Не успевала крестьянская детвора на преподобного Герасима Грачевника первых птах встретить 22 марта (4 марта по старому стилю), как наступал девятый день месяца-протальника, который в простонародье слыл «Сороками».

Икона 40 Севастийских мучеников

Сорок Севастийских мучеников

В этот день Русь горячей молитвой поминала сорок святых мучеников, отдавших жизнь за веру на Севастийском озере. Из поколения в поколение нашими предками передавалась история о том, как в IV столетии язычники издевались над доблестными воинами-христианами, отказавшимися отречься от Спасителя. Их всю ночь продержали раздетыми на льду озера при сильном морозе, а потом жестоко убили. 

По крестьянскому присловью, сорок святых мучеников «торят путь-дорогу сорока утренникам (морозам) из которых — каждый всё легче и мягче прежнего». По наблюдению предков, если в течение сорока дней подряд до восхода солнца сохранятся утренние морозы – быть всему лету тёплому да ведряному (сухому и безоблачному), и «для уборки всякого полевого жита сподручному». В этот день на среднерусских просторах «зима кончается, и день с ночью меряется-равняется».

Колобаны золотые

«Сколько проталинок — столько и жаворонков» — приговаривали на Руси в эту пору. А всё потому, что нынче прилетает в наши края вторая весенняя птица — жаворонок, а за ней уж «сорок птиц, сорок пичуг на Русь пробираются».  Звонкоголосых полевых певцов русские хозяйки испокон веков радостно встречали печёными жаворонками из постного теста. В каждой семье, чтущей добрые обычаи родной старины, принято было выпекать по сорок жаворонков, которых потом обмазывали мёдом или сладкой патокой – «сороки святые — колобаны золотые». По русской традиции каждый из них означал душу севастийского мученика, возносящуюся к Богу.

Печеные жаворонки из пресного теста

Жаворонков лепили из теста всей семьёй, непременно отдавая главенство в этом деле детворе. По мере того, как русская изба наполнялась тёплым хлебным духом из печи, красны девицы запевали: 

 Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка ль малая, голосистая,
Про тое ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморская,
 Заморския земли чужедальныя,
Где заря со зоренькой сходится,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла вовек не отбавится!
Ты запой-ка — запой, жавороночек,
Жавороночек ты весенний гость,
Про житье-бытье про нездешнее!…

Скворечники

В иных северных краях второй весенней пичугой вслед за грачом был не жаворонок, а скворец: «прилетел первый грач, со дня на день жди и скворцов» говорили на Вологодчине. Тут у детворы наступала другая ребячья радость – скворечники. «Птичье потенье, гнёзд обретенье», – приговаривали наши предки в начале марта, латая старые скворечники, либо мастеря новые.

Богданов Андрей Александрович (род. 1941) Старая Ладога. Скворечники. 1983 г.

На Руси теремки для птичек можно было видеть не только в деревнях и сёлах, но и в городах. В 1774 году тульский помещик Василий Левшин в своей «Книге для охотников» писал:

Старинный скворечник

«Во многих местах России водятся скворцы по дворам под застреками (на избе свисающие края крыши), иные хозяева делают для них из бересты нарочные свертки, где им гнезды вить. Таковые дворовые скворцы приятным свистом увеселяют слух человеческий».

Создание птичьих хаток принимало широкие формы народного творчества, и скворечники представляли собой настоящие произведения искусства. Фантазии русских мастеров-плотников не знали границ: их мастерили из бревна в форме животных и сказочных персонажей и сооружали в виде теремка с двускатной крышей, балконом и ажурным крылечком. Такие изделия непременно украшались узорчатой резьбой. 

А в благодарность добрым людям Божии создания помогали крестьянам и городским садоводам сохранять урожай – ведь один скворчиный выводок в огромных количествах поедал вредных насекомых-паразитов.

Икона святителя Григория Великого (Двоеслов)

Туман на Григория Двоеслова

По утру 12 марта (по старому стилю) в день святителя Григория Двоеслова, папы Римского в средней Руси крестьяне ждали тумана. В простонародье говаривали: «Если утром туман Григорию дорогу застит – как есть бывать большому урожаю на коноплю да на лён белый, на волокнистый!».

В сей день наши предки хранили обычай разбрасывать по своим дворам несколько горстей конопляного да льняного семени – на корм птицам. Рачительные хозяева на Григорьев вечер наблюдали за лошадьми в конюшнях: «занедужится коню об эту пору, то всё лето бывать ему «не в своей силе».

Как наши предки проживали остальные мартовские дни, читайте в следующих публикациях «Народного календаря».
 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту