Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов граф Рымникский, князь Италийский является при этом и вдумчивым педагогом. Его программа воспитания воинов представляет собой законченную стройную учительную систему. Вместе с тем его письма дочери Наталье «Суворочке» содержат множество советов для воспитания нравственных качеств души.
«Полковое учреждение»
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/05/53628343_SHteyben_Karl.jpg)
Первым крупным трудом, где заложены элементы новой системы воспитания А.В. Суворова является «Полковое учреждение», написанное в 1764 году. В нём был сформирован ряд положений, которые легли в основу передовой школы русского военного искусства. Главное место в «Учреждении» отведено обучению и воспитанию войск. По этому вопросу Суворов писал:
«Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство.
Основой военной подготовки было понимание солдатом того, чему он обучался, как это ему пригодится в службе. Лучшим средством такого обучения являлся наглядный пример. Использование такого метода позволяло выработать уверенность в себе и своём оружии, обеспечить «на себя надежность».
Суворов сам был во всём примером и вёл самый простой образ жизни. Ел такую же пищу, как и солдаты, вставал раньше, чем поднимались войска, одевался просто, запросто беседовал с солдатами, знал многих по фамилиям и именам. В «Учреждении» он давал следующие инструкции ротному командиру:
«К своим подчиненным имеет истинную любовь, печётся об их успокоении и удовольствии, содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всём, что до их должности принадлежащем».
«Наука побеждать»
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/05/53628375_A.jpg)
Наиболее известным творением Суворова является «Наука побеждать». По своей сути это настоящий воинский устав, в котором обобщён тридцатилетний военный опыт. «Наука побеждать» состоит из двух частей. Первая «Вахт-парад», которая предназначалась для офицеров. В ней излагались основы тактико-строевого учения войск. Вторая «Разговор с солдатами их языком» содержала основные тактические принципы и являлась памяткой солдатам. В нём нашло отражение тактическое правило Суворова:
«глазомер, быстрота, натиск».
Каждое наставление Суворов заканчивал подробным разбором, в котором указывал ошибки, отмечал лучшее и учил, как поступать в том или ином случае. Разборы были просты по форме, понятны для солдат. Образность и живость языка Суворова помогала усвоить высказанные мысли.
Он прекрасно понимал, что люди легче усваивает то, что возбуждает воображение. Александр Васильевич часто использовал неожиданные способы, чтобы внушить какую-либо мысль. Например, чтобы отучить войска отступать он применял следующий приём. Если кто-либо выступал из рядов вперёд, то вся часть подавалась вперёд, вместо отступления назад одного человека.
«Солдат есть звание почетное»
Суворов избегал всего, что могло привести к понижению морального духа солдата, вызвать в нём робость. Об отступлении Суворов отучал даже и думать.
Великий полководец и воспитатель понимал, что для победы необходимо укрепить солдата умственно, нравственно и физически. Развитие смекалки, упорства, выработка твёрдости характера, положительное знание военного дела, — вот основа суворовской системы.
Суворовское положение: «Каждый воин должен понимать свой манёвр», поднимало личность солдата и вселяло в него чувство человеческого достоинства, развивало у подчинённых инициативу.
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/05/53628409_Perehod_Suvorova_cherez_Alpuy__1899Curikov_Vasiliy_Ivanovich.jpg)
Денис Давыдов, характеризуя Суворова, писал, что он любил решительность в действиях и лаконизм в речах. Он был непримиримым врагом немогузнаек, о которых говорил:
«От проклятых немогузнаек много беды».
Презирая робость, он старался возбудить в войсках решительность и смелость, которые соответствовали бы его собственным действиям. Этим вырабатывалась в солдатах уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Суворов учил своих офицеров, что нужно, прежде всего, воспитать уважение солдата к самому себе. В наставлениях для ротных командиров говорится: «солдат есть звание почетное». Рядовой солдат носил ту же форму, которую носил и фельдмаршал.
При этом Суворов воспитывал в своих чудо-богатырях добрые человеческие чувства:
«Если неприятель будет сдаваться, то его щадить; только приказывать бросать оружие».
По отношению к мирному населению от солдата требовал:
«обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник».
Выдающимися учениками и последователями Суворова были М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.А. Милорадович…
Суворочка
Как воспитатель большого числа воинов Александр Васильевич не мог, конечно, остаться равнодушным и к воспитанию родной дочери. В своих письмах к ней, он проявлял любовь отца и наставлял в развитии нравственных чувств. «Суворочка, душа моя, здравствуй… У нас стрепеты поют, зайчики летят, скворцы прыгают на воздухе по возрастам; я одного поймал из гнезда, кормил изо рта, а он ушел домой. Поспели в лесу грецкие да волоцкие орехи. Пиши ко мне изредка. Хоть мне недосуг, да я буду твои письма читать. Моли Бога, чтобы мы с тобой увидались. Я пишу к тебе орлиным пером; у меня один живёт, ест из рук. Помнишь, после того я уже не разу не танцовал. Прыгаем на коньках, играем такими большими кеглями железными, насилу поднимаешь, да свинцовым горохом; как в глаз попадет, так и лоб прошибет. Прислал бы тебе полевых цветов, очень хороши, да дорогой бы высохли. Прости, голубушка сестрица. Христос-Спаситель с тобой».
В своих письмах полководец Суворов часто наставлял свою дочь:
«Будь благочестива, благонравна и здорова. Христа Спасителя благословение с тобою».
Графиня Наталья Александровна Суворова родилась в семье великого полководца и его жены Варвары Ивановны, урождённой княжны Прозоровской. Этот брак был заключён стараниями Екатериной Второй, но оказался не прочным. По просьбе Суворова Императрица определила Наталью на воспитание в Смольный институт. Она не отличалась особыми способностями, но приобрела репутацию «доброй, добродетельной маленькой особы».
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/05/СУВОРОЧКА-1.jpg)
Екатерина II пожаловала графиню Суворову-Рымникскую по заслугам её отца во фрейлины и устроила её свадьбу с братом своего фаворита Николая Зубова. Однако же по приезде в Санкт-Петербург Суворов забрал дочь из дворца.
В одном из писем Александр Васильевич писал дочери: «… Любезная Наташа Суворочка! Ай, да надобно тебе всегда только благочестие, благонравие, добродетель. Скажи Софье Ивановне и сестрицам, у меня горячка в мозгу; да кто и выдержит! Слышала ли, сестрица душа моя? ещё de ma magnanime mere Рескрипт на полулисте, будто Александру Македонскому; знаки Св. Андрея тысяч в пятьдесят, да выше всего, голубушка, первый класс Св. Георгия; вот каков твой папинька за доброе сердце. Чуть право от радости не умер. Божие благословение с тобою. Отец твой Граф Александр Суворов-Рымникский».
Овдовев в тридцать лет, Наталья Александровна посвятила себя воспитанию шестерых детей. Она жила скромно в Москве в собственном доме на Тверской улице, не участвуя в светской жизни. Детей она воспитывала в простоте и благочестии. Зимой москвичи могли наблюдать, как дочери графини Зубовой сами разгребали у себя во дворе лопатами снег.
Видно запали в душу Суворочки отцовские слова из писем:
«Пусть богиня невинности тобою всегда руководствует! Ты переменяешь состояние; помни, что вольное обхождение производит презрение; остерегайся вольности в поступках. Привыкай к учтивости непринужденной.
Убегай обществ, желающих блистать умом; нравы их по большей части развратны.
Будь строга с мужчинами, говори с ними мало, когда они говорят с тобою; на похвалы их отвечай скромным молчанием.
Надейся на Провидение! оно не замедлит утвердить твой жребий: ручаюсь тебе в том.
Когда будешь во дворце и если нечаянно встретятся тебе старшие, показывай вид, будто бы хочешь поцеловать их руку, не подавая, однако, для того своей руки».
![](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/05/desantniki-9-maya-den-pobedy.jpg)
Необходимо добавить, что сын Суворова Аркадий в 25 лет был произведён в чин генерал-лейтенанта и командовал пехотной дивизией. В ходе очередной русско-турецкой войны он утонул, спасая людей и армейское имущество, при переправе через реку Рымник, на берегах которой его отец завоевал победу и славу.
Суворовская система воспитания, созданная более двухсот лет назад, по сей день остаётся востребованной. Многие её положения актуальны и в наши дни и вполне приемлемы для современной педагогики. Высказывания Александра Васильевича стали своего рода народными поговорками.
Суворовское утверждение «Мы русские с нами Бог!» стали заглавными словами песни-гимна российских десантников.