Не успел апрель-пролетний освободить от снежного плена землю-матушку, омыть её холодными ручьями и пропарить весенним солнцем, как стучится на Святую Русь зелёный месяц-май. Наши предки встречали его четырнадцатого числа по новому стилю, и величали его по-разному: цветень, травень, росень, розоцвет, пятник, желтопушник. О том, как проводил эту пору русский народ-хлебороб – в нашем очередном материале рубрики «Народный календарь».
«Захотел ты в мае добра!»
Среднерусский крестьянин, привыкший к теплу «прелого апреля», с приходом «майника» не ждал от него ласки. Обычно взбадривал цветень-травник крепким холодком уже в первых числах:
«Ай-ай, месяц май! Коню сена дай, а сам на печь полезай!».
А с другой стороны и без холодов сия пора работящего поселянина смаит, потому что, если не холоден этот месяц, так голоден:
«Май холодный — год хлебородный!»
«Март сухой да мокрый май — будет каша и каравай»
«Коли в мае дождь — будет и рожь!»
Частенько май оказывался для крестьянина самым тяжким месяцем года, поэтому в старину люд говаривал:
«Живи-веселись, да каково-то будет в мае!» или «Захотел ты в мае добра!»
К поздней весне, как правило, подъедались все припасы хлеба, да и скотину нередко одолевала жестокая бескормица, если трава-мурава по лугам и выгонам к сей поре не уродилась. Так что приходилось мужику-хлеборобу «маяться» да ждать, когда Бог весенние дары ниспошлёт:
«Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров!»
«Майская трава и голодного кормит!»,
«Апрель с водою — май с травою!»
В седую старину все сватовства завершались с последним днем апреля, ибо народное слово молвит:
«Женишься в мае — спекаешься, всю жизнь промаешься!»,
«Рад бы жениться, да май не велит!»,
«В мае родиться — век маяться!».
Еремей Запрягальник
Первомай по старому стилю приходится на день пророка Иеремии (14 мая), который почитается на Руси, как Еремей Запрягальник или Запашник. В городах по немецкому обычаю это был «гулёный день», а крестьяне помнили:
«С Еремея Запрягальника запрягай коня в соху, выезжай в поле, подымай сетево (лукошко с семенами)!»,
«На первую майскую росу бросай первую горсть яровины на полосу!»
Испокон веков осмотрительный русский хлебороб сеял зерно по старой науке – только в тёплую погоду:
«Яровой хлеб сей с одышкой да с поглядкой».
Вставал мужик на колени, опускал наземь обе ладони, чтобы учуять, тепла ли земля. Боялся, как бы лихие заморозки-утренники не сгубили всходы в зародыше. Помнил, сказы дедов:
«Ведро (ясная солнечная погода) на Еремеев день — хороша хлебная уборка, ненастье — всю зиму будешь его помнить да маяться!»,
«Сей неделю после Егорья да другую после Еремея!»,
«Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее — когда цвет калины будет в кругу!»,
«Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овес: топчи меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору!»,
«Лягушка квачет — овёс из-под земли скачет!»
Завет предков непоколебим:
«Овёс сея, проси Еремея!».
Поэтому прежде посева, воздыхая молитвой к святому пророку, благочестивые хлебопашцы бросали в поле три горсти семян, клали три поклона на восток, юг и запад, и шли от борозды к борозде по всему засеваемому загону.
Соловьиный день
На следующий день, 15 мая по новому стилю празднуется Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба. Посевные работы продолжались, а потому эти почитаемые на Руси святые честно работали на полях вместе с крестьянами, которые так и говорили:
«Борис и Глеб сеют хлеб».
Ещё одна народная мудрость гласит:
«Соловей-птица мала-мала, а и та знает, когда май».
Пятнадцатый день месяца-цветеня по новому стилю (второй – по старому календарю) почитался на Руси соловьиным. С этой поры весь среднерусский простор оглашался райской трелью, и выходили в леса и рощи на свой нехитрый промысел ловцы-соловьятники. Поймав «певцов Божьего сада», продавали их в больших городах на ярмарках для утехи богатому люду.
А простой работящий крестьянин слушает вольных птах да своё разумеет:
«Запоёт соловей на другой день после Еремея Запрягальника, будешь с хлебцем!»,
«По соловьям — и погода!»,
«Поют соловьи перед Маврой — и весна зацветет дружно!»
Мавра и Арина Рассадницы
16 мая поминаются мученики Тимофей и Мавра – молодожёны, прожившие в браке всего двадцать дней и жестоко распятые язычниками за Христову веру в III веке.
В русском простонародье этот день увековечен именем Мавры, которая удостоилась трёх прозваний. «Рассадницей» величали мученицу, потому что молились ей, высаживая на грядках рассаду. Молебны сопровождались окроплением грядок святой водой от вредных насекомых.
Если к этой поре луга уже покрывались обильной травой-муравой, то скотина, впервые вдоволь наевшись сочной зеленью, дарила к 16 мая отменное густое молоко. Поэтому крестьяне звали Мавру ещё и «Молочницей».
Третье прозвание – «Зелёные Щи». К поздней весне у крестьян иссякали все припасы квашеной капусты, а посему варить щи приходилось из свежей зелени — щавеля, крапивы да лебеды: «В зелёные щи крапиву ищи!»
На следующий день совершается память мученицы Пелагии, девы Тарсийской, покровительницей целомудренных девиц. К тому же 17 мая считался днём баклушников, поскольку в эту пору ложкари рубили деревья для выделки ложек и делали для них заготовки — баклуши.
Посевные работы в эту пору были в самом разгаре, а потому святая великомученица Ирина, чья память совершается 18 мая, известна на Руси, как ещё одна Рассадница. Сажали в эти дни капусту и огурцы. В некоторых губерниях по обиходу предков первый росток капусты хозяйки прикрывали большим горшком, клали на него скатерть, а по краям грядки сеяли «крапиву жигучую», приговаривая «Крапиву — чертям, капусту — нам!».
Высаживая рассаду, хозяйки причитали:
«Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь велика!»
Горошники
Те крестьяне, кто ещё не сеял горох на Егория (6 мая по новому стилю), поспевал это сделать 19 мая. В этот день свершается память праведного Иова Многострадального и мученика Дионисия Фракийского, и обоих сих святых в простонародье звали «Горошниками»:
«На Дениса — сеять бел горох не ленися!»
«Сею, сею бел-горох; уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье!»
Горох и бобы на русских просторах были доступной едой, которую могли позволить себе даже малоимущие, поэтому краснословы говаривали: «остаться на бобах» – то есть сделаться бедным.
В эту пору считалось, что «Иов росы распустил», и крестьяне обязательно следили за росой: «Большая роса — огурцам большой род». Потому-то и слывут Горошники ещё и Росенниками. Так и живал-бытовал простой русский человек в трудах и хлопотах.