• Верующие полагают атеистов безнравственными людьми. Понятно, что атеисты бывают разные, и если сравнивать беспристрастно, то еще вопрос, кто кого обгонит по шкале нравственности, но психология рассуждений тут понятна: коль скоро Бог для верующего суть источник нравственного закона, то человек, который не верит в Бога, не боится этот самый закон нарушать.

    Однако, как ни странно, похожий перекос есть и в мыслях самих атеистов – если атеиста спросить про какого-нибудь страшного преступника, верит ли он в Бога, то атеист ответит, что, скорее всего, нет. Уилл Жервей (Will M. Gervais) из Университета Кентукки и его коллеги из Финляндии, Австралии, Гонконга и еще ряда стран опросили свыше 3 000 людей по всему миру, предлагая им всем один и тот же вымышленный сюжет: некий человек, мучавший в детстве животных, превратился со временем в серийного убийцу, убившего пять человек. Кем он мог быть? Варианты ответов предлагали следующие:

    – он работал учителем или он работал учителем и при этом был верующим;
    – либо же он работал учителем или он работал учителем и был неверующим.

    Для ответа требовалось выбрать что-то одно из той или другой пары.

    Очевидно, что логически наиболее правильным ответом и в том, и в другом случае был бы просто «учитель» – потому что в просто «учителе» меньше специфики; выбирая такой ответ, мы меньше рискуем ошибиться, нежели выбирая «учителя с верой в бога», «учителя с синими глазами» или «учителя с аллергией на орехи».

    Однако, как пишут авторы работы в Nature Human Behaviour, добавочная информация о религиозных предпочтениях учителя-маньяка подавляла логическое мышление, причем особенно силен перекос был именно в случае неверующего учителя.

    Если в паре «учитель / верующий учитель» в пользу верующего высказывались 30% опрошенных, то в паре «учитель / неверующий учитель» в пользу неверующего высказывались уже 58% – почти вдвое больше.

    Но самое любопытное оказалось в другом. Когда исследователи попробовали проанализировать, как решают задачу с учителем верующие и атеисты, то перекос в пользу неверующего учителя-маньяка продемонстрировали и те, и другие.

    В случае с верующими, как мы понимаем, это не так удивительно, но вот, например, среди атеистов только 38% посчитали убийцу верующим, и целых 52% – неверующим. И даже когда самих атеистов попытались разделить на «более неверующих» и «менее неверующих», то и среди самых-самых неверующих, чья вера в какое угодно божество равнялась нулю, 61% все равно оценили маньяка как неверующего (с другой стороны, 50% абсолютных атеистов оценили его как верующего).

    Более того, такой психологический перекос происходил независимо от того, в какой стране проводили опрос: доминирующей религией могло быть христианство, буддизм, ислам, индуизм, либо же общество могло быть вообще почти полностью секуляризовано – везде преступник из психологического теста оказывался преимущественно неверующим, и везде атеисты не любили атеистов. И это, конечно, лишнее доказательство того, сколь большую роль играет религия в нашей жизни.

     

    Автор: Кирилл Стасевич

    Источник

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *