• Как часто доводится слышать упрёки в том, что Церковь мало помогает нуждающимся! Однако те, кто не может простить священникам пресловутые мерседесы, не имеют ни малейшего представления о реальном положении вещей. Из этой статьи вы узнаете о том, чем занимаются приходские социальные работники и как организована работа епархиального отдела социального служения.

    Источник: Горловская и Славянская епархия

     

    I. Чем занимается епархиальный отдел социального служения?

    Лариса Петровна Кривоног руководит отделом социального служения и благотворительности Горловской епархии. Мы побеседовали с ней и расспросили, как она набирала свою команду соцработников, кто в неё входит, как организовывала социальное служение в масштабе епархии.

    Священник, анкеты или листовки?

    Когда наш правящий архиерей, митрополит Митрофан, благословил создание социального отдела епархии, первое, что мы сделали — встретились с социальными работниками, чтобы составить представление, кто чем занимается. Конечно, социальная работа в приходах велась, но нужно было вывести её на новый уровень. Для этого нужны были люди. Перед нами встал вопрос, где их найти.

    Наиболее простой и приемлемый путь — предложить священникам обратиться к прихожанам с такой информацией: начинает работу отдел социального служения, для него набирают людей, просьба желающим в этот отдел обратиться. Для того чтобы это осуществить, мы разработали анкеты, которые состояли из двух частей: первая — как и кому человек хочет помогать, сколько раз в месяц может это делать. Выделили основные категории нуждающихся в помощи: пожилые, инвалиды, многодетные, бездомные, и так далее.

    Вторая часть анкеты — для тех, кому нужна помощь: к какой категории относится, в какой помощи нуждается. Также нужно было указать виды помощи: уборка квартиры, приготовление пищи, покупка продуктов, общение, сопровождение в храм, и так далее. Прихожане откликнулись очень активно. В основном это была не молодёжь, а люди среднего и пожилого возраста. Многие из них сразу же включились в работу.

    Со временем в анкетах стали заполнять преимущественно ту часть, где содержались просьбы о помощи. Тогда мы решили сделать листовки, с помощью которых связались с учебными заведениями: университетами, техникумами, училищами. Раздавали их среди молодёжи. Снова сначала был наплыв желающих помогать, а после — спад. Мы решили, что раздавать такие листовки нужно в храмах, когда там наибольшее число людей — на большие праздники. В итоге именно эта тактика привела к лучшим результатам.

    К нам пошли первые добровольцы, после чего всё сработало автоматически: кто-то рассказал о нас родственникам, кто-то — друзьям, люди сами начали распространять информацию о нашем отделе. Добровольцев было очень много. Одни предлагали услуги, другие — вещи, третьи — продукты или материальную помощь. Желание делать добро есть у каждого человека, но не каждый может проявить решительность, не каждый хочет, чтобы о его поступках кто-то знал. Многие люди, особенно православные, хотят делать их тайно, не афишируя.

     

    Хороший волонтёр — не всегда воцерковлённый волонтёр

    Я поняла вот что: не надо ограничивать круг добровольцев только прихожанами храма. На сегодняшний день наша служба в основном состоит из людей нецерковных, особенно это касается молодёжи. Они православные, крещёные, но в храм ходят редко, многие ни разу не исповедовались и не причащались. Пришли к нам, потому что хотели делать какое-то доброе дело. Мы решили не призывать их к тому, чтобы они начали жить активной церковной жизнью.

    Конечно, пытаемся делать всё возможное, чтобы они всё-таки пришли в храмы. Постепенно наши добровольцы начинают ходить на катехизаторские курсы, но мы никого не заставляем посещать их. Думаю, в дополнение к ним было бы полезно проводить литургии с пояснениями. Обязательно начнём это делать именно для наших волонтёров. Однако если человек сознательно выбирает только помощь, мы не пытаемся его воцерковлять, даём возможность идти по пути делания добрых дел.

    Конечно, социальные работники наших храмов — это активные прихожане, мы с ними регулярно общаемся. Что же касается добровольцев, то сейчас уже есть определённые успехи в деле их ненавязчивого постепенного воцерковления: они сами приходят в храмы. Общаясь со священником, активными прихожанами, они видят помощь, добро, расположение, внимание и начинают задумываться о главном. У нас есть небольшая передвижная библиотечка, из которой они стали брать книги, молитвословы.

     

    Определиться, кому помогать

    Нам важно работать со всеми категориями нуждающихся — их у нас десять. На каждом приходе завели журналы, в которых отмечают всех обращающихся за помощью. Потом считаем, кто в посёлке или микрорайоне обращается чаще: одинокие, бездомные, старики? Так каждый храм определяет, с кем будет работать — не отказывая никому, но в то же время направляя определённый контингент к тем, кто окажет более квалифицированную помощь. Допустим, выдадим продуктовую помощь семье с ребёнком-инвалидом — но рекомендуем обратиться в храм, где работают с такими детьми, есть психолог, реабилитолог, логопед, а священник в курсе проблем, потому что сотрудничает с центром инвалидов. Такой подход на определённом этапе дал свои плоды: у нас сформировалось ядро единомышленников.

    Мы создали карту социальной деятельности каждого прихода. Там отмечены все социальные объекты, находящиеся в районе храма. Благодаря этим картам понятно, в каких направлениях нужно работать приходской соцслужбе.

    Мы активно работаем в Горловском институте иностранных языков. Там созданы группы, деятельность которых направляет великолепный координатор — Светлана Эдуардовна Зябрева. Во главе каждого направления работы стоит координатор из числа студентов.

    Другие кураторы набирают добровольцев из числа прихожан или из случайных людей, выразивших желание помогать. Порой получается так, что прихожанин одного храма становится добровольцем в другом, но активное ядро есть в каждом храме.

     

    Не допустить выгорания

    Мы рассказываем волонтёрам, что работать будет очень тяжело, потому что больной человек (а именно с больными мы работаем наиболее часто) — это, как правило, человек капризный и своеобразный. Нужно чётко определить, чем будет заниматься волонтёр. Помогать инвалиду или бездомным? Организовывать праздник или поддерживать многодетную семью? Это важно, потому что люди поначалу теряются. Мы их просим на первых порах не проявлять излишней активности. Нового человека нужно вводить в эту работу постепенно, чтобы и мы не наложили на него неудобоносимые бремена, и он не надорвался. Бывает ведь, что волонтёр пять раз помог, а на шестой просто не пришёл, поэтому всегда всё чётко оговариваем. Постепенно у нас вырастают сознательные личности, к которым можно обратиться всегда. Они помогут, им можно доверять.

    Особенно осторожными нужно быть тем, кто идёт домой к пожилым людям. Им сейчас очень тяжело. Многих бросили родные (например, оставили сторожить квартиру и обещали вернуться, но по каким-то обстоятельствам не сдержали обещания). Кто-то доверяет, кто-то нет, кто-то хочет общаться и рад поговорить, кто-то избегает общения. Для таких случаев у нас разработана схема: пришёл, сделал, ушёл.

    Когда человек выполняет конкретную работу: приготовил поесть, сходил в магазин, накормил бездомного — он сразу видит результат своего труда. Мы всегда говорим: не ждите слов благодарности. Сделали — и всё. Но когда доброволец получает результат, то хочет помогать ещё, появляется стимул. С поддержкой одиноких людей намного тяжелее. Мы испытываем недостаток в добровольцах в этой сфере. Тут нужны подготовленные люди.

    Одна девушка рассказывала: проведывала она одинокую старушку. Поговорили, та ей рассказала обо всех своих болезнях, всё хорошо. Ситуация повторяется ещё раз, и в третий, и в пятый раз. Девушка уже не хочет идти к этой старушке, поскольку не выдерживает слушать столько раз одно и то же. В такой ситуации мы должны волонтёра подготовить, подсказать, чем он может занять человека: почитать ему книгу, пригласить священника для причастия. В этом случае неоценимой оказывается помощь священника, который может посоветовать, какую литературу использовать, какие молитвы предложить. В этой работе недопустимо равнодушие, ведь одинокие люди привыкают к своим социальным помощникам. Для нас высшая похвала, когда волонтёров запоминают, когда они приобретают доверие.

    Доброволец — это тот, кто работает безвозмездно в своё свободное время и по собственному желанию. Мы никого не заставляем. Если перегнуть палку и перегрузить, человек просто выгорит и пропадёт из поля зрения. У каждого свои возможности — физические, моральные и духовные.

    Важно, чтобы организация добровольцев не превратилось в клуб для общения. Такое тоже бывало: люди собирались, хорошо общались, а вот трудиться никто особо не хотел. Важно направлять и координировать работу волонтёров, стараться избегать поверхностного отношения к ней.

     

    Одному не справиться

    Мы советуем новым соцработникам обратить внимание на свой приход. Прихожане должны понимать, что помощь и взаимовыручка есть.

    Пословица «один в поле не воин» в полной мере касается и социального служения. Первым помощником для волонтёров должен стать руководитель учреждения, в которое они приходят. Непременно нужно найти с ним общий язык. Если же в это сотрудничество войдёт ещё и священник, который в этом районе ведёт социальную работу, будет вообще замечательно.

    Конечно, мы стараемся помогать своим сотрудникам и волонтёрам, готовы делиться информацией и опытом. У нас есть психологи, которые учат, как не выгорать на этом поприще. Главное, что хочется донести до каждого из соцработников: церковная социальная работа отличается от государственной прежде всего любовью. К каждому человеку. Только через неё рождается доброе отношение и приятие. Как бы банально ни звучало, но нужно принимать людей такими, какие они есть. Ведь жалуются и злятся они не потому, что плохие, а потому, что их никто не слушает.

    Надо отдать должное Синодальному отделу по церковной благотворительности Московского Патриархата. Они организовывают онлайн-курсы, готовят специалистов, приглашают на стажировку. Если вы хотите помогать, для этого есть все условия. Дело только за одним: было бы желание учиться и трудиться.

     

    II. Как организовать социальное служение на приходе?

    Протоиерей Олег Хижняков, настоятель храма Святаго Духа Славянска, на протяжении нескольких лет ведёт активную работу по оказанию социальной помощи в своём городе. Он рассказал о том, как организовать социальное служение без чёткого алгоритма, не выгореть при круглосуточной занятости и почему за помощью идут не в городской совет, а в храм.

     

    Война, люди и храм

    Когда я был назначен в храм Святаго Духа, всё получилось словно само собой. Время тогда было непростое: события, которые происходили в Славянске, остались в истории, и социальные вопросы в то время составляли, пожалуй, наибольшую часть пастырской деятельности. Многие люди приходили в храм, чтобы найти кров, спрятаться от обстрелов. Кто-то шёл, чтобы поесть и получить хотя бы стакан воды или чашку чая, кому-то нужна была одежда и обувь.

    Не могу сказать, что сейчас подобные проблемы закончились, но тогда всё ощущалось по-особому, потому что мы не знали, как у нас самих сложится завтрашний день. Вернёшься ли домой? Будет ли дом? Или ты будешь с этими же людьми скитаться и искать кров? Ответы на эти вопросы есть в Евангелии: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Когда формировалась наша команда, в неё вошли люди, которые тоже всё это пережили. Не надо было придумывать какие-то дополнительные стимулы или заводить дневники для хороших отметок за добрые дела.

    Не могу сказать, что организация социального служения при храме Святаго Духа осуществлялась по какому-то особому плану. В нашем случае получилось, что не я кого-то искал и мотивировал, а всё само собой сложилось. Все люди по своему складу и отношению к вере разные. Есть те, кто склонен всё время делать добро. Если такого человека направить в правильную сторону, то его потом не остановить. Нужно только держаться рядом, а он сам будет приходить со своими предложениями. Кто-то преуспевает в чём-то другом: один — молитвенник, другой — жертвователь. Каждому Господь дал какие-то дары. Случилось так, что вокруг меня собрались те, кто хотел помогать другим людям.

     

    Непрофессионал, у которого всё получилось

    Не было такого, чтобы я клеил где-то на стене или размещал в интернете объявление: «Ищу добрых людей, отзовитесь, будем делать то и это». У меня был круг знакомых, друзей — добрых отзывчивых людей, по совместительству — прихожан храмов нашего города.

    Думаю, каждый пастырь должен сам для себя составить план: что делать сегодня, что — завтра, тогда вокруг него появится множество добрых людей, которые будут готовы прийти на помощь.

    Безусловно, всё зависит от священника. Прихожане видят, когда он добрый, открытый, трудолюбивый человек, по-доброму относится к людям, не делает вид, что не замечает чужой беды. Мы произносим много слов на проповедях и в беседах. Но эти слова словами и останутся, если не подкреплять их делом. Здесь снова приходит на помощь Писание: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Если только говорить, то люди посмотрят, а потом скажут: «Говорят они хорошо, а когда доходит до дел — все в кусты!» Нужно трудиться, и постепенно выработается система работы. Не скажу, что я в этом деле особый профессионал, но как-то всё получается.

    Наш храм расположен в центре города. Это очень удобно в плане социального служения. Не надо куда-то бежать, чтобы сделать доброе дело. Вокруг больницы, родильный дом, станция скорой помощи — средоточие мест, где можно проявить свои социальные способности, конечно, если есть такое желание. Вообще, внимание священника требуется во всём. Например, в нашей Городской больнице № 1 есть молитвенная комната. Это не моё детище, она была организована по просьбе врачей. Но там не было постоянной пастырской деятельности — чтобы можно было побеседовать, решить какие-то духовные или социальные вопросы. Я подумал, что нужно упорядочить расписание работы этой комнаты, бывать там регулярно. Назначил дни, когда можно совершать священнодействия, общаться с людьми, приходить к больным, и дело пошло.

     

    Любовь против табуреток

    У нас есть и конкуренты. В Славянске распространён протестантизм — в частности, методизм. Протестанты приходят в больницу, чтобы подарить какую-нибудь табуретку, наклеить на неё наклейку и сказать при скоплении народа, что это подарок от такой-то «церкви». Но, к счастью, люди видят, кто приходит с по-настоящему открытым сердцем, пусть даже порой и без подарков, а кто — с пластмассовой улыбкой, камерами и лозунгами: «Это наши добрые друзья из Америки прислали, мы с вами делимся, вступайте в наши ряды». Люди всё чувствуют. У больных какие-то чувства притупляются, зато другие обостряются. У них появляется потребность, чтобы им кто-то искренне сострадал.

    Видя, как врачи и персонал больницы с радостью принимают священника, православных людей, волонтёров, которые хотят помочь, — как не откликнуться? Как можно делать вид, что это просто дежурное дело? Я прихожу в палату интенсивной терапии и представляю, что это я там лежу и жду, что кто-то придёт меня проведать или помолиться обо мне, окропить святой водой или просто поговорить. Нужно всегда ставить себя на место больных людей.

    Мы часто говорим «я тебе сочувствую» — но правда ли это? Сочувствовать — значит чувствовать то же, что и страдающий человек. Если ты сам никогда не страдал, то как можешь чувствовать боль другого? А тот, кто ни от кого, кроме Бога, не ждёт помощи, быстрее других окажет поддержку нуждающемуся. Через таких людей Сам Господь действует.

    Конечно, не у всех больницы рядом — в селе, например, но и там священник может обратить своё внимание на больных людей. Они есть везде. Надо спрашивать у них, что им нужно, какие есть трудности. Возможно, от одного участия священника эти трудности уйдут.

     

    Иди и смотри

    Ещё одно направление, в котором мы работаем, — это семьи с детьми-инвалидами и страдающими тяжёлыми заболеваниями. Их не только я духовно окормляю. Мы со священниками города эти семьи территориально распределили между собой и периодически посещаем. У нас уже есть помощники — городская организация «Женщины за будущее», которую представляет депутат городского совета Ольга Ивановна Преображенская. Мы с ней познакомились и начали сотрудничать, чтобы оказывать духовную опеку тем, о ком многие забыли.

    С людьми, которые находятся в такой тяжёлой ситуации, нужно периодически хотя бы побеседовать, и им уже легче становится. Мы со многими подружились, всегда ждём встречи. В таких делах не надо никого чем-то особым стимулировать. Думаю, стимулирует Сам Господь.

    Ещё один важный момент в организации социального служения — смотреть по сторонам: кто вас окружает? Хочется, чтобы в храмах были молодые люди, чтобы мы могли их чему-то научить, предостеречь от ошибок, духовно обезопасить. Но нельзя забывать и о пожилых прихожанах, они тоже нуждаются в заботе. Обратить внимание, поздороваться, чем-то угостить — и человек уже счастлив. Сейчас столько одиноких людей! Дети уехали, родных нет, с соседями отношения не ладятся. Задача священника и об этих людях думать, замечать их, заботиться. Они, может быть, скажут, что им ничего не надо, но здесь уже задача пастыря — понять, как и чем помогать.

    Так что у нас получается так, что Господь приводит к нам людей, а нас — к людям. Думаю, это большая милость Божья.

     

    Рядом с теми, кто страдает

    Первое направление нашей работы — это внутриприходская деятельность, социальная забота о прихожанах. Второе — люди, которые случайно попали в беду, и им нужна экстренная помощь. Мимо нашего храма почему-то никто не проходит. Вроде и исполком рядом, а идут к нам.

    Третье направление — лечебные учреждения, в которых нужно быть ежедневно. Для священника это святая обязанность, которая поможет ему обрести бесценное сокровище — духовный опыт. Она даёт возможность самому потрудиться, чтобы ты не просто так рясу носил и ходил с важным видом, но научился жить по Евангелию. Это возможно, если будешь рядом с теми, кто страдает. Святитель Лука, мой любимый святой, говорил: перед врачом не должно быть пациента или медицинского случая, но всегда — живой страдающий человек, жаждущий помощи. Священник тоже в некотором смысле врач.

    Мы помогаем приюту для бездомных. Туда не только бездомные собираются, но полгорода ходит, потому что съесть раз в день тарелку горячего супа никому не будет лишним. Не могу сказать, что мы им помогаем постоянно, но по возможности отвозим одежду, готовим еду. Его посещают многие, но почему-то, когда встал вопрос об освящении, руководство позвало не протестантов, а нас.

    Следующее направление — забота о тех, кто больше всего в ней нуждается: больных с неизлечимыми и тяжёлыми заболеваниями и их семьях. Мы не ведём счёт тому, сколько чего им подарили, не заполняем никаких журналов, ведомостей. Не получается делать добро ради отчёта.

     

    Как не выгореть?

    Думаю, выгорание происходит в том случае, когда человек не видит плодов своих трудов. Бывает, что кто-то бьётся на каком-то послушании, а ему никто слова доброго не скажет. Так нельзя. Далеко не всех нужно кнутом стегать. Ведь, как правило, люди, которые идут помогать и служить, делают это не по принуждению и не ради денег.

    Ещё нужно чаще обращаться к Евангелию: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24:13). До конца, понимаете? Да и какое здесь терпение? Больной лежит — ты стоишь, он страдает — ты здоров. Когда человек болен, главное, в чём он нуждается, — чтобы с ним рядом был тот, кто поддержит.

    У каждого христианина есть святые, которых он почитает. Почему бы не попытаться быть на них похожим? Не для того, чтобы нам потом кто-то акафисты составлял, а чтобы просто пожить христианской жизнью. Очень важно периодически ставить себя на их место. Как бы в моём случае поступил cвятитель Лука? Он принимал в день по двести человек, делал по десять операций. Много лет его мучили в тюрьмах и лагерях, били, а он не отказывал в помощи даже палачам. Почему у него выгорания не было? Думаю, потому, что до последнего дня своей жизни он имел в сердце Христову любовь. Он был настоящим христианином.

    Почему мы не можем быть такими? Что нам мешает? У нас сейчас возможностей для этого ничуть не меньше. Тому, чтобы с любовью относиться к людям, помех никаких быть не может. Нужно просто подумать о тех, кто вчера ещё были такими же, как все, а сегодня мы пишем им акафисты, молимся, просим их помощи. Если мы научимся любить друг друга, то у нас не будет никакого выгорания.

     

    III. Как становятся приходскими соцработниками?

    О том, как она стала заниматься социальной работой на приходе и что конкретно делает, рассказывает Анна Александровна Носульская, куратор социального отдела храма Рождества Богородицы Горловки:

    Как руководитель воскресной школы стал соцработником

    По образованию я дошкольный педагог, воспитатель, практический психолог. В нынешнее время, помимо курирования социального отдела нашего храма, работаю воспитателем в детском саду.

    Соцработником нашего прихода я стала так. У меня была практика работы социальным педагогом и психологом в горловском общежитии для детей-сирот и лишённых родительской опеки «Обериг». Там проводятся различные занятия, есть социальные педагоги, психолог, ведётся работа по социализации молодёжи. Там я получила опыт, который пригодился мне в дальнейшем. В 2014 году мы с дочерью уехали отдыхать, но началась война, и я вынуждена была остаться на год в другом городе. Там работала психологом в школе. До войны я также руководила воскресной школой при храме Рождества Богородицы. Когда вернулась, штат школы был укомплектован, но требовался координатор социальной работы. В итоге этим занялась я.

     

    Помощь нуждающимся как образ жизни

    В нашем храме социальная работа велась всегда, это образ жизни общины. По сути, направления социального служения — это то, что составляет повседневную жизнь православного христианина: помощь больным, старикам, нуждающимся. Этим у нас занимается практически каждый прихожанин.

    Работа соцотдела организована следующим образом. Как и в любом другом храме, у нас есть свечная лавка и работающая там женщина. Часто информация о необходимой помощи приходит через неё. Например, был случай, когда одной из прихожанок была нужна кровать: её ограбили, вынесли из квартиры буквально всё. Когда мне об этом сообщили, я написала объявление в интернете с просьбой помочь. Нашли кровать — стали искать тех, кто мог её доставить. Кто-то из прихожан помогал с доставкой, кто-то пожертвовал постельное бельё и подушки. В итоге совместными усилиями проблему решили. Да, возможно, это мелочи, но из таких случаев состоит наша социальная работа.

    Ещё пример: у нас на приходе есть бабушка, которой 97 лет. Конечно же, в таком возрасте ей было очень трудно ходить в храм. Нашлись прихожане, которые взялись ей помогать: возили в храм, поддерживали во время богослужения. Есть более сложные ситуации: у нас на приходе есть женщина, ребёнок которой имеет тяжёлый диагноз. Когда они попали в реанимацию, нужны были доноры, специальное питание. Мы искали возможность помочь через интернет, собирали деньги, находили всё необходимое.

    Для того чтобы собрать более полную информацию о тех, кому нужна наша помощь, в храме установили специальный ящик для анкет. Бланки лежат рядом. Любой человек может заполнить их за себя или за знакомого, испытывающего какие-то проблемы. В анкете нужно указать имя нуждающегося, его контакты и потребности. Заполненные бланки опускают в ящик. Каждую неделю мы разбираем анкеты, находим отмеченных там людей и оказываем им помощь.

    В своё время отец Иоанн Дворянов объявил, что теперь при храме есть центр социальной помощи и человек, который координирует его. С тех пор вся информация о нуждающихся стекается ко мне. Люди знают, к кому обращаться. Я стала связующим звеном между теми, кому нужна помощь, и теми, кто может её оказать.

     

    Как диплом психолога помогает организовать работу соцотдела

    Одно из основных направлений нашей работы — это оказание помощи пожилым и больным людям. Мы ходим в магазины, убираем в квартирах, сопровождаем в различные инстанции, разговариваем. У меня образование психолога, поэтому стараюсь подбирать социальных работников к социальным клиентам. Например, молодых девушек стараюсь направлять к более спокойным и доброжелательным людям. Тех подопечных, у кого сложный характер или возрастная деменция, поддерживают более опытные прихожане.

    Обычно желающие помогать закрепляются за определёнными людьми, нуждающимися в помощи. Так работает и государственная социальная служба. Мы решили работать по этому принципу, потому что подопечным так комфортнее. Они любят, когда им помогают те, кого знают, к кому привыкли.

     

    В чём нуждаются подшефные?

    Общежитие для детей-сирот и лишённых родительской опеки «Обериг» уже многие годы находится под шефством нашего храма. Я проводила там уроки духовного воспитания и христианской этики, занятия по православному просвещению молодёжи. Им очень нравятся такие встречи, они с удовольствием приходят, ведут дискуссии. Наш настоятель, отец Иоанн, умеет найти к ним поход и донести на их уровне, что хорошо и что плохо. В «Обериге» его очень любят. Ещё там давала свои выступления воскресная школа нашего храма — мы стараемся и детей понемногу приобщать к социальному служению.

    Ещё один наш подшефный объект — это районный территориальный центр помощи пожилым людям. Мы посещаем их, привозим продукты, сладости, общаемся. Мы поддерживаем людей не только материально, но и психологически. Сейчас множество стариков нуждается в общении, утешении, радушии — причём даже те, у кого есть дети или родные.

    Также мы регулярно раздаём гуманитарную помощь. Ведём специальные журналы, где фиксируем нуждающихся. Приходится вести учёт, потому что ресурсы у нас не безграничные. Предлагаем людям приходить с определённой периодичностью. Журналы помогают учитывать, какая помощь оказана, в чём ещё человек нуждается.

     

    Как уберечься от выгорания?

    Есть такое явление, как эмоциональное выгорание. Социальные работники и в целом добровольцы ему очень часто подвержены. Особенность социального служения в том, что зачастую мы имеем дело с людьми, которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации. Человеку свойственна эмпатия, то есть способность сочувствовать эмоциям другого. Тем более это присуще православному христианину. Однако, постоянно сталкиваясь с чужим несчастьем, человек может сломаться. Мы даже планируем провести семинар по профилактике эмоционального выгорания среди соцработников.

    Как такая профилактика может осуществляться практически? Каждый человек должен находить свои ресурсы, подпитываться чем-то хорошим, находить то, что ему нравится. У православного христианина это посещение храма, молитва, общение с единомышленниками, но важна и эмоциональная подпитка: кто-то любит бывать на природе, кто-то — общаться. Я, например, подпитываюсь в работе с детьми. Они приносят мне радость.

     

     

    Спасти себя, помогая другим

    Сейчас люди часто пребывают в депрессивном настроении — даже те, у кого есть всё, причём с избытком. В погоне за удовольствием они начинают увеличивать его дозу, и конечная точка — это алкоголизм, наркомания, полная пресыщенность. Человек доходит до стадии, когда ничто не радует. Порой это даже приводит к самоубийству.

    Выход, на мой взгляд, — в оказании помощи другим людям. Помогая, человек испытывает совершенно особую радость, понимает, что не зря живёт, может быть полезным. Происходит осознание собственной ценности.

    Хотелось бы сказать людям, которые ещё не начали кому-то помогать: попробуйте! Это принесёт вам особую радость. Если разделить любовь и радость с другими, она не уменьшается, а увеличивается.

    Как психолог, я провожу при храме бесплатные консультации. Если кому-то нужна помощь и поддержка, рада её оказать. Каждое воскресенье после утреннего богослужения я работаю в социальном центре. Можно прийти, поговорить. С какой бы проблемой вы ни столкнулись — мы постараемся помочь.

     

    Источник: Горловская и Славянская епархия

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *