Великомученик Георгий Победоносец, почитался на Руси как Егорий или Юрий, с незапамятных времён слыл покровителем Русской земли, небесным молитвенником для служилой братии и верным помощником в хозяйских нуждах для простого крестьянского люда. Про святого Егория и Юрьев день в день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) – в нашем материале.
В эту пору наши предки, жившие по юлианскому календарю, провожали последние дни пролетнего месяца апреля-капризника.
Вся русская деревня деревня готовилась к посеву яровых, а в Нечерноземье с тяжёлыми почвами крестьянам прежде посевных работ приходилось пахать и боронить поля для «умягчения земли».
Обычно в эти дни уже постепенно просыпалась первая зелень, а 6 мая (23 апреля по старому стилю) на крестьянский двор, залитый весенним солнцем, стучался своим острым копьём святой Егорий Вешний:
«Апрель — пролетний месяц — Егорьем красен!»
Значит пора выгонять скотину на первую травку.
Великомученник Георгий Победоносец
Великомученник Георгий Победоносец, почитавшийся у нас как Егорий или Юрий, с незапамятных времён слыл покровителем Русской земли, небесным молитвенником для служилой братии и верным помощником в хозяйских нуждах для простого крестьянского люда.
На рубеже III и IV веков этот бесстрашный воин, преданный Правде Божией, открыто исповедовал Христа перед языческой властью. За это его много дней жестоко пытали – били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, давили тяжёлыми камнями, а потом обезглавили.
Народная память запечатлела подвиги Георгия Победоносца в песнях и сказаниях, где он самоотверженно искореняет «басурманское нечестие» и утверждает на Святой Руси веру православную. Неслучайно в XV веке его образ нашёл своё место на гербе Русского государства.
Святой Егорий – победитель зимы
В русском фольклоре святой Егорий зачастую предстаёт не только храбрым витязем, но и добрым хозяином полей и лугов – «победителем зимы». Ведь именно он для крестьянина-хлебороба починает весну, «отмыкает землю», «выпускает на белый свет росу», «выгоняет из-под спуда земного траву зеленую», «дает силу-мочь всходам».
Как говорили наши предки:
«На Руси — два Егорья: один холодный, другой — голодный!».
Первый из них, приходился на 9 декабря по новому стилю, а второй – на 6 мая. К обоим Егорьям народ приурочил свой сказ, но особо богаты на красное словцо присловья для вешнего и голодного:
«Егорий-вешний и касатку не обманет!»
«Заегорит весна, так и зябкий мужик — шубу с плеч долой!»,
«Пришёл Егорий — и весне не уйти!»,
«Юрий на порог — весну приволок!»,
«Не бывать весне на Святой Руси без Егорья!»,
«Чего-чего боится зима, а тёплого Егорья — больше всего!»
«Егорий Храбрый — зиме ворог лютый!»,
«Не верила бабка весне, а пришел батюшка Егорий, — и ее, старую, в пот бросило!»…
К этому дню на наши просторы возвращаются касатки-ласточки:
Тёплое солнце и ясное небо на Егория обещают обилие зелени на Николу Майского (22 мая по новому стилю):
«Егорий с теплом — Никола с кормом!»,
«Егорий с росой, Никола с травой!»,
«На Юрья роса — не надо коням овса!»,
«Егорий с летом — Никола с кормом!»,
«Егорий с ношей, Никола с возом!»,
«Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола — возом!».
Русские крестьяне уповали на заступничество Святого Победоносца в весеннем земледелии:
«С Егорья-вешнего запахивает и ленивая соха».
И в этот день по всему русскому простору служат молебны не только на пашнях, но и на пастбищах.
Юрьев выпас
Согласно завету предков, с весеннего Юрьева дня крестьяне «запасали» (то есть выгоняли на пастбища) скотину, изголодавшуюся за зиму по свежей привольной травке. Гнали рогатую животину на Юрьеву росу непременно на утренней зорьке, и обязательно похлёстывали её освященными ветками вербы, которые специально хранили в хлеву с Вербного Воскресения. При этом хозяйки приговаривали:
«Егорий ты наш Храбрый, ты спаси нашу скотинку, в поле и за полем, в лесу и за лесом, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого!»
В некоторых деревнях и сёлах при первом весеннем выгоне крестьяне кропили всё стадо святой водой, и служили молебны о добром пастбище «с Юрья — до Васильева дня»:
«Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз!»
В южной Руси перед первым выходом на весеннее Юрьево пастбище крестьяне окатывали водой пастуха с подпасками.
Сильна была крестьянская вера в защиту и помощь святого Егория, который бережёт скотину от беды и злого лиха:
«Хоть все глаза прогляди, а без Егорья не усмотришь за стадом!»
«Поклонишься святому Юрию, он ото всего обережёт животину!»
Повелитель волков на белом коне
Однако святой Георгий для русского крестьянина – не только покровитель стад, но и хозяин-повелитель волков и прочего хищного зверья. Народная молва гласит, что накануне своего вешнего дня он верхом на белом коне и объезжает все леса, «собираючи отовсюду зверьё дикое да отдавая ему свои хозяйские наказы нерушимые».
Каждой дичи зубастой от Егория уготовлен свой приказ – кому чем кормиться, и где ловить добычу. А посему наш поселянин от чистого сердца верил:
«На что волк сер, а и тот по закону живёт: что Егорий скажет, на том все и порешится!», «Обречённая скотинка — не животинка!»,
«Ловит волк свою роковую овечку!»,
«Без Юрьева наказу и серый волк сыт не будет!»,
«Святой Егорий держит волка впроголодь, а то бы — хоть и скота не води!»
Юрьева роса белодымная
В центральных губерниях наши предки хранили такой обычай — ранним утром в день Егория-вешнего «купались» в росе на полевых межниках. Кто «по Юрьевой росе белодымной» с горок покатается, кто в холодной траве на первой зорьке поваляется, тот будет «силён да здоров, что Юрьева роса». Ведь впереди яровой сев, и силы пахарю нужно много. А «на Егорья роса — будут добрые проса!»
Примечал наш народ, что дождь на Егорья внешнего обещал скоту лёгкий год. В этот день крестьянин глядел на берёзу и помнил:
«Коли на Юрья берёзовый лист в полушку (размером с монету) — к Успенью клади хлеб в кладушку!».
Ежели Егорий радовал ясным солнечным утром, хлеборобы приступали к ранним посевам. А коли закукует кукушка-бездомница до Юрьева-вешнего, тогда жди недорода хлебов, либо быть падежу скота.
В Белой Руси говаривали
«Если на Юрья крупа высыплет – быть богатому урожаю гречи-дикуши».
А коли ударит легкий морозец-утренник, уродятся добрые проса и овсы:
«На Егорья мороз — будет просо и овёс!»
Щедр русский народ на поговорки в Егорьев день:
«Сена достанет у дурня до Юрья, у разумного до Николы!»,
«Юрий богат пирогом, а рука — батогом!»,
«Богатый сыт и в голодный Юрьев день!»,
«Будь здоров — как Юрьева гора!»,
«Выпил бы нищий на Егорья вина косушку, да нет ни полушки: пошел по росу!»,
«Егорьевы пироги — дороги: дороже их нет, когда хлеб в закрому мыши доели!»,
«Егорил дед, егорил, да ни одной копейки не выегорил!»,
«Объегорили старика маклаки: выгодно хлеб продал, а стал считать — дыра в горсти, все утекло!»
Так и жил русский крестьянин, ободряя себя в тяжёлых трудах молитвой, красным словцом да мудрым присловьем.