• В чём отличие православной психологии от мирской? Что такое агиодрама и библиодрама? Можно ли человеку изображать святого? Как помогают Жития святых?

    Особенности православной психологии

    Основное отличие православной психологии от мирской заключается в том, что центром  Вселенной она видит Бога, а не человека. Источником духовных скорбей индивидуума  являются: нарушение Заповедей, нехристианское отношение к окружающим, быту, чувствам своим и чужим.

    Другие особенности:

    • Православная психология признаёт существование вечной души, а не только бренного тела.
    • Видит в каждом Образ Божий и возможность очиститься от грехов посредством покаяния.
    • Допускает существование ангелов и демонов, которые способны влиять на сознание человека.
    • Является помощницей Церкви в деле спасения людей, ценит молитву и Таинства.
    • Разрешает внутренние конфликты путём обращения человека к Богу.

    Христианский подход к психологическим проблемам не лелеет гордыню, не оправдывает блуд, не учит обману и самообману. Но призывает к чистоте, искренности, милосердию. Праведность возвращает душевное равновесие страждущим людям. Ибо сказал Христос:

    «Я есмь путь, истина и жизнь».

    Агиодрама – новая методика

    Агиодрама (от. греч. «ἅγιος» – святой и «δρᾶμα» – действие) – это психотерапевтическая методика, использующая в качестве основного инструмента психодраматическую постановку жизненного пути и духовного подвига христианских святых.

    Леонид Огороднов

    Создана в 2010 году. 15 октября 2015 признана Профессиональной психотерапевтической лигой в качестве авторской методики, разработанной российским психологом, членом Британского психодраматического сообщества Леонидом Огородновым.

    Агиодраме родственна психодрама – театрализованное проигрывание жизненных ситуаций, где пациент изображает сам себя. Психодрама помогает увидеть новые аспекты внутренних проблем и найти их решение.

    В агиодраме, в отличие от психодрамы, человек играет не самого себя, но роль святого, который ему близок, или в честь которого он крещён. 

    Порой агиодрама использует библейские сюжеты и тогда её называют библиодрамой.

    Из блога Леонида Огороднова:

    «Прародителем библиодрамы можно считать литургическую (9-10 век, Франция) и полулитургическую (12 век) драму, позже (14 век) – мистерии. Литургическая драма – это инсценировка библейских событий священниками во время литургии. Полулитургическая драма – то же самое, но актерами являются уже не клирики, а миряне, и исполнялась такая драма на паперти. Мистерии – это уже длительная, иногда многодневная постановка библейских сюжетов, перемежающаяся разыгрыванием бытовых сцен. У славян был вертепный (на Рождество) театр.

    Истоки агиодрамы смело можно искать в мираклях – полулитургических драмах, сюжетом которых являлось не библейское повествование, а жития святых».

    Сюжеты агиодрамы

    Картина “Юродивый Василий Блаженный”

    Вообразить себя мучеником, юродивым, постником всего на полчаса – подход дерзкий.

    А не кощунство ли это? Но вспомним, множество святых до своего обращения ко Христу вели обычную, а порой и грешную жизни. Были среди них не только рождённые в благочестивых семьях и с юных лет вступившие под кров Церкви. Но и блудницы, разбойники, убийцы. Однажды каждый из этих людей услышал призыв Господа: «Следуй за мной!», опомнился и сумел стать праведником. Возможно, образы святых способны изменить наших современников, осмелившихся играть их роль. Однако никто не изображает самого Господа и это правильно.

    Агиодрама – только отчасти явление христианской психологии, поскольку порой в её сценках участвуют люди нерелигиозные, для которых происходящее – только миф. Но с другой стороны, сами сюжеты диктуют христианское восприятие ситуаций и делают агиодраму формой современной проповеди.

    Сам автор, судя по его публикациям, человек православный. Вот что пишет Леонид Огороднов о своём детище:

    «Люди, пришедшие на агиодраму, могут придерживаться самых разных взглядов на религию, могут принадлежать к различным вероисповеданиям, конфессиям или деноминациям. Однако эти люди пришли именно на работу, использующую в качестве основного инструмента постановку жития святого. Отсюда следует первое специфически агиодраматическое правило: человек, заявляющий о своем желании участвовать в группе, а тем более – быть протагонистом, должен определить для себя, может ли он взять роль святого, то есть человека, исповедующего православную веру.

    Правило принятия ролей не означает, что человек должен отказаться от своих взглядов и принять Православие. Оглашение этого правила нужно затем, чтобы предупредить участников о том, что в процессе действия может возникнуть конфликт ценностей.

    Приведу пример. Если житие святого относится к периоду после Второго Вселенского Собора (381 год), то это означает, что святой не мог быть канонизирован, если он не разделял Никео-Константинопольский Символ веры:

    Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живых и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.

    Соответственно, человек, исполняющий роль святого, должен быть готов без внутреннего сопротивления прочитать этот Символ».

    Какие сюжеты уже использовались в постановках агиодрамы Леонидом Огородновым? Уже несколько десятков, вот некоторые из них:

    Обращение Апостола Павла ко Христу

    Особое место в этой постановке занимают два эпизода: Глас Божий и ослепление/прозрение. Изображая события, участники проецировали их на свою жизнь и делали выводы. Одна из участниц, Ольга, рассказывает: 

    «Конечно, самый яркий, в прямом и переносном смысле момент – это явление Савлу Света Господня. Момент физического ослепления…  Мое глубинное понимание ослепления таково, что нужно было остановить эту активную деятельность, под которой скрываются уже сомнения в том, что иудеи правы. Есть внутренний конфликт, когда человек чувствует одновременно и свою правоту, и сомнения. Тогда внешняя деятельность замещает внутреннюю, необходимую для осознания конфликта. И эту внешнюю деятельность остановило ослепление. Оно было необходимо для того, чтобы конфликт был осознан.

    На вопрос психолога, что это ослепление значит лично для неё, Ольга отвечает: 

    Есть опасность, соблазн увлечься чем-нибудь, какой-то деятельностью, когда ты перестаешь чувствовать происходящее вокруг и действуешь по привычке, по инерции. Дело становится косным, и от него трудно отказаться: я это знаю, я это умею, поэтому я буду это делать. А жизненная ситуация требует гибкости, которая невозможна, если сердцем не чувствовать Божью волю и изменение ситуации».

    Агиодрама о Параскеве Римской

    Сравнение целомудренной жизни святых с собственной грешной жизнью вызывает сильные чувства у современных людей.В ходе постановки сюжета произошла впечатляющая сцена. Одна из участниц призналась, что не может подойти к девушке, изображающей святую. На совет разобраться в себе и признаться, что её смущает, участница разрыдалась и призналась, что сделала аборт. И более того, даже сейчас стыдится своего покойного ребёнка. Она одновременно блудила с несколькими мужчинами и не знала, от кого зачала.  Продолжая считать несчастное чадо своим позором, она вновь и вновь предавала и убивала его. Обсуждение случившегося помогло ей поменять отношение к ребёнку и полностью раскаяться.

    Агиодрама о Петре и Февронии

    Житие этой супружеской пары отражает три уровня отношений между мужчиной и женщиной – психологический, социальный и трансцендентный. Многие люди могут увидеть в этой истории что-то близкое себе. Поначалу там был и обман – со стороны Петра, который за исцеление пообещал жениться на Февронии, но не сразу выполнил своё обещание. И неприятие простолюдинки Февронии боярским окружением Петра. Испытания мудрости Февронии. И укор тем, кто поддаётся искушениям. И главный мотив – верности до смерти и даже посмертной.

    Картина “Петр и Феврония”

    Один из участников постановки говорит о своих впечатлениях: «Они, Пётр и Феврония,  доверились Богу. Это – самое главное. И еще тут про Путь. Они так решили. Кто бы из них ни принимал решение, но все это исходило из выбранного ими обоими пути. В наше время люди очень много решают: это не мое, перейду на другой путь. И этим лишают себя ценности глубокого и сильного познания хотя бы одного пути, хотя бы одного человека, который рядом. Столкнувшись с трудностью, тут же перескакивают на другой путь. Разводятся, женятся снова. И так никогда и не находят удовлетворения. Но человек, который рядом, Богом данный, это само по себе огромная ценность. Именно он. Потому что, как сказала Феврония, как вода одинакова с обеих сторон лодки, так и женское (думаю, и мужское) естество. То, что меня не устраивает в том, который рядом, это то, что меня не устраивает в себе. Он имеет право быть каким угодно. И чем более он отличен от меня, тем ценнее для меня возможность познания. Познания себя, Бога и Мира. Острые углы, на которые я натыкаюсь в Богом данных отношениях, это острые углы моей собственной личности. Важно не уходить и переделывать другого, а принимать. В этом тоже принятие Бога».

    Так люди учатся правильному отношению к собственному браку.

    Агиодрама «Святитель Василий Великий распутывает козни отца лжи»

    Икона свт Василия Великого

    Постановка помогает людям бороться с манипуляциями в своей жизни, отделять правду от фальши, правильно видеть ситуацию. Дьявол символизирует в агиодраме именно манипулятора, который пытается лукавством и угрозами погубить молодого человека. Речь идёт о ситуации, когда юноша, чтобы завоевать девушку, продаёт душу дьяволу. На девушке влюблённый женится, но она, благочестивая христианка, узнаёт о его договоре с нечистым и взывает о помощи к Василию Великому. Тот разоблачает дьявола, заявившего, что юноше ничто не поможет, и уничтожает злосчастный договор.

    «Цель манипулятора – усугубление реальной вины, отвращение от покаяния.  Способ противодействия – осознание реального греха и покаяние. Применяя эти «тезисы» в различных сочетаниях, дьявол  добивается своей цели в том, что доводит молодого человека до отчаяния. Но любящая жена (совесть) и мудрый пастырь (разум) разрушают его манипулятивную систему», –

    поясняет психолог.

    «Беззаконие мое я сознал и греха моего не скрыл, сказал: «исповедуюсь Господу в беззаконии моем», и Ты простил нечестие сердца моего –

    (Пс. 31:5).

    Среди публикаций Леонида Огороднова – увлекательные и содержательные рассказы о постановках:

    •  «Встреча Павла Фивейского и Антония Великого»: смирение гордыни;
    •  «Леонид Устьнедумский»: преодоление сомнений;
    •  «Блаж. Симеон Эмесский»: принятие решения о монашеском постриге;
    •  «Симеон Юродивый»: тайное подвижничество.
    • Библейские сюжеты о входе Господнем в Иерусалим, предательстве Иуды и отречении Петра. И многие другие.

    Агиодрамы о мучениках учат твёрдости и упованию на Бога. Психолог отмечает, что, с одной стороны, первые христиане чтили мучеников и на их гробах служили Литургию, с другой не одобряли добровольное мученичество, в котором видели гордыню. А если были сомнения в твердости арестованного христианина, община могла его выкупить. Эта возможность используется при постановке агиодрамы, если налицо неразрешенный внутренний конфликт участника.

    Размышления о смыслах агиодрамы привели меня к идее: почему бы просто не вспомнить святых, особенно дорогих нам, и представить себя на их месте? Чему нас научит глубокое, вдумчивое вхождение в роль этих великих праведников? Наверное, увидим свою жизнь по-новому и сделаем глубокие выводы. Мне кажется, это будет ценный опыт, уважаемые читатели.

    Плюсы и минусы агиодрамы

    Выше мы рассмотрели примеры использования агиодрамы для помощи людям. У этой методики, несомненно, есть плюсы.

    • Люди знакомятся с Житиями святых. Невоцерковлённых это может привлечь к дальнейшему изучению Православия, а также к крещению или возвращению в лоно Церкви.
    • Происходит глубокое осмысление понятия истинной праведности, величия души.
    • Люди осознают свои недостатки и грехи, которых ранее не замечали.
    • Самопознание, модное ныне, реализация и духовный рост начинают рассматриваться в религиозном ключе.
    Театрализованное шествие в Британии на Страстную пятницу

    Но есть и минусы.

    • Существует соблазн увидеть в агиодраме сказку, развлечение для взрослых. Отыграл и забыл.
    • Использование Жития для понимания бытовых неурядиц и только – поверхностный подход.
    • Для того, чтобы выявленные недостатки и грехи более не тяготили, следует покаяться как верующие люди. Но так поступят не все.
    • Агиодрама не заменяет церковных Таинств! – напоминает сам автор методики.

    Тем не менее, можно радоваться развитию христианской психологии, которая в наши дни находит всё больше сторонников. Она рассматривает личность не только в свете научных концепций, но делает акцент на деятельном присутствии Бога в нашем мире. Помогает найти полноту счастья в добродетелях и любви к ближним.

    Агиодрама – как одна из ступеней, ведущих в Храм, несомненно принесёт пользу тем, кто серьёзно намерен изменить свою жизнь.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *