«Стоит месяц август межевым столбом на грани лета и осени, приходя на светлорусское раздолье привольное после семи старших братьев-месяцев», – так об этой поре писал видный русский литератор и этнограф Аполлон Коринфский. До XV века в календаре август-месяц наступал на Русь шестым по счёту, поскольку в старину новолетие у нас начиналось в марте. С тех пор до 1700 года, когда наши предки встречали новый год уже в сентябре, он стал самым молодым – двенадцатым. И только при Петре I август постарел до восьмого, каким он шествует в календарном порядке до сей поры. О том, как проживала крестьянская Русь последний летний месяц, мы расскажем в рубрике «Народный календарь».
Согласно словарю эпитетов старинного издания начала XX века, Чехов в своих произведениях величал август «жёстким», «слезливым» и «туманным»; Брюсов – «унылым»; Альбов – «прозрачным». Влажный воздух в эту пору пахнет уже не только цветами, медами и яблоками, но и осенью – надо успеть собрать урожай и посеять озимые…
Густарь-густоед
Именем далёкого римского императора этот месяц стали называть в городском обиходе только после петровского времени. А на родимой посельщине ещё в седую старину выходил пахарь в поле под вечор, да дивился, как в сию пору небо на горизонте пуще обычного сверкает зарницами.
Так и повелось на Руси исход лета величать «зорничком» да «заревом-месяцем». В иных местах разгар жатвы называли «живнем», а кое-где это сытое время почиталось «густарём», «густоедом» и «леноростом». Но крепче всего в посельский обиход вошли такие его названия, как «месяц-собериха» и «припасиха». Напомним, что предыдущий июль на старый лад звучал, как «прибериха».
«Что соберет мужик в августе — тем и зиму-зимскую сыт будет!»
«Овсы да льны в августе смотри!»
«Август-ленорост, припасает бабе льняной холст!»
«В августе и жнет баба, и мнет баба, а все на льны оглядывается!»
«Бывает, что и жато, и мято, да ничего не добыто!»
Месяц-собериха – это и праздник, и новые заботы. Господь дарит долгожданный «хлебец-новину», но работы у деревенского хлебороба хоть отбавляй, да, к тому же половину месяца весь честной люд православный под постом ходит. И всё ж «Успенский пост — мужика досыта кормит!», потому что поспевает к этой поре не только «хлеб-всему-голова», но и всякий овощ.
«Мужику в августе три заботы: и косить, и пахать и сеять!»
«Август — каторга, да после будет мятовка: мужицкое горло — суконное бердо, все мнет!»
«Поститься — не голодая, работать — не уставая»
«От первого от Спаса накопит и мужик запаса!»
«В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче — дольше ночи, ломота в спине — да разносол на столе!»
«В августе вода холодит, да серпы греют!»
«Август-батюшка работой-заботой мужика крушит, да после тешит!».
Первый Спас
Испокон веков зорник-месяц-собериха открывал светлый праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня, который на Руси почитался первым Спасом – Медовым. В сей день наши хлеборобы брали благословенье на посев озимого хлеба.
«Первый Спас — первый сев!»
«До Петрова дни взорать, до Ильина — заборонить, на Спас — засевать!»
«Спас — всему час!»
«Спасов день покажет, чья лошадка обскачет! (то есть раньше других соседей в поле уберется)
А «медовым» первый Спас величают, потому что в этот день русские крестьяне на пчельниках собирают первый медок. Поутру добрый пасечник с горячей молитвой и крёстным знамением выбирает самый богатый и плотный улей, и «выламывает» из него соты. А затем несёт их в храм – непременно в новой побратиме или другой деревянной посудине, которая не была в употреблении. После Литургии батюшка выходит на паперть, чтобы благословить «новые новины» честных прихожан «от вешних и летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и освятить первые меды. Тут же часть освященного мёда жертвуется нищей братии:
«На Первый Спас и нищий медку попробует!»
Оставшийся день крестьянин проводит в трудах до вечерней зорьки, собирая по пчельникам сладкие дары. А к вечеру посельская детвора бежит к пасекам с широкими лопухами репейника в руках, куда добрый пчеловод отливает «ребячью долю». И повсюду на Руси звучат в «Спасовку-лакомку» песни:
«Дай, Господи, хозяину многих лета,
Многих лета — долгие годы!
А и долго ему жить — Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчел водить!»
Второй Спас
Второй Спас – Яблочный – приходится на 19 августа по новому стилю (по-старому – шестой день), когда Русь празднует Преображение Господне. К этой поре щедрая среднерусская яблонька в смиренном земном поклоне просит освободить её от тяжёлых румяных плодов. Вот со Второго Спаса на Руси и начинают снимать яблочный урожай. Старинная крестьянская традиция благочестия не вкушать плодов до их освящения на Второй Спас напоминает, что всё у грешного человека делается через Создателя – сперва Богу, а уж потом себе.
Так же, как и мёд на Происхождения Честных Древ Креста Господня, садовые плоды повсеместно на Руси принашивались для освященья в храм на Преображенье. Освящённые яблоки жертвовались храму, и из рук священника раздавались всем прихожанам. И каждый человече на наших просторах знавал:
«На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!»
«Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка»
Не дать сирому Спасова яблочка на разговенье почиталось грехом, и кто не исполнял сего завета предков, тот почитался человеком «недостойного общения»: «А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»
В щедрый год благочестивый крестьянин приглашал к себе в сад церковный причт, где пред иконами Преображенья служили Господу благодарственный молебен. К этой поре поспевают не только яблоки, но и яровые хлеба, поэтому работы было невпроворот, иначе «После Второго Спаса дождь — хлебогной!»
Рукавицы про запас!
В деревне с древних времён примечали: ежели в августе деньки ещё дышат летом красным, то тёмные звёздные ноченьки после Яблочного Спаса бодрят осенним холодком. Так что мудрые деды и прадеды назидали предков:
«Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас!»
«Дело-то идет к Покрову, а не к Петрову»
«Со Спас-Преображенья — погода преображается!»
Впереди в августе ещё один Спас – Третий по счёту, называемый «Спожинками», который многовековая Русь отмечает в день Успенья Пресвятой Богородицы. Но чем примечателен закат соберихи-месяца, читайте в следующем рассказе рубрики «Народный календарь».