• В Башкирии пьяная толпа избила двух девушек на глазах десятков посетителей торгового центра. Ни охрана, ни прохожие не вмешались. Девушки стали случайными жертвами почувствовавших безнаказанность отморозков. «Стояли и смотрели», равнодушие к окружающим — грустные диагнозы общества.

    Безбожие делает мужчину неполноценным

    Модерн был уничтожен Второй мировой войной. Постмодерн стал не прививкой от своего предшественника Нового времени, а еще более уродливой химерой. Мир окутало безбожие, потребительство и матриархат. С первым все понятно – убери из жизни главное, и жизнь пойдет под откос.

    Духовное содержимое, являющееся мужской основой, было выбито матриархальным культом материализма.

    Стяжать, покупать, потреблять, производить до бесконечности, есть, чтобы жить и жить, чтобы есть. Комфорт негласно провозглашался бытовой идеей «светлого будущего». И да, это не Штаты, а Советский Союз.

    Вынужденный аскетизм шел рука об руку с разжигаемой жаждой «материи»: машиной, квартирой, дачей и служебным положением. Горизонт личности послевоенного человека СССР медленно сужали до вещевого чревоугодия. Россия, страна смелых и сильных мужчин, правда, уже серьезно потрепанная революцией, все еще была деревенской. Деревня – колыбель нашего народа, символ близкого к Богу человека, не страшащегося невзгод, духовное родство ставящего выше мелочной наживы. Но вместе с урбанизацией меняется и весь вектор развития общества.

    Уже не первое поколение, как женщину оторвали от очага и заставили работать; ряд семей после войны остался (да и до войны в результате Первой мировой, гражданской и красного террора) без глав; мантра «лишь бы не было войны» принимала абсурдные формы демилитаризации мужского духа. Безбожие априори делает мужчину неполноценным. И эта неполноценность будет проявляться в смене сексуальных партнерш, в унижении других, прожигании жизни, пьянстве, неспособности создать семью, раздражительности…

    Конечно, это коснулось не всех, далеко не всех. И есть достойных мужиков в Русской земле – больше, чем мы думаем.

    Но пугает статистика вопиющих случаев насилия с одной стороны, и «прохождение мимо» очевидцев с другой.

    Первые потеряли моральные ориентиры, разрушаются сами, и, следственно, разрушают мир вокруг. Вторые прикрывают равнодушием трусость и ориентируются на старую презрительную поговорку «моя хата с краю…».

    Почему мы проходим мимо?

    Самая обычная ситуация: общественный транспорт битком, на очередной остановке вваливается нарушитель (или нарушители) спокойствия. Пьяные или просто уже привыкшие к поведению, которое даже «скоти бессловеснии не творят». Задирает кого-то. Пристает к девушке. Оскорбляет или унижает направо и налево. Наносит удар… Никакой реакции. Водитель, пассажиры, все как правило превращаются в «деревья». Никому не хочется проблем, их ведь и так хватает.

    Степень маразма общественной реакции доходит уже до того, что крики о помощи под окнами в ночи не находят отклика у жителей.

    Можно вызвать полицию – не делают и того. Атомизация общества превратилась в атомизацию личности: человек теряет облик, образ Божий, когда остается безучастным к критическим ситуациям горя ближнего.

    Архимандрит Рафаил (Карелин) приводит в пример очень показательные слова старца-схиигумена Саввы (Остапенко) о наиболее губительных страстях современности:

    «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем».

    Глубоко, правда? Мы пытаемся спрятаться от мира в комфорте, уюте, собственной зоне безопасности. Горожане словно несут в себе отпечаток Каина, отвергшего Бога и попытавшегося за городскими стенами отгородиться от проблем мира, надеясь только на себя.

    Сходили в церковь в воскресенье, послушали батюшку с амвона, поулыбались со знакомыми прихожанами. Это наша вера? А как же высота той любви, если кто «положит голову за други своя» (Ин. 15:13)?

    Придя на проповедь к славянам, святой Кирилл раскрыл нашим предкам понимание этой евангельской фразы:

    «Свою обиду терпит каждый из нас, когда она причиняется нам как людям частным. Но в обществе мы друг друга защищаем, жертвуем своей жизнью…»

    А мы защищаем друг друга в обществе?

    Остановить беззаконие

    Превращаясь в человека в футляра, каждый невольно вкладывает кирпич в разрушение нашего общества. Не сделал замечание курящему в лифте соседу – значит, «не обличил брата своего». Не преподал ему урока, не заставил хотя бы задуматься. Если курящему в лифте и на лестничной клетке соседу регулярно делать замечания всем подъездом – он просто сломается под общественным мнением. Если пьяную молодежь систематически гонять – они покинут ваш двор. Не получается в одиночку – зовите на помощь соседей. Беспредел и хамство в обществе есть результат… толерантности, т.е. неспособности организма бороться с вирусом.

    Наш отказ замечать беззаконие вокруг, на бытовом уровне строит жуткое общество будущего. В котором будут жить наши дети.

    Святитель Николай Мирликийский однажды заступился за безвинно осужденных на смертную казнь. Этот поступок требовал решимости и вполне мог навлечь проблемы на святого. Но святитель не был равнодушным человеком и поступил как человек. Сердце, совесть, душа, справедливость – все эти таланты остались внутри нас и требуют раскрытия.

    Если мы вновь не станем людьми, не начнем живо отзывать на чужую беду и будем проходить мимо совершающегося беззакония, можем ли мы после того называться христианами?

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *