• Как принято встречать Пасху в России? Какие пасхальные традиции сохранились в Восточной Европе? Как празднуют Пасху болгары, украинцы, черногорцы, сербы? Что принято подавать на пасхальный стол? Чем отличается балканский кулич от русского? Что кладут в пасхальную корзину славяне разных стран?

    Пасха – главный праздник христианских народов. За столетия в каждой стране сложилась система традиций, связанных с Днём Воскресения Христова. В этой статье мы расскажем, как готовятся к Пасхе и отмечают её славяне России и Восточной Европы. О пасхальных обычаях, сохранившихся до нашего времени и ушедших в прошлое.

    Пасхальные традиции на Руси

    Воскресение Христово было не только главным, но и самым любимым праздником русских людей. Его старались встретить и провести с размахом и в то же время благочестиво. К Пасхе старались приготовить лучшие блюда и проявить лучшие качества –  так более богатый родственник или сосед нёс бедному съестные припасы, чтобы и тот мог испечь кулич. Оделяли нищих и томящихся в узилище. В Светлую седмицу даже мясник не резал животных, а охотник не ходил на охоту, чтобы не проливать кровь.

    «Кто не видал пасхальной заутрени в Москве, тот не может составить себе понятия о торжественном зрелище, какое оно представляет, и об умиляющем впечатлении, которое оно производит», –

    писал граф Петр Валуев
    Николай Рерих — Русская Пасха, 1924 г.

    В городе всем миром украшали церкви – укрепляя разноцветные свечи даже на куполах, с риском для жизни взбираясь туда. Устраивали иллюминации. Писатель Иван Шмелёв вспоминает Пасху своего детства: «Четыре ракеты враз с шипеньем рванулись в небо и рассыпались щелканьем на семицветные яблочки. Полыхнули «смолянки», и огненный змей запрыгал во всех концах, роняя пылающие хлопья. В черном небе алым крестом воздвиглось! Сияют кресты на крыльях, у карнизов. На белой церкви светятся мягко, как молочком, матово-белые кубастики, розовые кресты меж ними, зеленые и голубые звезды. Сияет — X. В. На пасочной палатке тоже пунцовый крестик. Вспыхивают бенгальские огни, бросают на стены тени — кресты, хоругви, шапку архиерея, его трикирий. И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди».

    Борис Кустодиев — Пасхальный обряд (Христование), 1916 г.

    Когда христосовались, обменивались яйцами, как принято и сейчас. Но при этом могли дарить друг другу яйца сувенирные. Если в селе диковинкой считались стеклянные и бисерные, то в городе аристократы заказывали к Пасхе яйца из драгоценных металлов с самоцветами.

    В XIX- начале XX века в ювелирных мастерских Фаберже изготовили 71 яйцо, которые стали знаменитыми произведениями искусства. Они были сделаны из золота, серебра, карельской берёзы и украшены росписью. Внутри, как сюрприз, таились миниатюрные портреты представителей династии Романовых или изящные фигурки – от птичек до игрушечных карет.

    Императорское пасхальное яйцо-шкатулка “Ренессанс из коллекции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге”

    К тому же периоду относят возникновение пасхальных открыток в России. Некоторые из них нарисованы известными художниками Бакстом и Бенуа. Княгина Ольга Александровна, сестра Николая II, также занималась оформлением открыток массового производства.

    Популярным подарком были пасхальные пряники в форме яйца, медовые, имбирные, раскрашенные цветной глазурью. 

    Специально к Пасхе в оранжереях выращивали ландыши, сирень и маргаритки, чтобы украсить церковь и пасхальный стол.

    В сёлах Воскресение Христово встречали более скромно, но с не меньшим ликованием. После заутрени устраивали салют – из ружей или пушки, сохранившейся от старых времён. После этого начинался процесс христосования, все поздравляли друг друга. Затем многие отправлялись на кладбище, чтобы оставить на могилах освящённую пищу – таким образом христосовались с покойными предками. А после шли домой, разговляться.

    В наши дни для большинства Пасха заканчивается застольем. Но до революции её  отмечали торжественней и содержательней, подчиняя быт обрядам.

    В течение всей Светлой седмицы в деревнях обязательно служили пасхальные молебны по домам. Священник с певчими шествовал по улицам, навещая своих прихожан, за что люди жертвовали на церковь и угощали духовенство. При этом вслед за священником несли иконы так называемые «оброшники» – от слова «оброк», те, кто давал обет так послужить Богу. Порой этот небольшой крестный ход обходил несколько деревень и останавливался ночевать в крестьянской избе, чему хозяева были рады. При этом местные жители устраивали всенощное бдение у икон.

    Н.Пимоненко «К Заутрене»

    Все «оброшники» подпоясывались белыми полотенцами, а «оброшницы» надевали белые платки, поскольку считали, что жёны-мироносицы были покрыты белым.

    Когда священник входил в избу, его ждал стол под иконами, где горели свечи и лежали два каравая. Под углом скатерти была горсть соли, которую позже скармливали скоту – от болезней. Существование крестьян зависело от урожая и состояния домашних животных, поэтому они искали Божьей милости и для своего поля, и для своей лошади. Многие просили священника отслужить молебен во дворе, посвящая его Фролу и Лавру – покровителям домашнего скота. При этом просили освятить ещё один кулич, предназначенный сугубо для домашних животных и птиц, который позже крошили им в кормушки. Некоторые хозяева ставили на стол ведро зерна и просили окропить его святой водой – позже с него начинали сев, надеясь на хороший урожай. Без Бога – не до порога, гласит русская пословица.

    Борис Кустодиев — Крестный ход, 1915 г.

    После окончания действа иконы выносили со двора. При этом родители клали в воротах детей, чтобы над ними пронесли образа – от хворей.

    На следующий день прихожане шли к дому священника. Он служил молебен и, в свою очередь, угощал паству.

    После того, как «проносили иконы», наступал черёд развлечений. Не обходилось без хмельного и звонких песен под тальянку. Каждому дозволялось позвонить в церковные колокола и люди трезвонили, как умели. Местные парни устраивали для односельчан  общественные качели, возле которых собиралась детвора и парочки. Сегодня так не делают. Также ушёл в прошлое обычай, напоминающий рождественское колядование – на Пасху группы женщин ходили по дворам, распевая песни в надежде получить угощение.

    Федор Сычков — Пасхальная игра в Кучки. Дореволюционная открытка

    По сей день некоторые в сёлах верят, что если в ночь под Пасху пойти на кладбище и склонившись к могиле крикнуть: «Христос Воскресе!», то из-под земли покойники ответят: «Воистину Воскресе!» – ведь и они рады Пасхе, а грешники временно освобождены от мучений. Кроме того, старики и старушки считают, что если умереть в Светлую седмицу, то попадёшь прямо в Рай, минуя мытарства. Не знаю, насколько это соответствует официальному богословию.

    С.Жуковский «Пасхальный натюрморт»

    На пасхальном столе появлялись лучшие блюда. Для аристократов готовили по французским рецептам, но в провинции не мудрствовали лукаво. Там на стол ставили жареную индейку или гуся, мясной борщ, сладкие настойки, сбитни, кисели. Лесная дичь с ягодами, клюквой, брусникой, тогда была меньшим деликатесом, чем сейчас. Готовили утку в меду или сметане.

    Для кулича в богатых семьях использовали миндаль, коньяк, ваниль, лимонную цедру, а не только муку, яйца и молочные продукты. Декорировали глазурью, монпансье, цукатами. Гастроном «Елисеевский» славился шафранным куличом с изысканным пряным ароматом и золотистой мякотью.

    Провинция сохранила основные пасхальные обычаи по сей день.

    В селе, где я росла, перед Пасхой шли на кладбище и убирали могилы от сорной травы, украшали новыми венками и искусственными цветами. В субботу освящали куличи. На ночь люди шествовали в церковь, нарядные и весёлые, а утром разговлялись.

    В воскресенье посещали уже убранные могилы предков, чтобы оставить освящённое угощение. Сегодня многие люди там же выпивают и закусывают, что привлекает к месту вечного покоя пьяниц, собирающих с могил недопитые бутылки и снедь.

    Священники осуждают застолье на кладбищах! Но обычай пока сильней запрета.

    Константин Юон — Праздничный день, 1903 г.

    Даже в советские времена каждая сельчанка пекла к Пасхе два-три кулича. Пасхальных корзин в прямом смысле не было. Брали белый ситцевый платок и туда помещали самый красивый небольшой кулич и мисочку с творогом. Пасху из творога не лепили, но его поверхность украшали изюмом и цукатами. Один раз я видела, как пекли кулич, видимо, по старинному рецепту в русской печи. На вкус он был не особенно сладким, но пышным. Его поверхность хозяйка смазала гусиным жиром, в который макала гусиное перо. У кулича был сытный аромат и глянцевая корочка.

    Маковский Александр Владимирович (1869–1924) — Пасхальный стол, 1915–1916 гг. 

    Трапезу на пасхальной неделе начинали с ломтика освящённого кулича и с освящённого яйца, крошки и скорлупу после них выбрасывали на крышу сарая или веранды – чтобы склевали птицы небесные. Считалось, что выбросить просто на землю, под ноги – грех. С неосвящёнными яйцами и куличами так не церемонились. Крашеными яйцами было принято обмениваться, и каждый готовил для этого крашенки поярче.

    Лучше не использовать для яиц химических красителей – это не экологично. И не покупать для них наклеек с иконками, которые позже бывают выброшены – это кощунственно. Следует красить по старинке – яичной шелухой, свекольным соком, отваром молодой травы. Так можно получить оттенки – от бордового и оранжевого до салатового и тёмно-зелёного.

    Пасхальные традиции в Болгарии

    Великден – так называют в Болгарии Пасху и отмечают её одновременно с русскими, в отличие от Рождества, которое у православных болгар совпадает с католическим.

    В Чистый четверг хозяйки ставят тесто для кулича. А Страстная пятница день покаяния и очищения – многие в этот день по традиции берут выходной, чтобы посвятить его молитве.

    В каждом доме красят яйца, и первым яйцом, непременно красным, рисуют крестики на лбу у детей – чтобы весь год они были разумными и здоровыми.

    Кулич в Болгарии имеет немало названий и разновидностей: яйченек, квасник, козунак, плетеница, кошара, харман, богова пита. Пышный пирог не только святыня, но и центральное украшение пасхального стола.

    Болгарский Козунак

    Козунак выпекается из сладкого дрожжевого теста в виде плетёной корзинки или халы. В тесто добавляют лукум или изюм, миндаль, цукаты. В углубления на верхней корочке кладут крашеные яйца. Мякоть правильно испечённого козунака должна слоиться при разломе. Также пекут маленькие каравайчики с углублением на одно яйцо, чтобы подарить первому гостю и родственникам.

    Такие же, плетёные, куличи пекут в ряде других христианских стран – Греция, Румыния, Молдавия. На пасхальный стол принято подавать жареного ягнёнка, фаршированную баранью ногу, курицу с зелёным луком и рисом, салат с бараниной.

    Пасха в Болгарии

    На Пасху в Болгарии есть обычай ходить в гости к родителям и кумовьям, при этом с собой берут кулич и яйца. Когда-то яичную скорлупу не выбрасывали, а закапывали вдоль забора, чтобы уберечь усадьбу от тёмных сил. Сейчас к Пасхе приурочены концерты фольклорных коллективов, а раньше было принято водить хороводы.

    Пасхальные обычаи в Украине

    Украинцы на пасхальную службу отправлялись всей семьёй, включая детей – дома никто не отсиживался. Накануне заканчивали все дела.

    Украинский кулич – паска готовился в тёплой комнате из тёплых продуктов, загодя принесённых в хату. Считается, что тесто для паски не любит сквозняков и шума, его по сей день вымешивают в тишине или читая молитву.

    Рецептов куличей на Украине немало и обычаи разнятся по регионам. Немало народов, в том числе поляки, греки, болгары принесли сюда свои обычаи и особенности национальной кухни. Например, в тесто кулича по-польски добавляют алкоголь и сухофрукты, а в исконно украинский – смалец и сливочное масло.

    Куличи в Украине замешивают в ночь с четверга на пятницу, в пятницу пекут, а с субботы на воскресенье освящают.

    Самый древний пасхальный обычай по свидетельству этнографов: в начале трапезы глава семьи брал в руки миску с освящённой снедью и три раза обходил вкруг стола. Затем разрезал на дольки несколько яиц и в ложке подносил ко рту каждого домочадца. 

    Роспись пасхальных яиц в Украине настоящее искусство – писанкарство. Если писанка задумана как сувенир и не предназначена для стола, из неё выдувают содержимое и рисуют с помощью воска и красок узоры. Каждый символ и цвет что-то означает, в интернете есть подробные руководства для создания писанок.

    Пасхальная корзина, с которой идут в церковь, включает не только кулич, яйца и творог, но и другие продукты, например, колбасу, буженину, хрен и свеклу. С хрена начинают трапезу – после поста он взбадривает пищеварительную систему.

    В карпатскую пасхальную корзину кладут сырных лошадок, а также оленей, кур, барашков. Когда-то умение делать их едва не утеряли, остались только две мастерицы, но затем крестьянки начали учить друг друга. В горячее молоко или воду опускают коровий сыр, а когда он становится мягче, лепят, словно из пластилина. Затем помещают в холодную солёную воду, фиксируя форму.

    Поверхность кулича украшают птичками из теста, подразумевая кукушек, уточек, голубей. А также крестами и косами. Всего на пасхальном столе должно было быть 48 блюд – по числу дней поста. Холодец, домашняя колбаса и сосиски, фаршированный поросёнок, пшённая каша с поджаренным салом – традиционные яства. На пасхальный стол не ставили горилку, было принято угощаться кагором и домашними наливками из малины, тёрна.

    В Украине было немало суеверий, связанных с Православием так тесно, что трудно упрекнуть в язычестве – ведь люди искренне надеялись только на Бога.

    Например, тяжело больные, чая исцеления, при первом ударе колокола на церкви крестились и говорили: «Христос воскрес, а рабу Божьему (тут они назвали свое имя) – здоровье». Девчата на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь». Те, кто вовсе засиделся в девицах, подавали милостыню вместе с крашеными яйцами и куличом в полотенце, которым утирались в Чистый четверг.

    На Пасху, как и в центральной России, ставили специальные качели «гойдалку», на которых качалась молодёжь, считалось, что пасхальный ветерок овеет человека и очистит от хворей. 

    Традиции на Пасху в Сербии

    Пасха – основной праздник набожных сербов. Но они называют его иначе – «Васкрес» или «У”скрес» (хорватская и западно-сербская интерпретация). В каждом окне сияют свечи, когда по улицам идёт пасхальный крестный ход. На второй день после Пасхи старшие идут посетит могилы родственников. А у молодёжи свои забавы – парни обливают водой девушек, в этом можно увидеть пожелание, чтобы лето не было заслушливым. Общий обычай со Словакией, Польшей, Чехией – Водяной понедельник.

    Повсюду играют цыганские оркестры, очень популярные в Сербии.

    Здесь не готовят куличи. Трапезу после Великого поста начинают с просфоры и окрашенных яиц. Однако праздничная кулинария в Сербии существует. Пекут особый хлеб с монеткой на счастье. В пасхальном меню – много мясных блюд, свежий домашний сыр, красное вино. 

    “Водяной понедельник” в Сербии

    В южной и восточной Сербии существует специальный пасхальный напиток. В вино  кладут кусочки праздничного каравая, листики кизила и герани – все домашние должны выпить из этой чаши. Словно весеннее причастие.

    С крашеными яйцами в Сербии связано много обычаев. Например, ими трут щёки детям, чтобы были румяными. В доме с прошлого года хранится одно освящённое яйцо, как оберег. Его называют «хранитель дома» или «стражник». На Пасху это яйцо заменяют новым освящённым, а старое хоронят в саду. Это распространённый обычай на Балканах.  Здесь устраивают яичные бои, ударяя крашенки друг о друга – чья крепче. В таких соревнованиях участвуют до пары сотен человек.

    Стоит отметить, что для развлечений освящённые в церкви яйца ни одним народом не используются, поскольку приобретают сакральное значения. Только обычные крашенки.

    Пасха в Черногории

    Черногорцам на Пасху дают четыре выходных, но традиции посещать всенощную нет. В церковь идут воскресным утром. В пасхальной корзине черногорца обычно есть ракия, яйца, пирожные. Часть продуктов оставляют в церкви. По возвращении домой зажигают свечу и кадило, с которым кто-нибудь из детей окуривает все комнаты дома.

    Раньше основным мясом на пасхальном столе считалась ягнятина, но во времена турецких нашествий турки могли ворваться в дом и отобрать еду, тогда ягнятину заменили свининой. Кроме неё, на пасхальном столе всегда есть овощные соленья, сыр, выпечка.

    В Черногории пекут из пресного теста пирог (погачу или пиницу) с выемкой для яйца на верхушке. В рецептуру входят мука, яйца, сыр или творог, поверхность посыпают маком или кунжутом. Но это не кулич, который у нас бывает на столе раз в году. Погача появляется на столе в любой праздник.  

    Чергогорские пасхальные куличи

    Яиц красят много – до сорока, принято дарить три из них – священнику, два – каждому гостю-мужчине, и одно – гостье-женщине. Яйца расписывают, как в Украине. На скорлупу наносят пером узор из растопленного воска и опускают яйцо в краску, из которых предпочтительна красная. Затем стирают его –- на красном появляется белый рисунок. Или наоборот – всё яйцо опускают в воск, прорисовывают на нём узоры гвоздиком и опускают в краску, получая красный узор на белом фоне. Одно яйцо оставляют белым и называют «монахом». Одно, как в Сербии, оставляют до следующего года в качестве священного талисмана.

    На Пасху у черногорских детей популярна старинная игра «Витай». В землю вкапывают столбик, к которому прибивают гвоздём палочку так, чтобы она могла вертеться. К палочке привязывают мокрую верёвочку. А вокруг столбика выкладывают крашеные яйца. Дети по очереди запускают палочку вращаться и если верёвочка прилепится к яйцу, забирают его себе.

    У взрослых черногорцев Светлая седмица – время для побратимства и посестримства, это   церковный обряд, столетия назад бытовавший и на Руси.

    Пасхальное дерево в Черногории

    Иван Токарев, русский житель Черногории, делится в своём «Блоге путешественника» впечатлениями о Пасхе: «Был крестный ход вокруг храма, все выходили на улицу с горящими свечами. Ливень, который шел на улице был никому не помехой, монахи вели службу возле храма даже без зонтов. Потом служба продолжилась внутри храма. Монахи зажигали свечи, раскачивали подвесную люстру со свечами (хорос) в центре храма, пели, приветствовали всех со словами: Христос Воскресе! Им весь храм отвечал: Воистину Воскресе! Мы ощутили себя частью большой дружной семьи и разделили искреннюю радость праздника Воскресения Христова. Было причастие и проповедь, в которой звучали Пасхальные пожелания мира и добра всем православным христианам, также молились о прекращении вражды в Боснии и Герцеговине, в Украине».

    Общие традиции православных славян

    У пасхального торжества в разных государствах есть много отличий с национальным  колоритом, но ярче общие черты:

    • Повсюду усердно молятся перед праздником, ходят в храм.
    • Жертвуют бедным и заключённым.
    • Красят яйца и украшают пасхальный стол сдобным караваем.
    • Избегают водки, предпочитая красное вино.
    • Навещают друг друга и дарят пасхальные подарки.
    • Каждый местный обычай повторяется в двух-трёх соседних странах.

    Но главное сходство духовное – оно заключается не в роскоши пасхального стола, а в светлых радостных чувствах всех христиан:

    «Пасха, Господня Пасха – от смерти бо к жизни и от земли к небеси».

    Давайте чаще вспоминать о том, что нас объединяет и сближает. О том, что превыше границ и сильнее государственных амбиций – о вере в Спаса нашего, Иисуса Христа. 

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *