• «Стоит месяц август межевым столбом на грани лета и осени, приходя на светлорусское раздолье привольное после семи старших братьев-месяцев», – так об этой поре писал видный русский литератор и этнограф Аполлон Коринфский. До XV века в календаре август-месяц наступал на Русь шестым по счёту, поскольку в старину новолетие у нас начиналось в марте. С тех пор до 1700 года, когда наши предки встречали новый год уже в сентябре, он стал самым молодым – двенадцатым. И только при Петре I август постарел до восьмого, каким он шествует в календарном порядке до сей поры. О том, как проживала крестьянская Русь последний летний месяц, мы расскажем в рубрике «Народный календарь».

    Согласно словарю эпитетов старинного издания начала XX века, Чехов в своих произведениях величал август «жёстким», «слезливым» и «туманным»; Брюсов – «унылым»; Альбов – «прозрачным». Влажный воздух в эту пору пахнет уже не только цветами, медами и яблоками, но и осенью – надо успеть собрать урожай и посеять озимые…

    Густарь-густоед

    Именем далёкого римского императора этот месяц стали называть в городском обиходе только после петровского времени. А на родимой посельщине ещё в седую старину выходил пахарь в поле под вечор, да дивился, как в сию пору небо на горизонте пуще обычного сверкает зарницами.

    Так и повелось на Руси исход лета величать «зорничком» да «заревом-месяцем». В иных местах разгар жатвы называли «живнем», а кое-где это сытое время почиталось «густарём», «густоедом» и «леноростом». Но крепче всего в посельский обиход вошли такие его названия, как «месяц-собериха» и «припасиха». Напомним, что предыдущий июль на старый лад звучал, как «прибериха».

    «Что соберет мужик в августе — тем и зиму-зимскую сыт будет!»

    «Овсы да льны в августе смотри!»

    «Август-ленорост, припасает бабе льняной холст!»

    «В августе и жнет баба, и мнет баба, а все на льны оглядывается!»

    «Бывает, что и жато, и мято, да ничего не добыто!»

    Месяц-собериха – это и праздник, и новые заботы. Господь дарит долгожданный «хлебец-новину», но работы у деревенского хлебороба хоть отбавляй, да, к тому же половину месяца весь честной люд православный под постом ходит. И всё ж «Успенский пост — мужика досыта кормит!», потому что поспевает к этой поре не только «хлеб-всему-голова», но и всякий овощ.

    «Мужику в августе три заботы: и косить, и пахать и сеять!»

    «Август — каторга, да после будет мятовка: мужицкое горло — суконное бердо, все мнет!»

    «Поститься — не голодая, работать — не уставая»

    «От первого от Спаса накопит и мужик запаса!»

    «В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче — дольше ночи, ломота в спине — да разносол на столе!»

    «В августе вода холодит, да серпы греют!»

    «Август-батюшка работой-заботой мужика крушит, да после тешит!».

    Первый Спас

    Испокон веков зорник-месяц-собериха открывал светлый праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня, который на Руси почитался первым Спасом – Медовым. В сей день наши хлеборобы брали благословенье на посев озимого хлеба.

    «Первый Спас — первый сев!»

    «До Петрова дни взорать, до Ильина — заборонить, на Спас — засевать!»

    «Спас — всему час!»

    «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет! (то есть раньше других соседей в поле уберется)

    А «медовым» первый Спас величают, потому что в этот день русские крестьяне на пчельниках собирают первый медок. Поутру добрый пасечник с горячей молитвой и крёстным знамением выбирает самый богатый и плотный улей, и «выламывает» из него соты. А затем несёт их в храм – непременно в новой побратиме или другой деревянной посудине, которая не была в употреблении. После Литургии батюшка выходит на паперть, чтобы благословить «новые новины» честных прихожан «от вешних и летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и освятить первые меды. Тут же часть освященного мёда жертвуется нищей братии:

    «На Первый Спас и нищий медку попробует!»

    Оставшийся день крестьянин проводит в трудах до вечерней зорьки, собирая по пчельникам сладкие дары. А к вечеру посельская детвора бежит к пасекам с широкими лопухами репейника в руках, куда добрый пчеловод отливает «ребячью долю». И повсюду на Руси звучат в «Спасовку-лакомку» песни:

    «Дай, Господи, хозяину многих лета,
    Многих лета — долгие годы!
    А и долго ему жить — Спаса не гневить,
    Спаса не гневить, Божьих пчел водить!»

    Второй Спас

    август на Руси

    Второй Спас – Яблочный – приходится на 19 августа по новому стилю (по-старому – шестой день), когда Русь празднует Преображение Господне. К этой поре щедрая среднерусская яблонька в смиренном земном поклоне просит освободить её от тяжёлых румяных плодов. Вот со Второго Спаса на Руси и начинают снимать яблочный урожай.  Старинная крестьянская традиция благочестия не вкушать плодов до их освящения на Второй Спас напоминает, что всё у грешного человека делается через Создателя – сперва Богу, а уж потом себе.

    Так же, как и мёд на Происхождения Честных Древ Креста Господня, садовые плоды повсеместно на Руси принашивались для освященья в храм на Преображенье. Освящённые яблоки жертвовались храму, и из рук священника раздавались всем прихожанам. И каждый человече на наших просторах знавал:

    «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!»  

    «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка»

    Не дать сирому Спасова яблочка на разговенье почиталось грехом, и кто не исполнял сего завета предков, тот почитался человеком «недостойного общения»: «А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»

    В щедрый год благочестивый крестьянин приглашал к себе в сад церковный причт, где пред иконами Преображенья служили Господу благодарственный молебен. К этой поре поспевают не только яблоки, но и яровые хлеба, поэтому работы было невпроворот, иначе «После Второго Спаса дождь — хлебогной!»

    Рукавицы про запас!

    народный календарь

    В деревне с древних времён примечали: ежели в августе деньки ещё дышат летом красным, то тёмные звёздные ноченьки после Яблочного Спаса бодрят осенним холодком. Так что мудрые деды и прадеды назидали предков:

    «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас!»

    «Дело-то идет к Покрову, а не к Петрову»

    «Со Спас-Преображенья — погода преображается!»

    Впереди в августе ещё один Спас – Третий по счёту, называемый «Спожинками», который многовековая Русь отмечает в день Успенья Пресвятой Богородицы. Но чем примечателен закат соберихи-месяца, читайте в следующем рассказе рубрики «Народный календарь».

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *