• Константинопольский патриархат объявил о начале процесса предоставления автокефалии Украинской «Церкви» и восстановлении в иерархическом звании Филарета Денисенко и Макария Мелетича. В Киеве появится ставропигия Фанара, а каноническое право Москвы на территорию Украины будет признано недействительным. После заседания Синода Русской Церкви всему православному миру было возвещено о разрыве евхаристического общения с Константинополем.

    «Греки нам не Евангелие»

    В отличие от Москвы Фанар, с присущей современным грекам небрежностью, опубликовали решение константинопольского Синода по Украине без единой ссылки на Священное Писание, Вселенские Соборы или святых отцов.

    Документом в пять коротких пунктов «Вселенский престол» словно с кондачка легализовал миллионную раскольничью организацию в… автокефальную Церковь. Завершив объявление призывом «избегать захвата храмов, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем, чтобы мир и любовь Христа могли преобладать». Фанар, конечно, запустил необратимый процесс, махнув рукой на последствия. Глупо было бы ожидать, что Московская Патриархия не предпримет ответных действий.

    1. Во-первых, автокефалию получают раскольники-самосвяты. Речь сейчас не о миллионах граждан Украины, по тем или иным причинам оказавшимся под «омофором» УПЦ КП и УАПЦ. «Патриарх» Филарет Денисенко был в 1992 году извержен из сана, а в 1997 предан анафеме Русской Православной Церковью. То есть священнодействовать он уже не может в принципе. Это обосновывается рядом церковных канонов. 15 правило Антиохийского собора говорит о том, что осужденный собором епископов одной области архиерей становится неподсудным (и в оправдательном смысле) другим архипастырям. Несмотря на «вселенский» статус Константинопольского патриарха, Иоанн Зонара пишет, что возможности иерарха как судьи распространяются лишь на его митрополитов. А вот более категоричное 116 (118) правило Карфагенского Собора: «Кто, быв отлучен от общения церковного… прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира».
    2. Во-вторых, происходит вторжение в территорию Московской Патриархии. Хотя согласно 9-му правилу IV Вселенского Собора «Константинопольский Предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других Патриархов». В-третьих, и без того не простая ситуация на Украине, испещренной расколами, требует более мягкого, длительного и вдумчивого решения.

    «Бог не на Афоне»

    Русская Православная Церковь сообщила в своем заявлении, что выходит из евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Отныне по решению Синода невозможно сослужение с клириками Константинопольской Церкви, а для мирян — участие в таинствах, совершаемых в ее храмах.

    Некоторых верующих поколебал факт невозможности теперь свободно посещать святыни и храмы новоиспеченных раскольников: в Стамбуле, Греции, на Афоне. В особенности, конечно на Афоне. Приходы Фанара есть в разных уголках земного шара, в том числе в США и Канаде, в Европе целая епархия состоит в основном из русскоязычных граждан и богослужения совершаются по русскому обряду.

    бог не на афоне
    Афон, Греция

    «Бог не на Афоне и не в Стамбуле, – прокомментировал ЕлицыМедиа епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор опасения некоторых верующих быть «отрезанными» от значимых православных святынь. – У нас в России святых мест более чем достаточно. Я не думаю, что вся благодать только у греков».

    Клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий Маркиш акцентировал внимание на том, что в подобного рода масштабных вопросах христианину стоит придерживаться мнения всей Церкви, которое уже было озвучено на прошедшем заседании Синода: «Моя позиция – позиция Церкви. В таком существенном деле мы обязаны быть едины, держаться друг друга и священноначалия в данном вопросе, а не высказывать субъективное мнение. Если обратиться к истории, можно вспомнить, что такие вещи с Константинопольским патриархатом уже случались. Был конфликт с Элладской, Болгарской Церквями, с Русской – во время богоборческих гонений… И все утрясалось. Болезни Церкви в конце концов исцелются. Еще раз скажу, чтобы эти болезни на нас не воздействовали, надо держаться единства с Церковью. Вот и все».

    Директор фонда святителя Григория Богослова Леонид Севастьянов категорично высказался о необходимости Московской Патриархии до конца определиться в связи с разрывом общения – безблагодатны ли храмы Константинопольского патриархата или нет?

    «Другими словами необходимо ответить есть ли Христос в церквях Константинопольского патриархата? Если да, то запрет на участие в таинствах невозможен, мягко говоря. Если Христа и благодати в таинствах нет, тогда запрет является логичным шагом. Думаю Священному Синоду необходимо прояснить именно этот вопрос: служат ли в таинствах в Константинопольских церквах Христу или вельзевулу», – отметил Севастьянов.

    Монахи Афона
    Монахи Афона

    Мирянин из Симбирска Илья Шагунов высказал мнение, что рядовому прихожанину тяжело судить о ситуации до конца, но она, безусловно, печальна: «Честно – даже разбираться в этой возне не хочется… Христос заповедал нам единство. И, на мой дилетантский взгляд, кто первый нарушает эту заповедь, тот и несет ответственность».

    «Ничто так не противно Богу»

    Религиозные расколы всегда проходят гораздо глубже, чем государственные границы или церковные юрисдикции: они происходят в душах конкретных людей. Святитель Иоанн Златоуст, Константинопольский патриарх, писал, что

    раздирание Церкви подобно зверствам мучителей Христа, и грех раскола не смоется и тысячей благих дел.

    Разделение всегда сеет смуту и неопределенность в душах, толкает людей на безрассудные поступки, кладет начало духовной гражданской войне. К сожалению, иногда разделение происходит как неизбежное явление, и у христианина всегда остается надежное оружие: непоколебимая вера в Бога и горячая молитва. Своих верных детей Отец никогда не бросит.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *