• Началась четвёртая неделя со Дня Светлого Христова Воскресения. Она посвящена событию из Евангелия от Иоанна и называется «неделей о расслабленном». Мы слышим этот отрывок из Евангелия каждый раз, когда присутствуем на водосвятном молебне. В нём говорится о купальне у Овечьих ворот в Иерусалиме, называемой Вифезда (дом милосердия). В этой купальне время от времени происходило чудо — вода вдруг начинала бурлить «…ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

    Чудо, конечно! И сотни недужных людей постоянно толпились около купальни в ожидании чуда, желая исцелиться.

    Когда Иисус Христос пришёл в Иерусалим во время своей земной жизни, он также отправился к этой купальне. Но не для того, чтобы исцелиться, но чтобы явить людям большее чудо, чудо исцеления не от воды, а по Божьей Воле.

    «…человѣ́ка не имамъ»

    Давайте представим, как ведут себя люди, когда долго ждут этого самого чуда, когда вода только начинает волноваться, и для кого-то вот-вот наступит момент долгожданного исцеления от недуга, который мешает жить годами, а многим – с рождения? Ведь сказано «какою бы ни был одержим болезнью»! Но нужно было непременно первым войти в воду! А таких желающих – десятки и сотни.

    И вот Иисус видит некоего расслабленного Человека, который совершенно очевидно никогда сам не успеет войти в купель первым. А значит, ему предстоит снова и снова ждать следующего возмущения воды, и снова пытаться протиснуться сквозь людскую массу, чтобы подобраться поближе к краю купели. Но и тогда он не смог бы окунуться в воду самостоятельно. Как сказал он сам Иисусу, «…не имею Человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

    Полная безысходность положения человека, в одиночку пытающегося спастись.

    «Не имею Человека»! Как это созвучно нашему времени, когда видишь, как люди проходят мимо замерзающего зимой «бомжа», мимо плачущего чужого ребёнка, мимо упавшего по неизвестной причине старика… Да, ведь вокруг одни калеки! Вокруг одни расслабленные, духовно опустошённые и не замечающие, не видящие и не сострадающие чужому горю, люди.

    Самый распространённый диагноз нашего времени – сердечная недостаточность. Да. Сердечная недостаточность у общества, у целого народа. И многие прекрасные люди умирают от сердечной недостаточности тех, кто оказался рядом. Слишком много людей вокруг. Но «не имею Человека…»

    А ведь где-то в глубине каждого этот Человек есть, но теперь он расслабленный, он ждёт, когда наступят особенные обстоятельства, которые позволят ему проявиться и изменить свою жизнь, и возможно, не только свою.

    Но нашему расслабленному несказанно повезло! Сам Бог заговорил с ним.

    И сейчас, в наше время, Господь стоит у дверей наших сердец, и ждёт, когда мы откроем Ему и впустим Его как лучшего друга и брата.

    «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

    Всё как 2000 лет назад

    Когда будете в храме на молебне, понаблюдайте как ведут себя многие пожилые прихожанки, которых молодёжь пренебрежительно называет «бабульками». Без них невозможно представить ни один храм, ни одну службу. Да, собственно, на них держится всё. Кажется, что они-то знают всё о том, как надо стоять, как ставить свечку, сколько раз кланяться, куда «подвинуть» зазевавшегося прихожанина во время каждения. Каждение – это тот прекрасный момент, когда батюшка обходит храм, раскачивая кадилом, из которого выходит ароматнейший дым, окутывающий всех и вся, когда приветствует каждого в храме кивком кадила и отсекает от житейских проблем, приглашая к совместной молитве.

    Так вот – о молебне. В наших храмах после Литургии, после самого главного таинства, по сложившейся традиции служатся молебны. По идее, эти службы для тех, кто не был на главном служении, опоздал или не готовился к причастию. Но нет. После принятия Тела и Крови Господа Иисуса Христа все бабульки, желая исцеления от телесных недугов, собираются вокруг бочки с водой и ждут, когда батюшка начнёт возмущать воду крестом и освящать её.

    Каждая бабушка знает главную тайну «настоящей» святой воды. Самой «целебной» является «вода с креста». И поэтому некоторые батюшки стоящим вблизи бабулькам окропляют подставленные ладони прямо крестом. Остальным достаётся уже «менее целебная» святая вода, разбрызгиваемая кропилом.

    При этом надо понимать, что только что полученное Причастие уже уходит на второй план. На первый выходит стремление занять место поближе к купели. Всё, как 2000 лет назад! И даже то, что на каждом молебне читается эпизод о расслабленном, которого исцелила не вода, не заклинания и окуривания, а собственная воля и нахождение рядом Господа Иисуса, который Сам обратился к расслабленному: «…хочешь ли быть здоров?», не может изменить положения вещей. А Господь ждёт – долготерпелив и многомилостив.

    Иисус не предложил больному войти в воду. Он просто сказал: «…встань, возьми постель твою и ходи». И тут же произошло чудо исцеления по слову Господа в том месте, где ждали чуда от воды! Человек, парализованный вот уже 38 лет, вдруг встаёт, собирает в охапку свой одр и уходит своими ногами. Вот так просто, не дожидаясь Ангела, который должен был возмутить воду в купели.

    Далее говорится о том, что всё это случилось в субботу. А мы знаем, что субботний день для иудеев – день священной лени. Как!? Убрать за собой постель в субботу?! Исцелить в субботу больного?! Честно говоря, все эти «труды» кажутся надуманными. Нам кажутся. Но не им.

    И вот уже чудо исцеления отходит на второй план, и начинается выяснение «правильности» действий исцелившего, хотя бы это был Сам Господь Бог!

    А что наш расслабленный? Бедняга, вероятно, и сам испугался, когда на него «наехали» фарисеи со своими «праведными» вопросами. «Кто исцелил тебя в субботний день? И почему ты в субботний день посмел собрать свой одр?!» И речь уже не идёт о чуде исцеления! Речь о какой-то затасканной тряпке, невесть сколько лет служившей расслабленному подстилкой, и о правилах, которым люди привыкли следовать, однажды истолковав чьё-то откровение.

    И вот уже он вместе с фарисеями в храме. Но не может вспомнить исцелившего его. Но Иисус сам подходит к нему. Вот Он! Это Он приказал «возьми свой одр!»

    Услышал ли исцеленный расслабленный то, что сказал ему в этот момент Господь? А Иисус сказал, чтобы больше не грешил этот человек. «…не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». То есть человек, который смиренно пролежал парализованным – был грешен, и болезнь ему была дана за грехи. Однако он не роптал, он ждал чуда. Он смиренно ответил Христу на вопрос о том, хочет ли он исцелиться. Мужчина, все свои лучшие годы пролежавший на одре болезни. Хочет ли он встать и ходить своими ногами? Кажется, что вопрос был неуместен. Но нет. Именно в ответе на этот вопрос проявилось и желание жить иначе, и смирение, и осознание того, что этому человеку нужна помощь.

    А что наши бабульки? А они ходят и ходят на службу каждый божий день. И у них всегда остаётся шанс первыми протянуть руку ко кресту, с которого стекает святая вода… а возможно и Сам Господь когда-нибудь спросит у них: «…хочешь ли спастись?» Ведь они всегда в доме Господа Бога. И хозяин в нём – Сам Иисус Христос. А Ему возможно всё!

     

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *