Она умирает последней и способна держать человека на плаву в самых тяжелых ситуациях. Истинная надежда непонятна циникам и прагматикам, но для христианина она – мощный жизненный ресурс. Надежда на Бога – мотиватор веры или наивное заблуждение?
В поисках смысла
Человеку нужен смысл. Так устроен homo sapiens, что он старается найти объяснение, по крайне мере, важнейшим вопросам своего бытия, жизни и смерти, общественных явлений и взаимоотношений с другими людьми. Наличие смысла заставляет двигаться вперед, к намеченной цели, как бы проста или сложна она не была. Когда мы хотим есть, у нас есть четкая мотивация, чтобы добыть себе пищу. Полюбив, мы встаем на путь подвига ради другого человека, принося в жертву то, что в иных обстоятельствах, возможно, предпочли бы сберечь.
Христианскую надежду можно уравнять в значении с мотивацией. Ведь именно она наполняет грудь теплым светом и зажигает сердце. Вера есть наша уверенность в невидимом, тогда как надежда – уверенность в осуществлении ожидаемого. Мы верим, что земная жизнь не завершает наше существование, мы верим Богу и в Бога, верим в Царство Небесное.
Тонны несправедливости мира не смогут раздавить нас, если нашу веру подогревает радостная надежда. Вера, как знание, может быть лишь пониманием. Но душе требуется искра, которая разжигает огонь любви в душе человека. Надежда есть постоянный толчок, стимул к поиску и действию. Как христианская добродетель она характеризует спокойное, уверенное и радостное ожидание вечных благ.
В Священном Писании надеждой называется Иисус Христос.
Действительно, что может вызвать большее воодушевление, чем Бог, способный подарить нам вечное счастье и избавить от всех проблем? Вера в таковую Его способность дает мощный заряд искреннего стремления переступить всю окружающую человека несправедливость. Надежда превращается в двигатель внутренней радости и активного внешнего действия. Появляется смысл, и мотивация к жизни ради этого смысла.
Лекарство от отчаяния
Самый сильный человеческий страх – ожидание смерти. Люди не могут до конца смириться с конечностью своего земного существования. Где-то внутри теплится надежда на возможность жить вечно. Вне христианского контекста подобные чаяния людей выливаются в иные религиозные интерпретации и даже суеверия. Но прагматичный и современник-скептик, привыкший вместо внутреннего голоса ориентироваться на внешнюю реальность, рассматривает смерть как чудовищную несправедливость, от которой пока, увы, в его понимании, нет лекарства.
Смерть заставляет селиться отчаяние глубоко в душе, слоями его покрывают эмоции и попытки забыться. О смерти сегодня стараются не разговаривать глубоко и серьезно, ведь это может привести к непредсказуемым последствиям.
Потеря надежды, этого спасательного круга души, превращает человека в циника и прагматика. Если после смерти ничего нет, или я в этом не уверен, значит, надо постараться как-то забыться на эти десятилетия жизни, для которой я сам придумаю себе смысл.
Без надежды невозможны подлинные эмоции и чувства. Вернее, возможны, но скорее как исключение. Безнадега пронизывает человека и убивает всякое желание заглядывать внутрь себя, ведь там страшно и больно. А боль души заставляет заполнять разверзающуюся пустоту тем, что дает мир: предметами, общением, впечатлениями, плотскими наслаждениями.
Надежда на Бога
Если не надеяться на Бога, то на кого?
«Не надейтесь на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения»
(Пс. 145:3)
А надежда на Бога дает мощную внутреннюю уверенность, необъяснимую с точки зрения формальной логики, но отчего-то гораздо более основательную и сильную, нежели связанную с приземленными чаяниями человека, ожидающего счастливой воли случая. Люди привыкли надеяться только на себя (что показывает явную однобокость). Подобная убежденность заставляет погружаться в суету и даже лишает счастья. Особенно хорошо это видно на примере «успешных» или просто «самостоятельных» женщин. Но суета – это что-то вроде временного обезболивающего, которое не решает фундаментальных проблем.
Бог дает человеку все. Разочаровавшиеся люди порой ставят вопрос с претензией: а где был Бог, когда я страдал? Здесь надо сказать о принципиальном непонимании христианского мировоззрения с одной стороны, а с другой… Человек чаще всего оказывается именно там, куда он шел. Кому-то просто нравится или вошло в привычку страдать ради страдания, возможно, надеясь таким образом найти поддержку и любовь.
Состояние мыслей и души человека очень четко направляет его именно по тем маршрутам, духу которых он соответствует. Поэтому не стоит удивляться, что возложив искренние надежды на способных учеников или талантливых детей, могущественных покровителей и даже лучших друзей, мы испытываем глубокое разочарование. От того, что они не оправдали именно наши надежды, то, что мы в себе думали о них, их отношении к нам, общему вопросу и прочему.
Надеяться стоит только на Бога. Есть ощущение, что современный мир с его тотальной доступностью к информации и знаниям, как нельзя лучше демонстрирует, на Кого по-настоящему стоит возлагать все свое упование.
Жизнь будущего века – лучший мотиватор
В относительно спокойных и «сытых» условиях люди с равнодушием и иногда даже с раздражением могут воспринять слова о необходимости надежды на Бога. Пожалуй, только в серьезной беде лучи света пробивают обложивший душу морок. Если этого не происходит, может появиться отчаяние.
Проблема взращивания надежды, как любой другой добродетели, может состоять в элементарном неприятии сердцем человека Бога. Просто не хочется пускать Его в свое сердце, чувствовать зависимость, сталкиваться с голосом проснувшейся совести, которая в момент соприкосновения с Творцом говорит: «жить надо по-другому».
Почувствовать Бога нам не дают наши греховные привычки, имеющие противоположную природу. Но здесь, как и всегда, перед человеком встает вопрос выбора. Чего мы хотим? Продолжать жить в сером, полубезнадежном состоянии? Или получить прилив сил, обрести смысл, разбить линзы серых будней?
Надежда на Бога вместе с верой и любовью – вот три составляющие подлинного счастья, которое начинается уже здесь, на земле. А понимать, что мир вокруг, как бы он не был прекрасен, или наоборот, ужасен, закончится. Понимание приближения Царства Небесного как вечного счастья есть лучший мотиватор и заряд надежды, способный изменить наше отношение к себе, людям, жизни, всей окружающей реальности.
Если мы поверим в Бога, будем надеяться на Него и любить – Его и ближних – вот тогда жизнь наполнится настоящим смыслом. Ведь мы поймем и получим искреннее убеждение, что век земной незаметно промчится. Зная это, в нас возгорится не только огонь надежды, но и желание сделать реальность вокруг себя лучше уже сегодня.