• 31 мая 2017-го года президент России Владимир Путин посетил Рогожскую Слободу, один из центров старообрядчества. Вскоре после этого начались мероприятия по подготовке переселения староверов из-за рубежа на Дальний Восток с предоставлением крупных земельных участков и денежных средств. А в начале октября в Москве состоялся Всемирный старообрядческий форум.

    Хронология событий

    Все началось с официальной встречи Владимира Путина с предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым) и последующим визитом на Рогожское. За президентом в альма-матер старообрядцев зачастили видные гости: Собянин, Володин, Мединский. Зимой 2018-го был создан благотворительный фонд «Правда Русская», в который вошли представители крупнейших старообрядческих согласий. Председателем попечительского совета фонда стал Игорь Завьялов, заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех». Представители организации совершили визит в Латинскую Америку, в общины старообрядцев с предложением рассмотреть возможность вернуться на историческую Родину. Еще год назад президент Владимир Путин предложил распространить на соотечественников, проживающих за рубежом, действие программы «Дальневосточный гектар». На прошедшем старообрядческом форуме отметилась делегация из последователей «старой веры», рассматривавших не только далекий уголок России, но и калужскую глубинку в качестве места для переезда. По их словам, условия и местность им «очень понравились».

    путин в рогожской слободе
    Владимир Путин с предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием

    А 1-2 октября состоялся сам Всемирный старообрядческий форум. Старообрядцы разных согласий много говорили о том, что их объединяет, называя себя наследниками Святой Руси и ее уклада. Впервые лидеры староверов собрались не для догматических споров, а ради мирного диалога и поиска точек взаимодействия в вопросах, касающихся пропаганды разделяемых ими духовных ценностей и решения общих проблем. Участвовали в мероприятии и представители федеральной власти. Всемирный старообрядческий форум прошел в Доме русского зарубежья имени Солженицына. Символично, ведь именно Александру Исаевичу принадлежат знаменитые слова о том, что

    причина революции 1917 года кроется в трагедии раскола XVII века.

    «Нас объединяет Христос». 

    С этих слов начал выступление Всемирного старообрядческого форумапредстоятель РПсЦ митрополит Корнилий. Старообрядцев в общественном сознании принято воспринимать как некую культурную общность и национальное меньшинство. В какой-то степени сами староверы начали на себя смотреть именно в таком ракурсе. Лидеры их согласий напоминают: прежде всего, они христиане.

    Всемирный старообрядческий форум
    Делегаты поморских общин стран Балтии. Фото: сайт ruvera.ru

    После визита Владимира Путина к старообрядцам по интернету побежали конспирологические слухи: глава государства делает ставку на старообрядцев.

    Выдвигались версии о чрезмерном сближении патриарха Кирилла с Папой Римским (что было сильно преувеличено на фоне встречи в Гаване) и обуздании «революционного духа» старообрядчества (что отсылает к неправдоподобным байкам о связях староверов с большевиками и активном участии в октябрьском перевороте). Слухи так и остались слухами, а вот разворот государства к носителям «древлего благочестия» – налицо.

    Директор фонда имени Святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов считает, что

    сила старообрядчества в «духовном суверенитет».

    Его отсутствием он объясняет идеологическую зависимость российского общества от «внероссийских центров». Эти мысли обретают новую актуальность на фоне противостояния Константинополя и Москвы в вопросе украинской автокефалии.

    «Старообрядческая культура имеет в себе ментальность православной Руси XVI века, когда Русь воспринималась гражданами как идеологически независимая и самодостаточная цивилизация, как первоисточник миросозерцания, как земля особого присутствия Бога. Древнерусское православие мыслило о самой России как о богоизбранном Израиле и Третьем Риме, Святая Русь для древлеправославного человека является первоисточником, а греческое христианство имеет к нему второстепенное значение. Не случайно русские митрополиты благословляли константинопольских патриархов. Старообрядец по определению не может быть манипулируем из внероссийских центров. Любой идеологический центр вне Руси для старовера имеет второстепенное значение. Для старообрядца Россия является Святой и Oбетованной землей, где решаются судьбы всего мира», – отметил Севастьянов в интервью изданию «Интерфакс-Религия».

    Всемирный старообрядческий форум
    Представители руководства старообрядчеких согласий. Фото: сайт ruvera.ru

    По мнению Леонида Севастьянова, древнерусская ментальность не пропагандировала бедность и пораженчество. К началу XX века представители старообрядчества, купцы и фабриканты, давали Российской Империи 2/3 всего ВВП, и 70% капитала в стране принадлежало именно им.

    Труд в старообрядческой среде считается добродетелью, а работа и дело – участием в процессе Божественного творчества.

    Севастьянов убежден, что идеология, которая ставит личную деловую инициативу во главе экономического процесса, при этом базируется на консервативных семейных ценностях и устоях, продвигая идеал многодетной патриархальной семьи и ставя патриотизм как основную психологическую мотивацию в экономической деятельности, преобразит Россию и ее народы.

    Новый Иерусалим

    Старообрядцы за несколько столетий своей истории как феномена сделались самым настоящим брендом, этаким «спецназом русской нации». Выброшенные из общественной жизни, они смогли сохраниться, остались верны убеждениям, добились признания недействительным деяний Московского Собора 1666-1667 годов. Православные старообрядцы вернулись в Русскую Церковь, сохранив для всего русского народа жемчужину древнего благочестия. К сожалению, отмена клятв на старые обряды не завершила дело врачевания тяжелой раны раскола. Свидетельством тому – ряд старообрядческих согласий, которые, правда, несмотря на публичный отказ от возможности канонического воссоединения, провозгласили дружеское единство.

    Община ульяновских старообрядцев

    Зачем Россия сегодня собирает последователей старой веры, репатриирует староверов из-за рубежа, пытается консолидировать сообщество наследников культуры Древней Руси? Возможно, это именно попытка государства поддержать еще одну здоровую консервативную силу в стране с прицелом на объединение ее с Русской Церковью?

    Недаром институт Единоверия в последние годы набирает силу и популярность среди верующих. Именно единоверцам в перспективе может быть отведана важная роль учреждения, на базе которого объединенное старообрядчество вольется в ряды Матери-Церкви. Это событие станет и историческим, и будет иметь глубокую метафизику…

    Но если отбросить высокие материи, старообрядчество морально-этическими принципами, традициями не на уровне лозунгов, активностью как образом жизни, рассудительностью, безусловно, принесет пользу и Церкви, и российскому обществу в целом. В свою очередь, возвращение в каноническое лоно и для старообрядцев откроет возможность возврата во Вселенскую Церковь, вернет потерянный вместе с духовным Третьим Римом в XVII веке былые возможности к масштабным действиям. В духе любви и покаяния это возможно. От нас всех – старо- и новообрядцев – зависит христианское будущее России.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *