• Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов граф Рымникский, князь Италийский является при этом и вдумчивым педагогом. Его программа воспитания воинов представляет собой законченную стройную учительную систему. Вместе с тем его письма дочери Наталье «Суворочке» содержат множество советов для воспитания нравственных качеств души.

    «Полковое учреждение»

    Штейбен Карл. Портрет А.В.Суворова.

    Первым крупным трудом, где заложены элементы новой системы воспитания А.В. Суворова является «Полковое учреждение», написанное в 1764 году. В нём был сформирован ряд положений, которые легли в основу передовой школы русского военного искусства. Главное место в «Учреждении» отведено обучению и воспитанию войск. По этому вопросу Суворов писал:

    «Не надлежит мыслить, что слепая храбрость даёт над неприятелем победу, но единственно смешанное с оною военное искусство.

    Основой военной подготовки было понимание солдатом того, чему он обучался, как это ему пригодится в службе. Лучшим средством такого обучения являлся наглядный пример. Использование такого метода позволяло выработать уверенность в себе и своём оружии, обеспечить «на себя надежность».

    Суворов сам был во всём примером и вёл самый простой образ жизни. Ел такую же пищу, как и солдаты, вставал раньше, чем поднимались войска, одевался просто, запросто беседовал с солдатами, знал многих по фамилиям и именам. В «Учреждении» он давал следующие инструкции ротному командиру:

    «К своим подчиненным имеет истинную любовь, печётся об их успокоении и удовольствии, содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всём, что до их должности принадлежащем».

    «Наука побеждать»

    А.В. Суворов (1764 г.). Семенов А.Н. 1997 г.

    Наиболее известным творением Суворова является «Наука побеждать». По своей сути это настоящий воинский устав, в котором обобщён тридцатилетний военный опыт. «Наука побеждать» состоит из двух частей. Первая «Вахт-парад», которая предназначалась для офицеров. В ней излагались основы тактико-строевого учения войск. Вторая «Разговор с солдатами их языком» содержала основные тактические принципы и являлась памяткой солдатам. В нём нашло отражение тактическое правило Суворова:

    «глазомер, быстрота, натиск».


    Каждое наставление Суворов заканчивал подробным разбором, в котором указывал ошибки, отмечал лучшее и учил, как поступать в том или ином случае. Разборы были просты по форме, понятны для солдат. Образность и живость языка Суворова помогала усвоить высказанные мысли.

    Он прекрасно понимал, что люди легче усваивает то, что возбуждает воображение. Александр Васильевич часто использовал неожиданные способы, чтобы внушить какую-либо мысль. Например, чтобы отучить войска отступать он применял следующий приём. Если кто-либо выступал из рядов вперёд, то вся часть подавалась вперёд, вместо отступления назад одного человека.

    «Солдат есть звание почетное»

    Суворов избегал всего, что могло привести к понижению морального духа солдата, вызвать в нём робость. Об отступлении Суворов отучал даже и думать.

    Великий полководец и воспитатель понимал, что для победы необходимо укрепить солдата умственно, нравственно и физически. Развитие смекалки, упорства, выработка твёрдости характера, положительное знание военного дела, — вот основа суворовской системы.

    Суворовское положение: «Каждый воин должен понимать свой манёвр», поднимало личность солдата и вселяло в него чувство человеческого достоинства, развивало у подчинённых инициативу.

    Переход Суворова через Альпы 1899 г. Cуриков Василий Иванович

    Денис Давыдов, характеризуя Суворова, писал, что он любил решительность в действиях и лаконизм в речах. Он был непримиримым врагом немогузнаек, о которых говорил:

    «От проклятых немогузнаек много беды».

    Презирая робость, он старался возбудить в войсках решительность и смелость, которые соответствовали бы его собственным действиям. Этим вырабатывалась в солдатах уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

    Суворов учил своих офицеров, что нужно, прежде всего, воспитать уважение солдата к самому себе. В наставлениях для ротных командиров говорится: «солдат есть звание почетное». Рядовой солдат носил ту же форму, которую носил и фельдмаршал.

    При этом Суворов воспитывал в своих чудо-богатырях добрые человеческие чувства:

    «Если неприятель будет сдаваться, то его щадить; только приказывать бросать оружие».

    По отношению к мирному населению от солдата требовал:

    «обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат не разбойник».

    Выдающимися учениками и последователями Суворова были М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.А. Милорадович…

    Суворочка

    Как воспитатель большого числа воинов Александр Васильевич не мог, конечно, остаться равнодушным и к воспитанию родной дочери. В своих письмах к ней, он проявлял любовь отца и наставлял в развитии нравственных чувств. «Суворочка, душа моя, здравствуй… У нас стрепеты поют, зайчики летят, скворцы прыгают на воздухе по возрастам; я одного поймал из гнезда, кормил изо рта, а он ушел домой. Поспели в лесу грецкие да волоцкие орехи. Пиши ко мне изредка. Хоть мне недосуг, да я буду твои письма читать. Моли Бога, чтобы мы с тобой увидались. Я пишу к тебе орлиным пером; у меня один живёт, ест из рук. Помнишь, после того я уже не разу не танцовал. Прыгаем на коньках, играем такими большими кеглями железными, насилу поднимаешь, да свинцовым горохом; как в глаз попадет, так и лоб прошибет. Прислал бы тебе полевых цветов, очень хороши, да дорогой бы высохли. Прости, голубушка сестрица. Христос-Спаситель с тобой».

    В своих письмах полководец Суворов часто наставлял свою дочь:

    «Будь благочестива, благонравна и здорова. Христа Спасителя благословение с тобою».

    Графиня Наталья Александровна Суворова родилась в семье великого полководца и его жены Варвары Ивановны, урождённой княжны Прозоровской. Этот брак был заключён стараниями Екатериной Второй, но оказался не прочным. По просьбе Суворова Императрица определила Наталью на воспитание в Смольный институт. Она не отличалась особыми способностями, но приобрела репутацию «доброй, добродетельной маленькой особы».

    Наталья Александровна Суворова

    Екатерина II пожаловала графиню Суворову-Рымникскую по заслугам её отца во фрейлины и устроила её свадьбу с братом своего фаворита Николая Зубова. Однако же по приезде в Санкт-Петербург Суворов забрал дочь из дворца.

    В одном из писем Александр Васильевич писал дочери: «… Любезная Наташа Суворочка! Ай, да надобно тебе всегда только благочестие, благонравие, добродетель. Скажи Софье Ивановне и сестрицам, у меня горячка в мозгу; да кто и выдержит! Слышала ли, сестрица душа моя? ещё de ma magnanime mere Рескрипт на полулисте, будто Александру Македонскому; знаки Св. Андрея тысяч в пятьдесят, да выше всего, голубушка, первый класс Св. Георгия; вот каков твой папинька за доброе сердце. Чуть право от радости не умер. Божие благословение с тобою. Отец твой Граф Александр Суворов-Рымникский».

    Овдовев в тридцать лет, Наталья Александровна посвятила себя воспитанию шестерых детей. Она жила скромно в Москве в собственном доме на Тверской улице, не участвуя в светской жизни. Детей она воспитывала в простоте и благочестии. Зимой москвичи могли наблюдать, как дочери графини Зубовой сами разгребали у себя во дворе лопатами снег.

    Видно запали в душу Суворочки отцовские слова из писем:

    «Пусть богиня невинности тобою всегда руководствует! Ты переменяешь состояние; помни, что вольное обхождение производит презрение; остерегайся вольности в поступках. Привыкай к учтивости непринужденной.

    Убегай обществ, желающих блистать умом; нравы их по большей части развратны.

    Будь строга с мужчинами, говори с ними мало, когда они говорят с тобою; на похвалы их отвечай скромным молчанием.

    Надейся на Провидение! оно не замедлит утвердить твой жребий: ручаюсь тебе в том.

    Когда будешь во дворце и если нечаянно встретятся тебе старшие, показывай вид, будто бы хочешь поцеловать их руку, не подавая, однако, для того своей руки».

    Необходимо добавить, что сын Суворова Аркадий в 25 лет был произведён в чин генерал-лейтенанта и командовал пехотной дивизией. В ходе очередной русско-турецкой войны он утонул, спасая людей и армейское имущество, при переправе через реку Рымник, на берегах которой его отец завоевал победу и славу.

    Суворовская система воспитания, созданная более двухсот лет назад, по сей день остаётся востребованной. Многие её положения актуальны и в наши дни и вполне приемлемы для современной педагогики. Высказывания Александра Васильевича стали своего рода народными поговорками.

    Суворовское утверждение «Мы русские с нами Бог!» стали заглавными словами песни-гимна российских десантников.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *