• Великомученик Георгий Победоносец, почитался на Руси как Егорий или Юрий, с незапамятных времён слыл покровителем Русской земли, небесным молитвенником для служилой братии и верным помощником в хозяйских нуждах для простого крестьянского люда. Про святого Егория и Юрьев день в день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) – в нашем материале.

    Великомученик Георгий Победоносец

    В эту пору наши предки, жившие по юлианскому календарю, провожали последние дни пролетнего месяца апреля-капризника.

    Вся русская деревня деревня готовилась к посеву яровых, а в Нечерноземье с тяжёлыми почвами крестьянам прежде посевных работ приходилось пахать и боронить поля для «умягчения земли».

    Обычно в эти дни уже постепенно просыпалась первая зелень, а 6 мая (23 апреля по старому стилю) на крестьянский двор, залитый весенним солнцем, стучался своим острым копьём святой Егорий Вешний:

    «Апрель — пролетний месяц — Егорьем красен!»

    Значит пора выгонять скотину на первую травку.   

    Великомученник Георгий Победоносец

    Великомученник Георгий Победоносец, почитавшийся у нас как Егорий или Юрий, с незапамятных времён слыл покровителем Русской земли, небесным молитвенником для служилой братии и верным помощником в хозяйских нуждах для простого крестьянского люда.

    На рубеже III и IV веков этот бесстрашный воин, преданный Правде Божией, открыто исповедовал Христа перед языческой властью. За это его много дней жестоко пытали – били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, давили тяжёлыми камнями, а потом обезглавили.

    Великомученик Георгий Победоносец
    Басин Петр Васильевич “Святой Георгий” 1857 

    Народная память запечатлела подвиги Георгия Победоносца в песнях и сказаниях, где он самоотверженно искореняет «басурманское нечестие» и утверждает на Святой Руси веру православную. Неслучайно в XV веке его образ нашёл своё место на гербе Русского государства.

    Святой Егорий – победитель зимы

    В русском фольклоре святой Егорий зачастую предстаёт не только храбрым витязем, но и добрым хозяином полей и лугов – «победителем зимы». Ведь именно он для крестьянина-хлебороба починает весну, «отмыкает землю», «выпускает на белый свет росу», «выгоняет из-под спуда земного траву зеленую», «дает силу-мочь всходам».

    Как говорили наши предки:

    «На Руси — два Егорья: один холодный, другой — голодный!».

    Первый из них, приходился на 9 декабря по новому стилю, а второй – на 6 мая. К обоим Егорьям народ приурочил свой сказ, но особо богаты на красное словцо присловья для вешнего и голодного:

    «Егорий-вешний и касатку не обманет!»

    Великомученик Георгий Победоносец
    “Георгий Победоносец” Валентин Александрович Серов. 1885

    «Заегорит весна, так и зябкий мужик — шубу с плеч долой!»,

    «Пришёл Егорий — и весне не уйти!»,

    «Юрий на порог — весну приволок!»,

    «Не бывать весне на Святой Руси без Егорья!»,

    «Чего-чего боится зима, а тёплого Егорья — больше всего!»

    «Егорий Храбрый — зиме ворог лютый!»,

    «Не верила бабка весне, а пришел батюшка Егорий, — и ее, старую, в пот бросило!»…

    К этому дню на наши просторы возвращаются касатки-ласточки:

    Тёплое солнце и ясное небо на Егория обещают обилие зелени на Николу Майского (22 мая по новому стилю):

    «Егорий с теплом — Никола с кормом!»,

    «Егорий с росой, Никола с травой!»,

    «На Юрья роса — не надо коням овса!»,

    «Егорий с летом — Никола с кормом!»,

    «Егорий с ношей, Никола с возом!»,

    «Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола — возом!».

    Русские крестьяне уповали на заступничество Святого Победоносца в весеннем земледелии:

    «С Егорья-вешнего запахивает и ленивая соха».

    И в этот день по всему русскому простору служат молебны не только на пашнях, но и на пастбищах.

    Юрьев выпас

    Согласно завету предков, с весеннего Юрьева дня крестьяне «запасали» (то есть выгоняли на пастбища) скотину, изголодавшуюся за зиму по свежей привольной травке. Гнали рогатую животину на Юрьеву росу непременно на утренней зорьке, и обязательно похлёстывали её освященными ветками вербы, которые специально хранили в хлеву с Вербного Воскресения. При этом хозяйки приговаривали:

    «Егорий ты наш Храбрый, ты спаси нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого!»  

    В некоторых деревнях и сёлах при первом весеннем выгоне крестьяне кропили всё стадо святой водой, и служили молебны о добром пастбище «с Юрья — до Васильева дня»:

    «Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз!»

    В южной Руси перед первым выходом на весеннее Юрьево пастбище крестьяне окатывали водой пастуха с подпасками.  

    Сильна была крестьянская вера в защиту и помощь святого Егория, который бережёт скотину от беды и злого лиха:

    «Хоть все глаза прогляди, а без Егорья не усмотришь за стадом!»

    «Поклонишься святому Юрию, он ото всего обережёт животину!»

    Великомученик Георгий Победоносец
    Нестеров Михаил Васильевич “Георгий Победоносец”, 1898 г. 

    Повелитель волков на белом коне

    Однако святой Георгий для русского крестьянина – не только покровитель стад, но и хозяин-повелитель волков и прочего хищного зверья. Народная молва гласит, что накануне своего вешнего дня он верхом на белом коне и объезжает все леса, «собираючи отовсюду зверьё дикое да отдавая ему свои хозяйские наказы нерушимые».

    Каждой дичи зубастой от Егория уготовлен свой приказ – кому чем кормиться, и где ловить добычу. А посему наш поселянин от чистого сердца верил:

    «На что волк сер, а и тот по закону живёт: что Егорий скажет, на том все и порешится!», «Обречённая скотинка — не животинка!»,

    «Ловит волк свою роковую овечку!»,

    «Без Юрьева наказу и серый волк сыт не будет!»,

    «Святой Егорий держит волка впроголодь, а то бы — хоть и скота не води!»

    Юрьева роса белодымная

    В центральных губерниях наши предки хранили такой обычай — ранним утром в день Егория-вешнего «купались» в росе на полевых межниках. Кто «по Юрьевой росе белодымной» с горок покатается, кто в холодной траве на первой зорьке поваляется, тот будет «силён да здоров, что Юрьева роса». Ведь впереди яровой сев, и силы пахарю нужно много. А «на Егорья роса — будут добрые проса!»

    Примечал наш народ, что дождь на Егорья внешнего обещал скоту лёгкий год. В этот день крестьянин глядел на берёзу и помнил:

    «Коли на Юрья берёзовый лист в полушку (размером с монету) — к Успенью клади хлеб в кладушку!».

    Ежели Егорий радовал ясным солнечным утром, хлеборобы приступали к ранним посевам. А коли закукует кукушка-бездомница до Юрьева-вешнего, тогда жди недорода хлебов, либо быть падежу скота.

    В Белой Руси говаривали

    Великомученик Георгий Победоносец

    «Если на Юрья крупа высыплет – быть богатому урожаю гречи-дикуши».

    А коли ударит легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы:

    «На Егорья мороз — будет просо и овёс!»  

    Щедр русский народ на поговорки в Егорьев день:

    «Сена достанет у дурня до Юрья, у разумного до Николы!»,

    «Юрий богат пирогом, а рука — батогом!»,

    «Богатый сыт и в голодный Юрьев день!»,

    «Будь здоров — как Юрьева гора!»,

    «Выпил бы нищий на Егорья вина косушку, да нет ни полушки: пошел по росу!»,

    «Егорьевы пироги — дороги: дороже их нет, когда хлеб в закрому мыши доели!»,

    «Егорил дед, егорил, да ни одной копейки не выегорил!»,

    «Объегорили старика маклаки: выгодно хлеб продал, а стал считать — дыра в горсти, все утекло!»  

    Так и жил русский крестьянин, ободряя себя в тяжёлых трудах молитвой, красным словцом да мудрым присловьем. 

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *