• За каждое праздное слово в день Страшного Суда христиане дадут ответ перед Богом. В первую очередь – за произнесение Его имени всуе – понапрасну. Разбираемся в сути третьей Синайской заповеди и понятии Логос.

    Дар слова – Логос

    «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»

    (Исх. 20:7)

    Всевышний предупредил Моисея о том, что человеку стоит правильно распоряжаться возможностью обращаться к Богу. Слово имеет поразительную способность формировать в нашем сознании образ, фокусировать нас на нем и направлять к нему внутреннюю энергию, вызывает определенное состояние и создает настроение.

    По-гречески «слово» звучит как «логос», и в этом термине раскрывается во всей многозначности. Логосом называли не само только сложенное из букв или звуков обозначение предмета, действия или свойства, но и закономерность мира, глубину бытия. Отсюда и слово «логика».

    В Священном Писании мы уже в первых строчках Евангелия от Иоанна Логосом или, Словом, именуется Иисус Христос. Богочеловеческую Сущность можно понимать как фундаментальную закономерность существования мира, ответ на вопросы, Смысл для людей. И этот смысл выражается в Слове – воплотившемся в земном мире Боге, Который, используя язык человека, сообщает действительно важные истины.

    Значит, подлинный смысл, и все слова, имеющий для человечества настоящий смысл, заключены во всем, что касается Бога. Все временное, что люди не смогут забрать с собой в вечность, представляет второстепенное, напрасное значение. В том числе и изрекаемые слова. Напрасно – это промах мимо цели, грех, ошибка, заблуждение. Потому как смысл заключен только в Боге.

    Слово генерируется в человеческом разуме, а причиной высказывания, даже произнесенного про себя, является посыл души. Мы можем наделить одно и то же слово положительной, отрицательной или нейтральной окраской. Энергией выданное в пространство слово наделяет сам человек. Бывает и наоборот. Сказанное или услышанное слово проникает в наш разум и формирует наш внутренний настрой. Слово обладает мистическим свойством, поскольку за ним стоит тайна творчества, созданная Богом.

    слово логос
    Современная скульпутра, изображающая человека, состоящего из букв, слов

    Если за словом не стоит смысла (то есть Бога), значит, человек совершает промах, и его слова оказываются в зоне празднословия. То есть он говорит напрасные вещи, от которых нет толку. Нет пользы своей душе, ближнему, другим людям. Дар слова, которое должно животворить и сеять добро, человеком разбазаривается. Профанируется сам дар речи не просто как звукоизвлечения, но как способа соработничества в Божественном творчестве.

    Имена Бога

    У Бога много имен. Имя не является Богом, но в понимании людей отражает Божественные Сущности, Ипостаси и действия. Отец, Сын, Святой Дух, Вседержитель, Спаситель, Иисус Христос, Альфа и Омега… У Бога много имен, они запечатлены на страницах Ветхого и Нового Завета, выведены Дионисием Ареопагитом и величайшими умами человечества.

    Имена Смысла для всех людей в понимании их содержания (насколько это доступно человеческому разуму) формируют при одном только произнесении и внутреннее состояние, и призыв к Богу. Если христианин произносит про себя слова молитвы, говорит в себе, например,

    «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй меня, грешного»,

    он понимает, что Всевышний услышал обращение и тут же откликнулся. Призывание Бога стирает границы нашей богооставленности в этом мире, мы чувствуем Его. Священное имя, оставленное нам как возможность обращаться к Творцу мира, наделено по умолчанию сакральным смыслом. Каждый живущий на земле человек онтологически понимает значение слова «Бог».

    Всуе

    От чего же предостерегает Господь в Своей заповеди? От эмоциональных «Боже мой!» домохозяек или «Слава Богу!», сказанных атеистами? Не только. Напрасное произнесение имени Бога – значит, не по назначению. Святитель Филарет (Дроздов) дает довольно подробный разбор «упоминанию всуе»:

    всуе

    «Богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах».

    Игнатий (Брянчанинов) писал, что молитва без внимания есть также нарушение третьй заповеди.

    Действительно, ведь имя Божие называется и призывается, но в момент рассеяния внимания или отвлечения произносится молящимся впустую. Ведь обращение к Господу – обращение к бескрайней Тишине вечности. Как можно обращаться к вечному, при этом будучи настроенным на суетное, будь то праздный разговор, или откровенная хула?

    Всякое дыхание да хвалит Господа

    Как же правильно, «не всуе», произносить имя Бога? Еще в ветхозаветные времена появилась замечательная книга – Псалтирь. Сборник молитв и гимнов, обращенных к Богу, включает в себя тексты с просьбами к Господу, покаянным сокрушением сердца, благодарением и хвалением. Характер псалмов – учительный и пророческий.

    Выходит, что если нам и стоит произносить имя Бога, то лишь с обязательной содержательной нагрузкой. Ей может наделяться наша молитва к Творцу, либо разговор с другими людьми в положительном ключе. Но никак не пустое произнесение самого великого имени на свете.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *