• Как бороться с властью смартфона над умами детей?

    Об этом нам рассказали доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, директор Фонда Развития Интернет Галина Солдатова и аспирантка факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, психолог Фонда Развития Интернет Алина Ярмина.

    Цифровые аборигены

    Поколение детей, выросших в эпоху интернета, в начале нового тысячелетия стали называть «цифровыми аборигенами». Этот термин впервые ввел Макс Пренски в 2001 году. Согласно его теории, «цифровые аборигены» — это люди, рожденные во время цифровой революции. Современные дети, в отличие от взрослых — «цифровых иммигрантов», чувствуют себя с техникой и интернетом на «ты». Исследователи отмечают: эти дети другие. Мы учились читать по книжке-букварю, а они учат буквы при помощи приложений на смартфоне; мы смотрели мультики, которые в определенное время показывали по телевизору, а они могут посмотреть их не только когда им захочется, но и в самых разных местах — в машине, в самолете, на детской площадке или у друга. Интернет открыл новые возможности не только взрослым, но и детям. В современной России наблюдается большой цифровой разрыв между поколениями — и чем старше поколение, тем этот разрыв сильнее.

    Современный человек не выходит из квартиры без личных устройств — смартфона, планшета или ноутбука. Дети здесь не исключение. Онлайн-опрос «Юный интернет-пользователь», проведенный Фондом Развития Интернет в конце 2014 года, в ходе которого было опрошено около 13, 5 тысяч школьников в возрасте от 6 до 17 лет, показал: 84% учащихся ежедневно выходят в интернет, причем примерно треть детей находится в интернете свыше 4 часов. Данные исследования говорят также о том, что три четверти всех опрошенных школьников научились пользоваться интернетом самостоятельно и считают себя уверенными пользователями.

    Интенсивность использования интернета подростками постепенно растет. Девочки пользуются интернетом так же часто, как и мальчики. С возрастом частота использования интернета подростками увеличивается, достигая максимума у 17-летних юношей, среди которых каждый день в интернет выходят 96 %. Одна из причин этого — постепенное сокращение ограничений на частоту и продолжительность использования интернета со стороны родителей.

    В США ежедневно выходит в сеть каждый четвертый ребенок 3 лет, каждый второй ребенок 5 лет и 70 % школьников 8 лет.
    Высокая интенсивность использования интернета подростками подкрепляется наличием у них персональных компьютеров и гаджетов. Согласно упомянутому онлайн-опросу, около 56% подростков пользуются своими компьютерами или ноутбуками, а 60% опрошенных сказали, что имеют дополнительный или основной доступ в интернет через смартфоны (34% — через планшеты). Учитывая применение только мобильных телефонов и смартфонов, мобильным интернетом сегодня пользуется практически каждый второй ребенок.

    Сейчас можно увидеть малыша на детской площадке или в коляске, который, едва начав говорить, использует планшет или смартфон одного из родителей для просмотра мультиков или сказок. Взрывной рост числа маленьких интернет-пользователей напрямую связан с появлением планшетов и смартфонов — устройств с сенсорными экранами.

    На сегодняшний день существует большое количество приложений, разработанных специально для маленьких детей. Большинство дошкольников умеет самостоятельно использовать тачскрин (touch screen) и включать любимые приложения, выходить в сеть, а возраст приобщения к интернету становится все меньше. Если дети еще не умеют писать и читать, иконка с персонажем помогает найти им любимую игру. Согласно результатам опроса дошкольников, проведенного Фондом Развития Интернет в 2014 году, только 20% детей используют для выхода в интернет браузер — остальные используют для выхода иконки приложений App Store, Google Play и Youtube.

    В Голландии опрос 575 родителей показал, что у детей 3-6 лет планшеты пользуются большой популярностью: малыши овладевают устройствами с тачскринами легче, чем традиционными ПК с клавиатурой и мышью. При этом только 7% опрошенных родителей сказали, что у них есть планшет, а 11% — что собираются приобрести его в ближайший год. В Британии среди 3-4 летних детей треть выходит в интернет при помощи обычного компьютера, ноутбука или нетбука, а 6% — используя планшет.

    Гаджетомания или интернет-увлеченность?

    Взрослые — учителя, родители, бабушки и дедушки — в один голос твердят, что современное поколение одержимо гаджетами. Если это так, то что же такого привлекательного в этих электронных устройствах — планшетах, смартфонах, ноутбуках, игровых консолях?

    Нужно учесть тот факт, что подростки увлечены не самими гаджетами. Гаджет — средство, при помощи которого ребенок осваивает разные формы активности, будь то игровая, учебная или коммуникационная активность. Увлеченность гаджетами, как и увлеченность интернетом — комплексная проблема, где первое тесно связано со вторым. Дети используют сложную комбинацию из смартфонов, планшетов, ноутбуков, ПК и игровых консолей, чтобы выходить онлайн, в зависимости от целей и ситуаций, причем иногда они используют несколько устройств одновременно.

    Как и в реальной жизни, подросток в сети сталкивается со множеством проблем, в силу чего интернет легко превращается в еще один значимый источник стрессов. Новая социальная ситуация несет с собой новые риски, в том числе и риск чрезмерной увлеченности интернетом, то есть появления интернет-зависимости.

    Что такое интернет-зависимость?

    Интернет-зависимость — термин, применяемый для описания непреодолимой, навязчивой тяги к чрезмерному использованию интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видеоиграми, навязчивой потребности к общению в чатах и социальных сетях, круглосуточного просмотра фильмов и сериалов в сети.

    Признаки интернет-зависимости:

    • Нежелание отвлечься от работы в интернете
    • Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях
    • Склонность забывать, находясь в интернете, о важных физиологических потребностях и личных делах
    • Навязчивые размышления об интернете
    • Постоянно увеличивающееся время нахождения в интернете
    • Готовность тратить все больше денег для работы в интернете
    • Склонность врать, преуменьшая время работы в интернете

    Как справиться с чрезмерной увлеченностью интернетом?

    Памятка для родителей

    1. Проявите обеспокоенность. Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: «я переживаю, что ты редко видишься с друзьями», «я беспокоюсь, что ты не высыпаешься»).
    2. Попытайтесь найти причину чрезмерной увлеченности интернетом. В сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть.
    3. Используйте внешние средства контроля за временем. Если ребенок теряет счет времени в сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в интернете и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).
    4. Обратитесь за помощью к профессионалам. В основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость — сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для точной диагностики и корректного лечения необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту.

    Новые возможности — новые риски

    Большой интерес детей к интернету и их увлеченность информационными технологиями не избавляет их от столкновения с онлайн-рисками. Помимо интернет-зависимости существуют и другие виды рисков, с которыми ребенок может столкнуться в сети.

    Фондом Развития Интернет была создана классификация онлайн-рисков. Это контентные риски: порнография, ненавистнический контент, информация, связанная с наркотиками и суицидом. По статистике, с таким контентом сталкивается каждый второй ребенок. Это коммуникационные риски: в интернете детей подстерегают такие опасности, как кибербуллинг (травля и запугивание в сети), встречи с незнакомцами, нередко — сексуальные домогательства. Наконец, это риски, связанные с потреблением, и технические риски.

    Как защитить ребёнка от онлайн-рисков?

    1. Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать его, а помочь. В этом случае он сможет вам довериться.
    2. Установите правила пользования интернетом. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в интернете?
    3. Информируйте. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в сети. Точная и достоверная информация — лучшее средство от онлайн-рисков.
    4. Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве. Искренне интересуйтесь активностью ребенка в интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он «обитает».
    5. Расскажите о нормах онлайн-этикета. Как и в реальной жизни, в интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в сети — иллюзия и любое действие навсегда оставляет свой след.
    6. Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему о средствах защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
    7. Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребёнок столкнётся с проблемой в сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или ко взрослому, которому он доверяет.
    8. Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.

    Помните: вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам!

    Линия помощи «Дети онлайн» — 8 800 25 000 15 — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. Профессиональную психологическую и информационную поддержку на линии оказывают психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
    Звонки на линию бесплатные и принимаются по рабочим дням с 9 до 18 часов (по московскому времени).

    Комментарий Дениса Давыдова, председателя правления Лиги безопасного интернета:
    Интернет — это данность, он существует и будет существовать. Интернет не исчезнет, и его роль в нашей жизни, думаю, будет только усиливаться. Поэтому необходимо говорить о том, как минимизировать негативное влияние интернета, а оно, безусловно, есть, и ему, в первую очередь, подвержена самая незащищенная часть интернет-аудитории — дети и подростки.

    Я говорю о незаконном контенте, который, к сожалению, присутствует в сети: реклама наркотиков и алкоголя, пропаганда суицида, сцены насилия и жестокости, порнография, в том числе детская, недвусмысленные предложения и провокации со стороны взрослых «друзей-извращенцев» и т.д. — незаконная информация, которая может нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей. Причем ребенку совершенно не обязательно сидеть и специально выискивать эту информацию. Она сама его найдет.

    Для того чтобы этого не происходило, вовсе не нужно стоять над душой у ребенка, когда он сидит за компьютером, или, например, совсем запрещать ему пользоваться интернетом. Родителям достаточно установить на домашних компьютерах так называемый «родительский контроль». Это специальные фильтры, которые любой родитель может подключить у своего оператора связи, либо воспользоваться аналогичным бесплатным фильтром от Лиги безопасного интернета (www.ligainternet.ru/proxy/).

    Такие фильтры блокируют доступ на сайты с опасным контентом, при этом сайты с полезной познавательной и обучающей информацией остаются в свободном доступе. Подобные фильтры в обязательном порядке установлены на всех компьютерах в школах. К сожалению, пока только 5% российских родителей используют фильтры как средство контроля над домашним интернетом.

    Для того чтобы ребенок не проводил за компьютером слишком много времени и не стал от него зависимым, как многодетный отец могу посоветовать только одно: уделять своим детям больше внимания, общаться с ними, придумывать совместные развлечения, больше бывать на улице, в конце концов, книжки вместе читать. Однако будем честны: зачастую родители только рады, если ребенок часами пропадает в виртуальном мире и не претендует на их внимание. Необходимо помнить, что такая стратегия воспитания имеет свои весьма негативные последствия.

    В соцсети «ВКонтакте» распространяются тысячи сообщений с антироссийской пропагандой, вербовкой ИГИЛ и другой опасной информацией.

    Созданное Лигой безопасного интернета общественное движение «Кибердружина» совместно с системой мониторинга социальных сетей «МедиаТренд» изучили российскую соцсеть «ВКонтакте» на наличие в ней явных угроз безопасности как отдельных пользователей, так и страны в целом. В результате были обнаружены десятки тысяч сообщений, содержащих антироссийскую пропаганду, пропаганду деятельности террористической группировки ИГИЛ, призывы к так называемому зацепингу и пр.


    В июле 2015 года во «ВКонтакте» было обнаружено 23 тысячи сообщений с упоминанием слова «Рашка» в различных вариациях и с ярко выраженным антироссийским смыслом. Наиболее активно негативную информацию распространяет уже сложившаяся группа из нескольких десятков фейковых аккаунтов. Лидер группы распространил 115 подобных сообщений за месяц.

    Другой потенциально опасной информацией, распространяемой среди пользователей «ВКонтакте», является пропаганда деятельности террористической группировки ИГИЛ.

    В ходе исследования было обнаружено несколько десятков сообщений, содержащих оправдание и героизацию деятельности ИГИЛ. Сообщения распространяются «фейковыми» аккаунтами как на своих страницах, так и в комментариях на страницах других пользователей и сообществ. У наиболее активных «фейковых» аккаунтов сотни подписчиков, которые видят публикуемую ими информацию и могут попасть под ее негативное влияние.

    Сообщения в сообществе носят явно экстремистский характер: «Завтра идем стрелять по неверным», «Ты тот самый смертник в самолете, даже небо и Аллах завидуют тебе», «Подписался — неверный взорвался» и т.п.

    В ходе исследования было выявлено большое количество сообщений о так называемом зацепинге — смертельно опасном явлении, предусматривающем передвижение на транспортных средствах снаружи, например, на крыше поезда. В социальной сети существуют сообщества по зацепингу. В некоторых из них число подписчиков превышает тысячу человек. Группы открытые, то есть размещенную в них информацию может увидеть любой пользователь. В таких группах публикуются советы по зацепингу, видео с зацепом, призывы пробовать зацепинг. Среди пользователей «ВКонтакте» обнаружены сотни зацеперов, которые размещают аналогичную информацию на своих страницах, среди своих подписчиков, оставляют пропагандирующие комментарии на страницах других пользователей или в группах: «Забей на деньги на электричку. Знаешь что такое зацепинг? Если нет, узнай и попробуй».

    О «Кибердружине»
    Региональное общественное движение «Кибердружина» объединяет более 20 000 волонтеров со всей России, а также из стран СНГ, Восточной и Западной Европы. Дружинники активно способствуют удалению опасного контента из сети интернет, а также помогают правоохранительным органам выявлять и привлекать к уголовной ответственности лиц, совершающих преступления в виртуальной среде.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *