• На пятой неделе Великого поста Православная Церковь празднует память одной из самых великих святых за всю историю христианства – преподобной Марии Египетской. Чем ее пример покаяния так важен для современных христиан, читайте в нашем опросе.

    «Насколько она была безудержная и цельная в своем грехе, настолько она была абсолютно цельной и в покаянии»

    Протоиерей Андрей Ткачев

    Протоиерей Андрей Ткачев

    Я бы хотел обратить ваше внимание, насколько силен, и страшен блуд. Он совершает такую атаку на сознание, что человек рискует попасть в полное рабство блудным желаниям, мышлению, мировоззрению, и, соответственно, действиям.

    Мария Египетская очень рано потеряла целомудрие, и просто влюбилась в блуд. Она совершенно искренне считала, что блуд — это смысл жизни. Однако женщина была честной блудницей, которая не брала денег за блуд и не придумывала себе оправданий, которые могли бы как-то оправдать ее жизнь. Чтобы прокормить себя Мария работала и зарабатывала себе на кусок хлеба только честным трудом. Блудила она ради одного удовольствия. Это совершенно удивительное явление в мире, потому что подавляющее большинство блудниц ещё и сребролюбицы. Они, зарабатывая телом, прекрасно понимют, что конвертируют свой блуд в деньги. Мария денег за блуд не брала, только поэтому она и спаслась. Она была честная развратница, развратница без всяких угрызений совести. Блудила Мария семнадцать лет, день за днём, с утра до вечера и с ночи до утра без передышки.

    Однажды Мария решила посетить Иерусалим. Хочу заметить, что лукавый позволяет ей сесть на корабль и плыть на праздник Воздвижения Креста, потому что знал, что Мария – это уже его добыча, она плотно сидит в его руках. Лукавый уверен, что его жертва не расстанется со своей страстью. Так оно и вышло: Мария блудила на корабле и блудила в Иерусалим. Происходит очень интересная вещь: возле святых мест грех гуляет с наибольшей интенсивностью. Там, где много Бога, там много и его врага.

    Несколько раз Мария пыталась войти в храм, но какая-то сила ее туда не пускала. Возле иконы Божией Матери совесть блудницы впервые затревожилась вопросом: «Почему все заходят в храм, а я не могу?» До этого семнадцать лет она абсолютно не тревожилась в душе своей от того, что делала, а тут совесть ее проснулась.

    Когда вы, друзья мои, встречаетесь с грешниками, которые на голубом глазу говорят: «А что такого? Нормально всё, я живу себе и живу». Они грешат воровством, разными извращениями, которыми сложно не удивляться. Но вы и не удивляйтесь, потому что из жития Марии мы узнаем, что оказывается, можно жить абсолютно адской жизнью и совершенно не мучиться совестью. Впервые только в Божием храме она ощутила эту некую руку, упёршуюся ей в грудь и не пускающую её в церковь. Вот как важны наши храмы, в которых совершается богослужение.

    Сколько раз мы, священники, наблюдаем это зрелище, когда люди приходят в храм, и в какие-то моменты к их горлу подкатывает тошнота. Они выбегают из храма и их выворачивает. Или, например, в обморок люди падают. Или бледнеют, синеют, зеленеют, трясутся. Что это такое? Эти состояния я видел сто раз, и наверняка каждый священник это тоже видел. Церковное богослужение настолько сильно влияет на человеческую жизнь, настолько явно возвещает нам Бога Живого, что Бог Живой действует на душу мёртвую. Эта мёртвая душа вдруг начинает трепыхаться, оживать, дёргаться и иногда проявлять своё возвращение к жизни через плач, крик, обморок, трясение, стенание, рвоту… Храмы очень важны. Храм Божий — это не квартира, в которой читают Евангелие, храм Божий — это место живого присутствия Живого Бога. Вот Он здесь есть. И люди приходят в храм Божий, переступают его порог, и вот он стоит-стоит, всё нормально, потом вдруг раз — позеленел, раз — упал, упал и не дышит. Говорят: «Ты чего упал-то? Так хорошо тут». Тут-то хорошо, а у него внутри всё плохо. Вот когда «хорошо» и «плохо» встречаются между собой, то человеку очень трудно устоять на ногах. То, что хорошо, душит то, что плохо в нём, и он падает навзничь, как будто его пулей сразили во время боя.

    Вот и у Марии в храме проснулась совесть. Вышла она из храма, заручившись поддержкой Божией Матери и пошла за Иордан, чтобы найти себе там покой. И она причастилась. Здесь, вообще, взрыв нашей церковной реальности: она причастилась не исповедуясь. Если бы она начала исповедоваться и рассказывать все свои гадости, которые она творила семнадцать лет подряд, не переставая, то любой священник взял бы палку и выгнал её вон из храма без причастия. Но она причастилась без исповеди. Она покаялась перед Божией Матерью, поцеловала крест Господний, услышала от Божией Матери: «Иди за Иордан, там будет тебе покой», — и она пришла в церковь Иоанна Предтечи на берегу Иордана и там причастилась.

    Если бы Мария не причастилась Святых Тайн, она бы не выдержала сорок семь лет в пустыне, а если бы она исповедовалась в храме, устно рассказывала про свои грехи, то никто бы её не причастил. Она причастилась без исповеди, это очень важный вопрос. Спорьте со мной, ругайтесь со мной как хотите, но житие об этом говорит очень ясно. Она приняла Христовы Тайны, переправилась через Иордан, ушла в пустыню и там осталась на сорок семь лет.

    Насколько она была безудержная и абсолютно цельная в своем грехе, настолько она была абсолютно цельная в покаянии. Цельность этой человеческой натуры вызывает большое удивление. Есть  у Лермонтова такие стихи:

    «И
    ненавидим мы, и любим мы случайно,
    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови».

    Человек в пол силы любит, в пол силы грешит, в пол силы кается, в пол силы верит, в пол силы живет. Получается и вашим и нашим. А Мария Египетская была совершенно цельной блудницей. Не было в ней ни единого живого места, все было посвящено блуду. А потом, когда она начала каяться, в ней для греха ни одного сантиметра не осталось. Там абсолютное было покаяние: мученичество, голод, жажда, зной, страх, одиночество, бесовские нападения, блудные воспоминания…

    Семнадцать лет она боролась с грехами, как семнадцать лет она до этого блудила. Потом тридцать лет ее овевал покой. Она наслаждалась миром, однако боялась даже подумать о том, что было раньше, чтобы не вернулось к ней то, что раньше ее мучало. Как дикие звери мучали ее помыслы. Борьба с блудом – это борьба с мыслями. Блуд живет не в половых органах, блуд живет в голове, в глазах, в ушах, в сердце. В мозгах он живет больше, чем во всех остальных. Мария Египетская говорила, что за один год тело ее высохло и стало к блуду неспособно. А с помыслами она боролась 17 лет беспрестанно. Уже в теле ничего не осталось, чтобы согрешить, а мысли терзают и не дают человеку жить. Попробуй, победи свои мысли! Клин клином вышибают. Нужно заменять злые мысли на добрые. На вражьи мысли нужно творить молитвы.

    «Она молилась только о себе, но помогает спастись и нам»

    Протоиерей Сергий Ганьковсский

    Священник Сергий Ганьковский

    Она думала только о себе, но память о ней поддерживает и нас, слабых и грешных, в нашей борьбе с грехом. Она никого никогда не призывала к воздержанию и целомудрию, но пример её отчаянной борьбы с блудными помыслами даёт и нам, малодушным и маловерным, надежду на победу. Она молилась о себе, но помогает спастись и нам.

    Когда Господь говорит: “Царство Мое не от мира сего” (Ин.18.36), – понятно, что прежде всего Он предупреждает нас от безумной ошибки, в которую впали жители Иерусалима, встречавшие своего Царя как человека, который пришёл решить их земные проблемы, как государственного мужа, который благоустроит их повседневную жизнь, как нового начальника, призванного заменить коррумпированные и разложившиеся прежние власти.

    Когда Господь говорит: “Царство Мое не от мира сего”, – Он предостерегает Своих учеников от, как потом стало ясно, постоянных попыток использовать камни, предназначенные для строительства храма, в совсем других целях. Он предваряет Церковь от увлечения борьбой за земное в ущерб попечениям о Небе.

    Когда Господь говорит: “Царство Мое не от мира сего”, – Он указывает нам на то, что правда мира сего и правда Божия не просто далеки друг от друга, но решительно противостоят одна другой, и “оправдана премудрость чадами ее” (Мф.11.19), то есть лукавый и празднословный мир готов признать добром и благом не то, что воистину добро и благо, а то, что удобно и полезно здесь и сейчас.

    Это особенно отчётливо осознаётся сегодня, в пятое воскресенье Великого поста, когда Церковь Христова празднует память преподобной Марии Египетской.

    Мудрость человеческая, сформулированная в восточной пословице, предписывает каждому человеку для исполнения жизненного призвания совершить три важные вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Мудрость человеческая в форме афоризма указывает человеку на то, что жизнь его должна быть отдана другим людям, потому что и дерево, и дом, и даже сын суть только символы разных видов служения. Это, конечно, призыв к самопожертвованию, к отказу от эгоизма. Герои, которых мы чтим, великие люди, от полководцев и царей до звёзд эстрады, – всё это примеры самоотверженного служения человечеству.

    Однако сегодня, как бы в укор всем нашим мудрствованиям, всем нашим представлениям о величии человека, Святая Церковь предлагает образ преподобной Марии, житие которой нимало не похоже на жизнь героев бесчисленных человеческих войн и на блистательное бытие кинозвёзд. За всю свою длинную семидесятисемилетнюю жизнь преподобная Мария Египетская ничего не сделала для других. И, уж конечно, она не взрастила ни одного дерева, не построила ни одного дома, не родила и не воспитала ни одного ребёнка. Она всегда жила только для себя, она занималась только собой, думала только о себе.

    Так было, когда двенадцатилетним подростком она оставила родительский дом, чтобы предаться бесстыдному блуду. На долгие семнадцать лет эта юная девица погрузилась в безудержное и ненасытное любодеяние, полагая только в нём одном смысл жизни человеческой. Думала ли она тогда о других – о своих несчастных родителях, брошенных ею, или о тех, кого её безумная похоть увлекает в вечную погибель? Едва ли. Но Бог милосердный, Который “не хочет смерти грешника” (Иез.33.11), совершил чудо, потому что, “когда умножился грех, стала преизобиловать благодать” (Рим.5.20). И подобно тому, как в Кане Галилейской простая вода не естественным путём физико-химических превращений, а в результате чуда мгновенно стала вином, – сожжённая грехом блудница в мгновение времени сделалась святой. Преизобиловавшей благодатью Святого Духа похоть стала любовью не в результате многолетнего подвига брачного союза, как это бывает в порядке обычной человеческой жизни, а вдруг, сразу.

    И что же святая? Направила ли она данный ей дар Святого Духа на служение людям, на проповедь покаяния? Нет. Она ушла в страшную безжизненную пустыню, где в продолжение сорока семи лет, без пищи, крова и одежды плакала о своих грехах. Она думала о самой себе. Она спасала свою душу.

    “Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1 Кор.1.20,21). Так апостол Павел объясняет нам, одержимым идеями гуманизма, ту самую простую мысль Спасителя, с которой мы начали сегодняшнее слово о святой преподобной матери нашей Марии Египетской: “Царство Мое не от мира сего”.

    Царство Божие – не от мира сего, и Церковь Христова – не от мира. Поэтому люди Церкви, преподобные и богоносные отцы и матери наши, всей жизнью своей, всем подвигом своим научают нас единственному пути к спасению – углублению в собственную душу.

    Поэтому и способ спастись у святых один, указанный Христом: “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф.7.5). Поэтому итогом всей жизни преподобного Сергия, игумена и чудотворца Радонежского, стали слова: “Братие, себе внимайте!” Поэтому и другой светоч нашей Церкви, преподобный Серафим Саровский, смысл и цель жизни христианина объяснил простыми словами: “Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”.

    «Пример Марии Египетской в том, что мы в каждом человеке должны стараться увидеть Божий образ»

    Иерей Евгений Подвысоцкий

    Священник Евгений Подвысоцкий

    Любой человек очень важен для Господа, в независимости насколько этот человек порочен. Бывают блудницы, которые скатились ниже плинтусы, люди к ним относятся, как к мусору. Но какая бы блудница не была, какой бы плевок от общества она не заслужила, мы не должны брать на себя функцию Бога, чтобы кого-то заранее судить.

    Пример Марии Египетской в том, что мы в каждом человеке должны стараться увидеть Божий образ. Царствие Небесное открыто для всех.  Великая грешница Мария стала святой,  и теперь мы с великим благоговением совершаем молитвы к ней, чтобы она помолилась Господу о нас грешных.

    Как бы странно это не звучало, но сегодняшний алкаш может стать преподобным. Сегодняшняя женщина легкого поведения завтра может стать святой. Сегодняшний разбойник, самый последний ворюга, может завтра стать святителем, потому что для Господа нет ничего невозможного.

    Всегда нужно помнить, что в православной вере нет точки невозврата, всегда можно покаяться от чистого сердца и вернуться к благочестивой жизни. Неважно насколько ты низко упал, ты всегда можешь встать и начать жить праведной жизнью.

    Святые отцы нам говорят о том, что начало блуда это все-таки эгоизм. Блудник или блудница в мыслях начинает выбирать человека и смотрит достоин тот человек вступить с ним в блудную страсть или нет. У нас есть много примеров святых, которые исправили свои жизни. И этим святым мы должны молиться, чтобы укрепить свои силы в борьбе со страстями. Я думаю, что каждый может найти святого, жизнь которого очень похожа на нашу жизнь. Прошлые страсти и грехи святых очень похоже на наши, потому что святыми не рождаются – ими становятся. Каждый из нас, когда причащается становится святым, потому что все мы святы, потому что наш Господь свят и мы вкушаем его частное тело и частную кровью и со причисляемся его божественной святости.

    Когда мы читаем житие того или иного святого, мы умственно лобызаем мощи этих святых. Мы соприкасаемся к их духовным переживанием, к их борениям, которые они разместили на бумаге. Мы эти переживания испытываем не как переживания этого святого, а как свои, потому что в этом во всем мы узнаем себя.

    Чтобы избавиться от блудной страсти Иисус Христос советовал не пересыщаться вином, потому что в нем есть блуд.

    «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Eф. 5, 18). Мы должны держаться подальше не только от пресыщения в вине, но от пресыщения глазами, слухом, даже мыслями своими. Это минимум, что мы можем применить в борьбе с грехом. От мечтательности нужно избавляться…

    Например, заходим мы в интернет, и видим какую-то интересную новость. Например, пишут о том, что завтра наступит конец света, и на самом интересном месте из-за чего же он наступи – новость обрывается. Мы нажимаем на ссылку, чтобы узнать что же написано в новости, и пропадаем в интернете на некоторое время. Мы должны избавляться от лишнего любопытства. Христос говорит не упивайтесь вином, но это относится и к обжорству, и к осуждениям на работе и дома.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов)  говорит, что когда человек совершает блудную страсть, то он портит свою душу и свое тело, поскольку душа и тело, пока мы живем на земле, связаны друг с другом.

    Если мы начнем смирять свое тело и свою плоть, то таким образом мы смирим и свою душу тоже. Вспомните, когда вы приходите домой после тяжелого рабочего дня, у вас никакой мысли о блудной страсти нет, потому что в голове одно: как бы прилечь и отдохнуть. Святитель Игнатий рекомендует трудиться в молитве. Нам нужно так трудиться, чтобы наша молитва стала не только духовным, но  и физическим делом. Вспомним Христа: он до кровавого пота трудился, потому что молитва это большой и тяжелый труд. Мы должны сделать так, чтобы молилась не только наша душа, но и все наше тело. После такой молитвы ты смиришь свою плоть и вознесешь свою душу к Господу.

    «Многие путают блудную страсть с любовью»

    Матушка Надежда Подвысоцкая

    Матушка Надежда Подвысоцкая

    Многие девушки пишут мне о том, что они никогда не смогут избавиться от страсти блуда: они стараются держать пост, молиться, но, по их мнению, у них ничего не получается. Однако пример этой дивной святой преподобной Марии Египетской говорит о том, что Господь может простить нам этот грех. Нам самое главное захотеть избавиться от этого греха.

    Безусловно, мало прийти на исповедь и сказать: «Я бы хотела покаяться». Нужно не просто прийти покаяться, а действительно, искренне захотеть. Мы понимаем, что мы люди очень грешные, и избавиться от каких-то страстей нам очень сложно. Поэтому, безусловно, мы должны просить помощи и милости у Господа. Потому что, если Господь нам не будет помогать, нам будет безумно тяжело самим избавиться от греха. Блудная страсть идет от человеческого естества. Человеку сложно отказаться от пищи, но возможно. Так и с блудом. От него отказаться очень сложно, но это не значит, что невозможно.

    Сегодня женщины не совсем понимают, что такое любовь. Многие путают блудную страсть с любовью.

    Я считаю, что прежде чем о чем-то говорить, нужно сначала дать дефиницию слову «любовь». В этом плане нам помогает древнегреческий язык. В частности любовь, про которую пишут в евангелие обозначается словом «Агапэ» – это чистая любовь, забота о ближнем, это любовь ко Господу. Если мы говорим об отношении человека к Богу, то это любовь всеобъемлющая, которая думает о том, как всего себя посвятить Господу или человеку. Ни слова не идет о телесных удовольствиях. Та любовь, о которой чаще говорят – это эрос, плотская страсть. Это есть та самая блудная похоть, от избавлении которой нужно молиться Марии Египетской.

    «Задача христианина не в том, чтобы не совершать грехи, а ликвидировать их причину»

    Иерей Николай Бабкин

    Иерей Николай Бабкин

    Житие преподобной собирательное, т.е. составлено на основе опыта жизни древних подвижников. Ведь жизнь святой, по словам свт. Софрония, было составлено гораздо позднее. 

    Но это не заставляет нас усомниться в достоверности. Наоборот: перед нами драгоценный дар учения о покаянии и смирения, переданный от старца к ученику. 

    У каждого человека свои страсти, с которыми он борется. Задача христианина не в том, чтобы не совершать грехи, а ликвидировать их причину. 

    Блудная страсть питается невоздержанием на уровне помыслов, слов и даже нашей повседневной пище. Как с этим бороться, учит Сам Иисус Христос:

    “Род дьявольский изгоняется молитвой и постом”. 

    Причина греха стара как этот мир – дьявол и наша поврежденная природа. Хорошо там, где нас нет. Неправильно думать, что раньше грешили меньше нашего. Это означало бы, что скоро конец света. Но предсказания Апокалипсиса предупреждают нас не спешить с такими суждениями.

    «Путем веры и покаяния самый грешный и развращенный человек может при помощи Божией достигнуть великого совершенства»

    Митрополит Тихон (Туркестанов)

    Митрополит Трифон (Туркестанов) (11.12.1861 – 14.06.1934)

    В этот воскресный день Святая Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить в назидание и в утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую?

    Прежде всего смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем – привычка к греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим здесь женщину, с сердцем уже испорченным, с натурой страстной, настолько погруженной в греховные утехи, что ради них она забывает и стыд и совесть, попирает все священное, по-видимому, близка к совершенной и окончательной гибели, люди уже отвернулись от нее с презрением.

    Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими пороками, победой над своею страстностью, при благодатной помощи Божией делается великой подвижницей, удостаивается величайших даров благодати Божией, земным ангелом является людям. И прошли годы и сотни лет, а величавый образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехе людей, желающих своего исправления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисходительно относятся к грехам тела, воспоминание о жизни преподобной Марии должно быть особенно полезно.

    Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткие мгновения заставляет расплачиваться дорогой ценой – душевной тоской, унынием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка к злу и как трудно вырвать из своей души, как негодное растение, нечистые греховные мысли и чувства и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту привычку к злу; они увидят, наконец, что лишь добро сродно богоподобной душе человеческой, что в просветленной и очищенной от греха душе человеческой вселяется благодать Божия, а где она присутствует, там истинное счастье. Поэтому на всех вдумывающихся в себя людей жизнь преподобной Марии производит всегда сильное впечатление.

    Сорок семь лет провела она в пустыне. «У меня оставалось, – рассказывала она сама старцу Зосиме, пришедшему, по особому Промыслу Божию, в Иорданскую пустыню для того, чтобы видеть пустынницу и беседовать с ней, – два с половиною хлеба, когда я переправилась через Иордан, понемногу я их съела и питалась травой. Моя внутренняя борьба с моими страстями и с пороками продолжалась 17 лет. Она была так ужасна, что я и теперь трепещу и содрогаюсь, вспоминая ее; с одной стороны, я невыразимо страдала от голода и жажды. Изнеженная, избалованная всякого рода роскошью, я теперь страдала от недостатка необходимого, чего не лишен последний нищий, и эта мука еще более усиливалась, когда я вспоминала о вкусных блюдах, мясных и рыбных, которые я ела, о вине, которое я пила. Я много пила вина, когда жила в миру, но еще ужаснее были сладострастные помыслы; злой демон со всею живостью воскрешал в моих мыслях распутные песни, которые я пела, со всею живостью воскрешал похотливые картины наших неисчисленных преступлений. С другой стороны, одежда, в которой я вышла, от времени совсем распалась, и я подвергалась влиянию всех перемен погоды, всем жестокостям времен года: то солнце жгло меня раскаленными лучами, то стужа охватывала меня. Тогда, падая на землю, сожженная или оледенелая, чувствовала тогда, что я умираю. А тысячные искушения нападали на меня с демонскою силою. И в этих жестоких муках Пресвятая Владычица Богородица была мне помощью! Невыносимо страдая, охваченная в своем сердце огнем греховных помыслов, я падала на землю, ударяла себя в грудь и, горько рыдая, молила Ее: Владычица, Милостивая Царица, не лиши меня Своей помощи, на Тебя одна надежда. И вот после рыданья и мольбы, после бури наступала святая тишина, небесный свет озарял мою душу, исчезали мои помыслы, сладкий покой возвращался моему сердцу. И так прошло 17 лет, боюсь их и вспоминать, а после них наступил покой для моего сердца, и Сама Богородица руководит меня во всем! Вспоминая, от каких бед избавил меня Господь, – прибавила пустынница, – я питаюсь пищею неистлевающей надежды на спасение, ведь не одним хлебом живет человек».

    Когда Зосима услыхал, что пустынница произносит слова Священного Писания, он спросил ее: как знает она Священное Писание? Она улыбнулась и сказала, что ни в миру не училась она, ни в пустыне не слыхала она, чтобы кто ей читал книги. «Голос Божий, живой и действенный, – в сердце моем один мой наставник». После таких великих подвигов, несомненно, должно последовать очищение души и тела, мир с Богом и совестью, приближение к первобытному совершенству человека в состояние невинности. Мария в это время была уже не человеком, но уже ангелом. Она еще облечена была в тело, но оно более походило на дух, чем на человеческое тело. Она проходила по Иордану как по суше, во время молитвы возносилась от земли на воздух, почти ничего не вкушала, кроме Тела и Крови Христовой…

    Мария Египетская блуд

    Теперь вы понимаете, почему Святая Церковь во дни Великого поста вспоминает жизнь преподобной Марии?

    Из этой жизни каждый из нас может видеть, что путем веры и покаяния самый грешный и развращенный может при помощи Божией достигнуть великого совершенства. Но, может быть, кто-нибудь из нас скажет: да, но ведь Марии было особое призвание от Бога. Но, собственно говоря, какое же особое призвание?

    То, что за теснотою она не могла войти в храм Иерусалимский? Но громадное большинство не обратили бы внимания на это и, может быть, с радостью пошли бы домой. Почему же для Марии это оказалось решительным шагом к полному духовному перерождению? Да потому, что в ней с неизъяснимою силою заговорила совесть! И если бы каждый из нас чаще прислушивался к голосу совести, то нашел бы несравненно более сильных случаев, где благодать Божия явно призывала нас к исправлению, но, увы, не обращал внимания на них и мы называли их случайностями.

    Нет, знай, возлюбленный брат, что когда бы и где бы ни пришла тебе мысль бросить пустую, рассеянную жизнь и жить для Господа Бога, – знай, что эта мысль исходит от Бога, и если ты примешь эту мысль в сердце, то немедленно явится благодать Божия и укажет тот путь, по которому надо идти для своего исправления.

    Не всякий может идти путем Марии – это путь ангелов, но не будем идти и путем противоположным – демонов, подражая им в гордой ожесточенности. Есть средний путь – смиренного покаявшегося грешника, с помощью Божиею очищающего свою душу от греха, дабы, очистившись от него, хотя последним взойти в Царствие Небесное, чего да сподобит нас Господь молитвами преподобной Марии.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *