас на подобные вопросы отвечают психологи мужских журналов, но их советы далеки от христианства. Например, видела статью: «Стань мерзавцем» – гимн хамству и цинизму. Разумеется, верующий мужчина пренебрежёт такими текстами. Но он будет рад услышать в Церкви, как победить неудачи на работе и в семье.

    Мужчина надеется найти в Церкви друзей-единомышленников. Значит, там нужно развивать общение прихожан друг с другом. Предлагать поводы для встреч помимо богослужения. Такие инициативы зависят от священников, от их стремления привлечь новую паству – представителей сильного пола.

    Православие как мужская религия – действующее и воинствующее. Православие как женская религия – оберегающее и примиряющее. В симфонии этих начал – сила Церкви. Она ждёт своих сыновей.

    Духовные ценности христианства нуждаются в защите. Развитие Православия в России невозможно без мужской твёрдой веры, веского слова и решительного поступка.

    Протоиерей Владимир Головин о том, почему мужчины в церкви впереди.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *