• В Страстную седмицу Русь поминает великие дни страданий Спасителя, и неслучайно сердобольный народ прозвал их «Страшными днями». Христолюбивый крестьянин сопереживал Спасителю всем своим простым и доверчивым сердцем и в эту пору старался быть к Нему как можно ближе, а потому сельские Богослужения на Страстной были особенно многолюдными. О Страстной неделе в славянской традиции – в нашем материале.

    На каждый «страшной» день сего скорбного времени добрый поселянин имел свой уклад и обычай, заповеданный от дедов да прадедов. Но что бы не пришлось делать, он старался хранить себя в благочестии – сугубо постился, избегал увеселений, а ум держал в молитве, сочувствуя Спасителю в Его тяжких страданиях.

    Чистые дни

    Страшной понедельник

    Великий пост – баня душевная, а со Страстного Понедельника вдобавок к этому вся Русь крещёная начинала мыть да белить свои избы, чистить скотину, прибирать на дворах и в хозяйствах. Сряжался –готовился крестьянский люд к Светлой Христовой Пасхе, чтобы предстать перед воскресшим Господом с чистой душой, белым телом да в прибранной горнице. А потому работы в Страстную было – непочатый край:

    «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!»,

    «Страшной Понедельник на двор идет — всю дорогу вербой метёт!»

    В этом году Страстная седмица началась со дня памяти преподобномученика Вадима, который на Руси слыл Вадимом Ключником. В эту пору крестьяне чистили родники, ключи и источники, «отмыкая подземной водице пути вешние».

    Великий вторник

    В ночь на Великий Вторник по старому обиходу хозяйки готовили «сочёное молоко». Главное – успеть было состряпать его до рассвета. Спозаранок крестьянки сметали по закромам конопляное и льняное семя, усердно мешали и толкли его в ступах, а потом заливали водою. На ранней зорьке шли в хлев поить этим пойлом-снадобьем свою домашнюю животину. Если скотина пьёт сочёное молоко и прихлёбывает, значит худа не будет ни с ней, ни с приплодом, а коли морду воротит, то прока от неё не жди – хворать будет да падать. Причём сочёное молоко хозяйки хранили от мужеского глаза:

    «Это бабье дело, а коли попадешься с ним на глаза мужику — никакого толку не будет от леченья!»

    На Великий Вторник пришёлся нынче день мученика Терентия и других мучеников, пострадавших за веру Христову. Поутру в эти самые терентьевские сутки крестьянский люд следил за утренней зорькой — если солнце взойдет красное да в туманной дымке — быть хлеборобному году, а

    «если выкатится из-за горы, что на ладони — придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной».

    Боголюбов “Заутрення в Кремле”

    Страшная среда

    В Страшную Среду крестьяне после Богослужения собирали по оврагам и тёмным местам последний снег, сдабривали его прошлогодней «четверговою» солью, и обмывали талою водицей свою скотину на дворе.

    В этом году Великая Среда попала на день священномученика Антипы Пергамского, которого почитали в народе Водогоном и Водополом. А всё потому, что в сию пору в средней России ждали вскрытия рек и большого половодья. Если запоздает водополье на Антипу — не жди доброго урожая:

    «Антип без воды — закрома без зерна!», «Антипы — водополы, подставляй полы: жита сыпать некуда будет!», «По Антиповой воде о хлебушке гадай!»  

    А дожди или заморозки в этот день сулили грибное лето.

    Великий Четверток

    В Великий Четверг первой заботой каждого доброго поселянина было причастие Святых Христовых Таин по завету Самого Спасителя и примеру Его святых апостолов, совершивших в этот день Тайную вечерю. С утра сего дня сёла и деревни на Руси пустели и замирали – честной народ со всех окружных волостей стекался в соборы и церкви, которые заполнялись до отказа. Принятие Святых Таин для каждого верного христианина становилось благодатным утешением в эти страшные дни…  

    После четвергового Всенощного бдения крестьяне несли в избы горящие свечи «от двенадцати Евангелий», которыми по обыкновению с молитвою выжигали кресты на дверях, косяках и потолках. Хранили такую «страстную свечу» перед образами в красном углу, и зажигали во время сугубых молитв при рождении детей, при напастях хвори и в лютую грозу. С этого дня уже не принято мести избы вплоть до Светлой Пасхи.

    Страстная неделя в славянской традиции
    Николай Пимоненко “Страстной четверг”

    Иные хозяйки в Великий Четверток успевали между Богослужениями затевать старинный обычай – пережигали соль в печи, которая потом почиталась, как особая «четверговая» – целебная. Хранили её весь год в божнице, за иконами. В этот святой день принято впервые остригать волосы годовалым детям, ибо считалось, что «до году — грех!». Красны девицы также ровняли кончики своих кос, чтоб длиннее росли да гуще.

    Наблюдательные старцы поговаривали, что если на Великий Четверток зябко, то и поздняя весна будет неласковой. А уж коли в сей день дождь зарядит, то май будет мокрым.

    «Какова погода в Страшной Четверг, таково и Вознесенье!»

    В нынешнем году в сей день свершается память преподобного Василия Парийского. Как гласит простонародная мудрость:

    «Антип воду льет на поймы, Василий земле пару поддает!»

    А потому звали святого Василия «Парильщиком»:

    «На Василья Парейского весна землю парит!»,

    «Запарил землю Василий — выверни оглобли, закинь сани на поветь!»,

    «На Василья и земля запарится, как старуха в бане!»

    Матёрые охотники примечали, что в этот день вылезает из своей зимней берлоги медведь.  

    Страстная неделя в славянской традиции
    “Четверговая соль”

    В тишине и с надеждой

    Великий Пяток

    День суда, казни и крестной смерти Спасителя, время, когда вся крещённая Русь замирала у подножия Святого Распятия. В миг Его последнего вздоха на Кресте – в третьем часу дня – совершается Вечерня, в течение которой весь честной люд христианский воспоминает снятие с креста тела Христова и Его погребение. Русский народ в благоговении падал пред Плащаницей с изображением Господа во гробе, и все мирские заботы в этот день уходили прочь…

    Великая суббота

    Этот день крестьянский мир проживал также в особой тишине, поминая, как душа Господня сошла во ад и возвестила грешникам победу над смертью.

    Владимир Маковский “Молебен на Пасху”

    Хозяйки успевают к сей поре приготовить пасхальные яства, которые освещаются в храме при большом стечении народа. Стряпухи во время готовки угощений ни пьют, ни едят вплоть до Воскресного дня. Считалось, что кулич будет худой, если хозяйка его готовит одна – без пригляда. И вся эта негромкая домашняя суета освящается ожиданием великой вселенской радости, которая совсем уже скоро наводнит Русь при первом долгожданном возгласе: «Христос воскресе!»    

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *