• Источник: Zavet.ru

    «Вот своих детей родите, батюшка, так их и учите, а моих не троньте!»

    Ну, нечестно это, матушка! Не придираюсь я попусту, просто обидно видеть, как сынишка пытается фальшивыми слезами заставить маму сделать по-своему. Если ребенок уже в столь нежном возрасте стремится вить веревки из матери, проверяет криком её послушание, что будет дальше?

    Да и не будет у меня, монаха и священника, своих детей. Другое у меня служение, и вообще другое у монахов призвание. Так что, надеюсь, не буду я воспитывать других детей, кроме студентов моего духовного училища (бедные дети!)

    Кстати, и большинство святых, учивших о воспитании детей, также были монахами, т. е. своих детей не учили. И хотя преподаватели и студенты нашего училища лучше многих знают, что я не святой, очевидно, что со стороны видеть чужие проблемы воспитания проще.

    Что при этом сложно — так это удержаться от осуждения и понять, что все недостатки ближних Господь нам показывает для того, чтобы мы не допустили их в своей жизни.

    Но для этого надо действительно убедиться в своей греховности, а не просто декларировать её. Ведь когда видишь, что гибнешь и тонешь сам, как-то некогда осуждать странности и недостатки тонущих рядом с тобой людей.

    Фото: монах Онуфрий, Соловки

    Надо ли вообще монаху рассуждать о семье и детях?

    Думаю, да. К этому побуждает и долг священника, и долг христианина.

    Об этом надо говорить еще и потому, что наше время часто представляется слишком отличающимся от предыдущих веков. Кажется, что и новые проблемы надо решать особыми, новыми способами. Кажется, что только наши беды уникальны, и именно наш случай особенный, поэтому и общепризнанные прежде нравственные и духовные законы в нашей жизни уже не действуют.

    И вот здесь мы, и монахи, и священники, да и все христиане обязаны воспротивиться и сказать своё «нет»!

    Да, жизнь каждого из нас уникальна. Да, нельзя всех нас равнять под одну гребенку. У каждого свой крест, своя мера сил и дарований.

    Но пока мы еще имеем дерзновение называть себя христианами, заповеди Христовы никто для нас не отменял. Значит, опираясь на них, мы можем и даже должны поискать и пути выхода из наших трудных ситуаций, заново ответить на мучащие нас вопросы.

    Истинный феминизм

    Честность при обсуждении всего — это залог истины. Поэтому, обсуждая проблему женщины в современной семье, прежде всего надо сразу попрощаться с… нездоровым женским феминизмом:

    «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» — свидетельствует апостол Павел (Гал. 3, 27-28).

    Эта фраза означает, что для тех, кто уверовал в Бога, принял Святое Православие, ответственность одинакова, заповеди одинаковы, иерархия жизненных ценностей одинакова.

    феминизм

    Иными словами, «перед лицом Заповедей и канонов» совсем неважно, какого ты пола. Вот это и есть здоровый феминизм, совершенно уравнивающий женщину с мужчиной в правах на святость, богоподобие, богообщение. И многочисленные сонмы святых жен доказывают это со всей возможной убедительностью.

    Вот тут и выстраивается формула, по которой надо высчитывать свое местоположение в семье, в Церкви и в этой земной жизни: на первом месте Бог, на втором — Отчизна, на третьем — семья, а уж потом доходит дело и до себя, любимого. Нарушаем эту последовательность, и тогда страдаем по собственному выбору.

    Конечно, это идеальная формула, трудно достижимая большинством христиан. Мы несовершенны.

    Но если мы не будем хотя бы пытаться применять в своей жизни эту формулу, то быстро запутаемся в бесконечных «хочу», уводящих нас в бездну одиночества.

    Спасем тело, изуродовав душу

    Как спокойно воспринимать христианину истеричные крики мамаши на одном православном сайте: «если мой ребенок заболеет, то я испробую все средства, лишь бы его вылечить. И никто мне тут не указ! И к бабке пойду, и к целителям. Главное — здоровье моего ребенка. А Бог, Церковь, верность Христу, обещанная при крещении — это все потом». Лишь пара человек стала спорить с ней, а остальные сочувственно гудят: «да, если прижмет, тут уже не до благочестия, надо спасать жизнь ребенка».

    Где логика? Хотим воспитать из ребенка верного сына своего Отечества и Церкви, но ограничиваемся только словами, прямо расходящимися с нашими делами. Спасем тело, изуродовав душу. Сами будет страдать, но не признаемся в своих ошибках.

    Желаем, чтобы ребенок не обманывал нас, но сами лжем постоянно, думая, что малыш «еще ничего не понимает». Пытаемся привить уважение к Богу и Его Церкви, но сами своими поступками прививаем ребенку двойные стандарты — дескать, заповеди для других, а мы во имя семьи можем и соврать, и украсть, и безнравственностью не гнушаемся.

    современная женщина
    Видим любовь только в том, чтобы потаканием слабостям малыша приучить ребенка к себе, пренебрегая другими. Мама разрешает или запрещает вопреки словам папы, бабушки (и наоборот) в тайной надежде, что уж к нему (ней) чадо уж точно испытывает настоящую любовь.

    «Вот подрастет, там пусть и постится». Подрос. Ест колбасу и чипсы, пьет жутковатую желтую смесь, именуемую «пивом».

    «Вот подрастет, там пусть и ходит в храм на все службы, а пока пусть с утра поспит». Подрос. В храм не ходит практически совсем.

    Мы боимся себе признаться, что растим из маленького человека не христианина, а зверя, а ребенок умело пользуется нашими педагогическими просчетами, привыкая всеми правдами и неправдами добиваться своего, не прикладывая честного труда.

    Но любовь и труд — это, наравне с молитвой, необходимейшие компоненты воспитания. Это то, что с юных лет позволяет маленькому человеку расти достойным христианином и сыном своего Отечества.

    А потом, когда маленький человек становится сильнее и самостоятельнее, и показывает нам всё то, что мы в него вложили, мы плачем: «Откуда в нём ЭТО?! Мы же его так не воспитывали!!»

    А кто же воспитывал? Улица, дурное влияние соседей? А разве мы не виноваты? Ведь свято место пусто не бывает. Если что-то в ребенка не положили мы, положит диавол, но совсем не то, чего бы нам хотелось.

    Ну и что делать, когда стало ясно, что педагоги из нас никакие, и что уже так поздно?

    Со смирением нести свой крест, нести последствия того, что получилось, стремясь к собственному преображению и изменению.

    Очень трудно отказаться от взгляда на любимого человека, как на некоего рода собственность. Мы не должны никому, но нам должны все: и супруги, и воспитатели, и дети, и правительство. Даже Церковь нам нужна лишь для того, чтобы закрепить за нами нашу «собственность».

    Как государство желает, чтобы Церковь чудесным образом улучшила нравственность и понизила преступность в обществе, но само мало прикладывает к этому усилий (не согласны? включите телевизор!) так подчас и родители желают, чтобы в Церкви детей заставили любить и почитать родителей.

    От Церкви ждут магии, а не благодати. Благодать преображает, раскрывает человека навстречу Богу долгим путем самоотречения, проб и ошибок, а магия насилует человека, пытаясь при этом и Бога заставить изменить нас без нашей воли.

    свой крест

    «Прочитайте над ним (ней) какую-нибудь молитовку, а то совсем от рук отбился (отбилась)!» Так часто приходится слышать от родителей похожие слова каждому священнику. Начинаем беседовать — выясняется, что всё образование не основывалось на личном примере. Просто слова и запреты. Видимость единства, общения до поры до времени. Мама ходит в Церковь не преображаясь, что ребенку сразу заметно.

    Так часто от Церкви ждут помощи в воспитании, чтобы освободившееся время потратить на попытки догнать своё земное счастье. С самого начала в браке не было желания создать малую Церковь, желания жить с Богом. Быт, карьера, заботы об устройстве детей в высшие учебные заведения. А в храм только входим и выходим, молитвослов открыли и закрыли. Но что меняется от этого, если в жизни мы по-прежнему руководствуется не заповедями, а здравым смыслом, «умением жить».

    А когда это «умение» приводит к семейной катастрофе, ищем молитвы и особых старцев, которые как клей должны связать расколовшиеся остатки семьи.

    Ложь порождает ложь, и без покаяния не выпутаться из этой бесконечной череды греха.

    Не бывает безвыходных ситуаций

    Конечно, глупо мне пытаться претендовать на непогрешимость в таких вопросах и в рамках статьи жестко регламентировать отношения в семье. У каждого из нас есть часть своего опыта, и уже надежные и проверенные в других случая ответы в нашей жизни часто не срабатывают. Жизнь многообразна, и хотя порой кажется, что в принципе не существует ответов на многие вопросы, надо на свой страх и риск их искать.

    Потому что мы верим, что Бог любит нас и желает нам блага, и помогает всем, искренне молящимся к Нему.

    Потому что об этом свидетельствует и опыт Церкви и всемирная история. За это значит, что и из «безвыходных» ситуаций может быть выход.

    Потому что надо, подобно поколениям христиан до нас, найти в себе мужество отвлечься от себя и своих проблем, перестать гоняться за мирским счастьем, искать, прежде всего, правды и Царствия Божия, а остальное приложиться нам.

    И поверьте, только тогда мы будем по-настоящему счастливы.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2 комментария

    • Нести свой крест – это понятно! Но,изначально всему любовь. А стремиться надо к безусловной любви! Желаю всем понимания этого

    • Нести свой крест – это понятно! Но,изначально всему любовь. А стремиться надо к безусловной любви! Желаю всем понимания этого