• Источник: Татьянин день

    В День защитника Отечества настоятель домового храма архангела Михаила Военной академии Генерального штаба ВС РФ, майор запаса, священник Андрей Галухин рассказал о традициях чествования воинов на Руси, о взаимоотношениях армии и Церкви и о «самом военном» храме нашей страны.

    Наш народ любит праздники

    – Отец Андрей, была ли на Руси традиция дня защитника Отечества до введения советской властью даты 23 февраля?

    – На Руси было несколько дней, когда чествовали воинов. Так, День Георгиевского кавалера праздновался после того, как был учрежден этот орден. Стали праздновать День воинской славы и День кавалеров воинской славы. Это было у нас на День зимнего Георгия Победоносца.

    А еще была дата 7 мая, ее пытались реконструировать уже в наше, российское время, но не прижилась она ни в государстве, ни в народе, ни в армии – за 90 лет уже привыкли праздновать 23 Февраля. Эта дата уже вжилась и в офицерство, и в народ. Потому что весь наш народ, особенно мужская часть населения, является защитниками Отечества. Дата прижилась, как и 8 Марта, хотя вроде бы это антицерковный праздник. Наш народ любит праздники, а их все меньше и меньше.

    Протоиерей Андрей Галухин

    Протоиерей Андрей Галухин

    – А как связана традиция чествования воинов на Руси с традициями Русской Православной Церкви? Насколько принципиальна для православных христиан история появления 23 Февраля как Дня защитника Отечества?

    – С церковной точки зрения, 23 Февраля никогда праздником-то и не являлось. В Русской Православной Церкви есть Дни воинской славы – это те памятные даты, которые связаны воедино с нашими великими воинскими победами и в то же время с празднованием каких-либо икон Божией Матери или определенных святых. Например, день памяти Куликовской битвы связан с Рождеством Богородицы, освобождение Москвы от поляков – с Казанской иконой Божией Матери. Вот это дни нашей воинской славы, которые мы повсеместно празднуем.

    С Александром Невским связано Ледовое побоище, поэтому в эту памятную дату (18 апреля) тоже установлен День воинской славы. Вот такие праздники, посвященные нашим воинам, были на Руси до революции. А потом советской власти надо было вводить свои праздники, отдаляться от тех, которые раньше были, это же идеология. Ведь объявили же, что Бога нет, вот и праздники новые придумали. И придумали 23 Февраля, хотя никакого особого события там не произошло.

    Говорят, что вот, Красная Армия в первый раз дала отпор силам Антанты под Псковом. А на самом деле они проиграли сражение, бегством спаслись, а день этот был возведен в статус праздничного дня рождения Красной Армии. Так что праздник этот нецерковный.

    Но мы же не можем взять и объявить, что Церковь отказывается принимать участие в мероприятиях по поводу этого праздника. Ведь Церковь в земном понимании – это люди, поэтому мы – с народом, поэтому Патриарх возглавляет праздник, возлагая венок вместе со всем духовенством к могиле Неизвестного солдата.

    У праздника 9 Мая, конечно, совсем другой статус, это действительно всенародный праздник, никто даже никаких споров не ведет, их нет. День Победы. Победы нашего народа над фашистами.

    – Будете ли вы поздравлять 23 февраля своих прихожан-военнослужащих?

    – Во-первых, я только что вернулся с торжественных мероприятий в Академии Генерального штаба, мы праздновали сегодня, поскольку завтра у нас в стенах Академии проходит народный Собор, а 22 числа они уже все едут к Путину, в Кремль, будут принимать поздравления в Кремлевском дворце, и после этого у них выходной. Так что поздравления были сегодня, я принимал участие в торжественных мероприятиях, поздравил, пожелал им, во-первых, конечно же, здоровья, а во-вторых, хочется пожелать нашим воинам, чтобы государство на них внимание обратило, начиная с правительства и заканчивая всеми структурами власти, чтобы наши воины были обеспечены и материально достойным денежным содержанием, чтобы они были обеспечены жильем, чтобы у них были определенные необходимые льготы. Но это, конечно, зависит от нашего государства. И это очень необходимо, потому что пытаются повысить статус военнослужащего, в то же время само государство о военнослужащих не заботится.

    Нужно рожать как можно больше

    – А как, кстати, на ваш взгляд, возродить уважение россиян к воинскому долгу, к армейской службе, к статусу военнослужащего?

    – Поменьше по телевизору показывать негатива про армию, поменьше разговоров вести о дедовщине. Наслушавшаяся о дедовщине молодежь, растущая на негативе, накапливает его в себе, и рано или поздно может произойти всплеск этих негативных эмоций, что и случается. И так, что даже не заметишь, как сам будешь участвовать в этом. На самом деле, дедовщина есть во всех других сферах нашей жизни. Почему мы забываем, что то же самое творится у нас в институтах или в детских лагерях отдыха, спортивных лагерях? Все то же самое. Старший всегда заставляет младшего что-нибудь делать. Но это же дедовщиной не назовешь.

    Раньше, при Жукове, было такое понятие, как наставничество. Старший всегда брал себе одного-двух молодых солдат и воспитывал их последние полгода. Он для них был первым и основным командиром, командовал ими, учил их всему, передавал все, чему научился сам за два с половиной года.

    Естественно, иногда приходилось на них жестко давить, хотя раньше труда никто не боялся, все трудились, это сейчас изнеженные, им бы только деньги получать, не трудясь. Из-за этого возникает много проблем в нашей регулярной армии. Вот хотят ввести профессиональную армию. Человек способен свою жизнь отдать только ради идеи, ради долга, наемник за деньги отдавать свою жизнь будет не способен. Он будет служить до тех пор, пока лично его жизни не угрожает опасность, а там ему и никакие деньги не нужны будут, тем более что денежный эквивалент за жизнь – мизерный.

    Сейчас Церковь и государство обращают внимание на демографический вопрос. Вся проблема в том, что в 90-е годы детей никто не рожал, нет сейчас мужского населения, которое должно было быть призвано в армию. Они не были рождены, потому что были кризисы, дефолты, отсутствие денег, продуктов питания, все проблемы из-за этого. И для того чтобы выжить – сейчас на всех уровнях об этом говорится, – нужно рожать как можно больше, чтобы был нормальный прирост населения. Тогда, может быть, мы и сохраним свои границы, свою силу, государство и армию.

    – О чем не стоит говорить, вы сказали. А о чем говорить стоит?

    – Об опыте. А именно — о тех наших победах, о людях долга. Когда я учился, то постоянно говорили о пионерах-героях, комсомольцах-героях, постоянно демонстрировались примеры на телевидении, в журналах, сочинения об этом писали, в школах изучали на уроках истории, литературы.

    Всегда перед глазами был подвиг самопожертвования ради матери, сестер, братьев, во имя близких, патриотическое воспитание вообще было поставлено в стране во главу угла. И сейчас это нужно возрождать.

    Просто, например, из уст Познера слетают реплики типа «Патриотизм – ширма для врагов народа». В глазах людей таким образом развенчивается понятие патриотизма, придают ему отрицательный смысл – они уже начинают воспринимать патриотов как болтунов, которые ничего не делают. А нужно наоборот возрождать и формировать патриотическое воспитание, возрождать пример жертвенной любви и жертвенной службы Отечеству. Это должно прививаться с раннего младенческого возраста и на примерах наших святых, полководца Александра Невского, генералиссимуса Александра Суворова, генерала-фельдмаршала Михаила Кутузова, всех наших великих деятелей истории, в том числе и истории войн.

    Священник в армии. Традиции и современность

    – На протяжении всей истории Российского государства у армии и Церкви был достаточно тесный контакт. Какова сейчас жизнь домовых церквей при военных учебных заведениях?

    – Я знаю только храм архангела Михаила при Академии Генерального штаба. Есть еще в некоторых местах. Я был в Рязанском десантном институте, там у них через забор храм стоит, приходской храм. Калиточку открывают – и желающие курсанты идут свободно в храм. И приход есть свой, и в то же время курсанты и преподаватели не лишены возможности посещать храм. То есть, с одной стороны, он при институте, а с другой стороны, храм приходской. У меня-то храм закрытый, поэтому с улицы туда никто прийти не может, желающие могут прийти только через меня, пропуск нужно оформлять.

    Во многих – я, правда, не могу назвать точно, – во скольких военных учебных заведениях, у нас храмы есть. Но это вообще-то пока противозаконно – Закон о статусе военнослужащего и Закон о воинской службе запрещают иметь на территории воинских частей культовые сооружения. Поэтому то, что на территории воинских частей или военных учебных заведений открывают храмы, то это только благодаря личным качествам командиров, начальников.

    Был же случай, когда на территории воинской части открыли храм. Да мало того, освятили его архиерейским чином. Но пришел новый командир и сказал, что это помещение нужно ему для других целей и, пожалуйста, освободите, перенесите все это в другое какое-нибудь место. Был такой скандальчик, и командир так и не уступил, вынудил храм переехать. Поэтому поскольку у нас нет статуса воинского священника, то сейчас пока все строится на общественном энтузиазме. Как на энтузиазме священников, так и на личном энтузиазме и отношении к Церкви и вере командиров, начальников.

    – Насколько мне известно, в свое время в наших Вооруженных силах централизованным образом были организованы сборы для священнослужителей. Что из себя представляют эти сборы? Как обстоит с этим дело сейчас?

    – Со всех епархий собирают духовенство, отвечающее за взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными органами. И были показательные занятия, показали всю авиационную технику в Монино, также показали центр подготовки космонавтов, как там осуществляется подготовка, какая там техника стоит. И кроме того, мы проводили конференции, обменивались опытом работы, изучали уже наработанные методические рекомендации, особенно планы проведения бесед с личным составом. Было принято решение об издании единого сборника всех рекомендаций, достижений, успехов, идет сбор материалов для этого сборника.

    Будет еще выпущен сборник для духовенства, маленький краткий справочник для военнослужащих с основными молитвами, праздниками, днями воинской славы, с катехизисом, пусть и неполным. Подготовка тоже идет, и думаю, что скоро это издание будет выпущено. Так что сборы и сейчас проводятся. Кстати, как раз недавно проходили Рождественские чтения, которые традиционно проводились по секциям. И в частности, была военная секция, на которую со всех епархий съехались священнослужители, работающие с военнослужащими. Мы поговорили о своих проблемах, о своих успехах.

    – И каковы основные проблемы?

    – Основная проблема в том, что мы не в государственном статусе, – нет закона, который бы регламентировал нашу деятельность. Вся работа строится на энтузиазме, причем на обоюдном. Тем не менее, активность усиливается больше и больше. Выступали с докладами офицеры, выступал заместитель командующего ВВС по воспитательной работе. Он сказал, что не представляет сейчас себе ни одного своего подразделения без священника. Мы, говорит, перед полетами просим благословения, служим молебен.

    Уж если генерал не представляет себе армии без священника, то это дает положительный импульс к тому, что пора уже подумать, действительно, о статусе военного священника, ведь были на Руси полковые священники.

    – Сейчас очень часто стал упоминаться термин «капелланы».

    – Капеллан – это не наша структура, это западная, протестантская и католическая. У нас они называются полковыми священниками, ну а принцип строения тот же – на подразделение, которое свыше тысячи человек, ставится один священник. Этого достаточно. И это может касаться и всех других конфессий – мусульмане и иудеи тоже могут приглашать для военных своих священнослужителей.

    В России практиковались по пятницам посещения муллы, по субботам – раввина. Иудеи, что интересно, служили в основном связистами. Описывается даже случай в журнале «Ведомости военного морского духовенства», что один из иудеев даже пошел на подвиг, восстанавливая прерванную связь, жертвуя собой. Это было во время Гражданской войны. А количественно в армии больше всего было православных. Так что, у нас что Советский Союз, что Россия, в сокровенном, дореволюционном ее понимании, объединяется народом, все народы всегда объединялись вокруг народа русского.

    И очень жаль, что сейчас повсеместно пытаются принизить роль и значение русского народа как государствообразующего. Сейчас у нас графу национальности убрали, все мы теперь россияне, но без русского народа все остальные распадутся, потеряют свою культуру, просто деградируют. Многие это понимают, и мне знакомые говорят, причем и мусульмане, и иудеи, что мы все живем только благодаря русскому народу. Он цементирует всех нас, все это огромное пространство, количество народностей, безусловно являясь государствообразующим. Вот об этом надо говорить. Просто, как только об этом заходит речь, тут же следуют обвинения в национализме.

    – Как долго просуществовал институт полковых священников?

    – Все началось с того, что еще Петром Великим было введено морское духовенство. Тогда начали брать на корабли иеромонахов. Потом Петр Великий также ввел сухопутных полковых священников. Самой основной задачей полкового священника было отпевание погибших. Потом, уже ближе к нашему времени, когда была Русско-японская война, было призвано очень большое количество священников, много воспоминаний написано об их нелегком труде. Священник часто оказывался и медбратом в одном лице, вынося раненых с поля боя в специально отведенные места, там уже напутствуя перевязанных умирающих. Много священников во время Русско-японской войны были награждены наградными наперсными крестами, по-моему, кто-то из священников был награжден даже Георгиевскими крестами. Конечно, были и потери. Все эти данные есть, они были озвучены в нашем журнале Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями «Газета победы». Сразу же после революции духовенство в войсках было распущено.

    В Российской Федерации установлены следующие дни воинской славы России:

    27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944);

    2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);

    23 февраля – День защитника Отечества;

    18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);

    9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945);

    10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709);

    9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714);

    23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);

    8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812);

    11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);

    21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);

    4 ноября – День народного единства;

    7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941);

    1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);

    5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);

    24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790).

    23/02/2010

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *