Источник: Портал "Православная жизнь"

Благовещение в этом году пришлось на Великую субботу — 7 апреля. Вспомним, чему нас учит этот праздник и почему жизнь Богородицы является примером для всех нас. 

Дева Мария – это не только Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, не только образ с древних икон, но и реальный живой человек: дышавший, вкушавший пищу, радовавшийся и страдавший, плакавший и смеявшийся.

Благовещение

В чем Ее духовный подвиг?

Почему именно Она стала Богородицей,  Матерью Бога – Девой, Способной вместить в Себе огнь поядающий – Самого Господа? Что позволило Ей максимально по сравнению с остальными людьми приблизиться к Богу?

Ответ очевиден и прост – смирение. Смирение как основная добродетель, соделывающая человека богоподобным. Разберем с Божьей помощью подвиг смирения Пресвятой Богородицы на примере Благовещения. Напомним, что эта история помещена в Священном Писании Нового Завета в Евангелии от Луки (см. Лк. 1:26–38).

По церковному преданию, в момент появления перед Пречистой святого Архангела-благовестника Гавриила Дева Мария читала стих из Книги пророка Исаии:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

В переводе с еврейского языка имя Еммануил обозначает «С нами Бог», т. е. пророк прямо говорит о том, что Дева родит Бога. Когда Пресвятая Богородица прочитала это место, то подумала о том, как хорошо бы Ей быть рабыней или служанкой этой великой Девы и таким образом послужить Самому Богу. У Нее даже и в мыслях не было, что это Она – избранная Дева. Нет. Она думала только лишь о том, как услужить этой великой Деве вплоть до мытья полов и стирки и прочего, так велика в Ней были жертвенная отдающая Себя до конца без остатка любовь к Богу. И именно в данный момент Пречистой является святой Архангел Гавриил и объявляет Ей, что Она эта избранная Дева.

В момент величайшего Ее жертвенного смирения снисходит на Нее величайшая Божья благодать. Не это ли урок для всех нас?! Ведь часто человек, наоборот, пытается не унизить себя, но возвысить, и таким образом его душа несчастная наполняется не Богом, но собой и все нарастающим страданием от этого искажения.

Что же такое смирение?  Святые отцы определяют его из двух составляющих – волевых усилий человека, созидающих душу в двух направлениях. Первое – почитание себя хуже других. И второе – приписывание своих достижений, добрых дел, внутренних и внешних побед не себе, но единственно Богу.

Эти два волевых направления и соответствие жизни нашего внутреннего мира им и являются датчиками для нас, которые показывают, удаляемся ли мы от смирения как единственной двери, через которую входит человек в дом Божий, или приближаемся к нему.

История Благовещения Пресвятой Богородицы

Святой Архангел Гавриил говорит Деве Марии совершенно, казалось бы, фантастическую историю о том, что Она должна зачать во чреве от Духа Святого и родить Сына – Иисуса (в переводе с еврейского «Спаситель») и остаться при этом Девой и по рождении. Вспомним почти параллельную историю с великим пророком, ученым-богословом и отцом святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Захарией. Ему также явился святой Архангел Гавриил (см. Лк. 1:5–25), объявив волю Божию о рождении Иоанна.

Великий ученый и святой не поверил словам Архангела, за что и был наказан немотой, разрешившейся только с исповеданием его веры после рождества Иоаннова (см. Лк. 1:57–80). Но Дева Мария своей простой почти детской верой принимает волю Божию безоговорочно, ничуть не колеблясь в ней. Она говорит:

«Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Какое святое детство! Какая святая наивность и простота! Какая пронзительная чистота и бесхитростность, и послушание со смирением в этом «Се, Раба Господня: да будет Мне по слову твоему»!

И как часто нам не хватает этого в жизни – искреннего убеждения сердец наших, состоящего в радостном трепетном и добровольном подчинении воле Божией:

«Се, раб Господень: да будет мне по слову Твоему, Боже! Во всем, во всем, что Ты мне даруешь в жизни».

И когда в сердце человека поселится это добровольное рабство Богу, он получит, как ни парадоксально это звучит, величающую свободу в союзе с Всевышним. И усилие смирения в нем самом откроет в сердце и душе дверь для того, чтобы на него излились множественные и благодатные Дары Святого Духа!

Пресвятая Богородице, спаси нас!

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту