• 22 мая (9 мая по старому стилю) вся Русь праздновала память об одном из самых почитаемых народных святых – Святителя Николая Чудотворца. В этот день в далёком 1087 году состоялось перенесение его честных мощей из Мир Ликийских в город Бар, где они покоятся до сих пор. О Николе Вешнем, как называли этот светлый майский праздник наши предки, пойдёт речь в очередном рассказе рубрики «Народный календарь». 

    Никола Вешний

    Коренные сибирские народы величали Святителя Николая «русским богом». Он слыл покровителем путешествующих, моряков, воинов, купцов, ремесленников и простых хлеборобов. Стар и млад на Руси горячо верил:

    никола вешний
    Художник Каражбей Лариса Андреевна

    «Проси Николу – а уж он Спасу скажет»

    В его честь наши предки освящали храмы, и неспроста на в русском северном Поморье ходила присказка:

    «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы».

    Не сыщешь в русской земле такой церкви, где не сиял бы образ сего великого чудотворца.   

    «А кто, кто Николая любит,
    А кто, кто Николаю служит, —
    Тому святый Николае
    На всякий час вспомогае.

    В простонародье день 22 мая слыл Николой Вешним супротив Николы Зимнего, который отмечается 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Так что у русского народа целых два Николы: майский — с теплом, да декабрьский — с морозом.

    «Никола Зимний лошадь на двор загонит, весенний — откормит!»

    «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный!»

    «С Николы Зимнего крепись, хоть разорвись, с Николы Вешнего живи — не тужи!»

    «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой!»

    Действительно, с этого дня на наших просторах крестьяне наблюдали скорый рост трав на лугах да выгонах, а потому на Николу Вешнего деревенские парни впервые погоняли лошадей на ночное пастбище:

    «Егорий коров «запасает», Никола — коней!».

    «Вешний Никола подножный корм лошадям несет!»

    Ночные игрища

    Испокон веков молодёжь с пастухами на посельщине хранила обычай справлять в этот день особый ночной праздник. Холостых парней и будущих невест снаряжали яствами и угощеньями – специально готовили пироги да гречу, и провожали их до лугов, выгонов или паровых полей, где пастухи-подростки разжигали костры и устраивали весёлые хороводы-игрища с посиделками, до самой белой зорьки не смыкая глаз. А чтобы лошади не разбежались, в ночную пастьбу их зачастую спутывали, то есть подвязывали им копыта.

    Родители считали Николу Вешнего особым днём взросления мальчиков во взрослую жизнь, поэтому не боялись отпускать подростков на всю ночь. А вот за припозднившимися девушками следили строго и до полуночи розгами гнали домой.

    никола вешний

    «С Николы живи, не тужи!»

    Этот день служил важной вехой в крестьянском календаре. Дожить до Николы Вешнего означало благополучно перезимовать, потому что именно с этой весенней поры твёрдо устанавливалось тепло, заканчивалась бескормица для домашнего скота, и обилие свежей травы на лугах сулило щедрые надои коровьего и козьего молока. А значит хлопот и забот, как и чем накормить семью и животину, у большаков становилось меньше. Не зря народ примечал:

    «До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи!»

    «Пришел бы Никола, а тепло будет!» 

    Не забывал крестьянин в этот день наблюдать за окружающим миром Божьим, который раскрывал ему свои весенние секреты.  С этого дня на посельщине было принято сеять «земляные яблоки», как на Руси называли картошку, а также другие яровые культуры:

    «С Николы Вешнего сади картофель!»

     «Раннюю пшеницу сей на Арсентия, среднюю с Николина дня, позднюю — на Пахомия!»

    Роса, туман и дождь в Николин день почитались нашими предками добрым знаком, который сулил  богатый урожай:  

    «Велика милость Божья, коли на Вешнего Николу дождик пойдет!»

    Микула-Свет-Селянинович

    Микула-Свет-Селянинович
    Микула-Свет-Селянинович

    Разумеется, народная любовь к Святителю не могла не отразиться в многоликом русском фольклоре. Былинный герой-богатырь могучий Микула-Свет-Селянинович по воле древних слагателей-песнотворцев восприял на себя черты скорого на всякую помощь Чудотворца. Как и святой Николай, он утверждает на грешной земле правду Божию, примиряет враждующих, связует союзы вековечные.

    Русский этнограф Пётр Мельников-Печерский в 1870-ых годах в одной из своих книг писал:

    «В лесах на севере в тот день первый оратай русской земли вспоминался, любимый сын Матери Сырой Земли, богатырь, крестьянством излюбленный, Микула Селянинович, с его сошкой дорога чёрна дерева, с его гужиками шелковыми, с омежиком (Омежь  – сошник, лемех – часть сохи. Присошек то же, что полица – железная лопаточка у сохи, служащая  для  отвалу  земли.)  серебряным, с присошками красна золота. Микулу больше всего смерд (крестьянин, земледелец) чествовал… Ему, поильцу, ему, милостивому кормильцу, и честнее и чаще справлял он праздники»…

    Братчины-микульщины

    Испокон веков шла традиция устраивать на Николу Вешнего «пиры-столованья» да «братчины-микульщины»:

    «Где хлеба довольно в закромах уцелело, там к Микулину дню брагу варят, меда ставят,  братчину-микульщину  справляют,  но таких мест немного.  Вешнему Микуле за чарой вина больше празднуют».

    Никакой праздник в крестьянской Руси не обходился без милостыни, а уж не подать в день Николы Милостивого – совсем большой грех. Делились с нищими и убогими на церковных папертях и приглашали в избы к столу странных каликов-перехожих:

    «Хоть на вешнего, голодного, Николу не до разносолу, а все угостить надо странника Божьего, что, как птаха небесная, идёт-поёт!»

    «Не накорми о Николин день голодного — сам наголодаешься!»

    «С хлеба на квас да на воду о вешнем Николе перебиваются, на зимнего заниколят — три дня опохмеляются!».  

    Братчины-микульщины

    По всей необъятной Руси убогий люд Божий собирал в странствиях себе медные гроши для пропитания, разносил в своих древних напевах славу о Миколе «святителе, морям проходителе, землям исповеднике».  

    «А знают Миколу
    Неверных орды.
    А ставят Миколы
    Свечи воску яры,
    Кануны медвяны.
    А ему, свету, слава,
    Слава-держава,
    Во всю его землю,
    Во всю подселенну»…

    Так и жил русский пахарь во все времена – пахал и пировал вместе со святым Николой Святителем и Чудотворцем.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *