22 мая (9 мая по старому стилю) вся Русь праздновала память об одном из самых почитаемых народных святых – Святителя Николая Чудотворца. В этот день в далёком 1087 году состоялось перенесение его честных мощей из Мир Ликийских в город Бар, где они покоятся до сих пор. О Николе Вешнем, как называли этот светлый майский праздник наши предки, пойдёт речь в очередном рассказе рубрики «Народный календарь».
Никола Вешний
Коренные сибирские народы величали Святителя Николая «русским богом». Он слыл покровителем путешествующих, моряков, воинов, купцов, ремесленников и простых хлеборобов. Стар и млад на Руси горячо верил:
«Проси Николу – а уж он Спасу скажет»
В его честь наши предки освящали храмы, и неспроста на в русском северном Поморье ходила присказка:
«От Холмогор до Колы – тридцать три Николы».
Не сыщешь в русской земле такой церкви, где не сиял бы образ сего великого чудотворца.
«А кто, кто Николая любит,
А кто, кто Николаю служит, —
Тому святый Николае
На всякий час вспомогае.
В простонародье день 22 мая слыл Николой Вешним супротив Николы Зимнего, который отмечается 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Так что у русского народа целых два Николы: майский — с теплом, да декабрьский — с морозом.
«Никола Зимний лошадь на двор загонит, весенний — откормит!»
«Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный!»
«С Николы Зимнего крепись, хоть разорвись, с Николы Вешнего живи — не тужи!»
«Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой!»
Действительно, с этого дня на наших просторах крестьяне наблюдали скорый рост трав на лугах да выгонах, а потому на Николу Вешнего деревенские парни впервые погоняли лошадей на ночное пастбище:
«Егорий коров «запасает», Никола — коней!».
«Вешний Никола подножный корм лошадям несет!»
Ночные игрища
Испокон веков молодёжь с пастухами на посельщине хранила обычай справлять в этот день особый ночной праздник. Холостых парней и будущих невест снаряжали яствами и угощеньями – специально готовили пироги да гречу, и провожали их до лугов, выгонов или паровых полей, где пастухи-подростки разжигали костры и устраивали весёлые хороводы-игрища с посиделками, до самой белой зорьки не смыкая глаз. А чтобы лошади не разбежались, в ночную пастьбу их зачастую спутывали, то есть подвязывали им копыта.
Родители считали Николу Вешнего особым днём взросления мальчиков во взрослую жизнь, поэтому не боялись отпускать подростков на всю ночь. А вот за припозднившимися девушками следили строго и до полуночи розгами гнали домой.
«С Николы живи, не тужи!»
Этот день служил важной вехой в крестьянском календаре. Дожить до Николы Вешнего означало благополучно перезимовать, потому что именно с этой весенней поры твёрдо устанавливалось тепло, заканчивалась бескормица для домашнего скота, и обилие свежей травы на лугах сулило щедрые надои коровьего и козьего молока. А значит хлопот и забот, как и чем накормить семью и животину, у большаков становилось меньше. Не зря народ примечал:
«До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи!»
«Пришел бы Никола, а тепло будет!»
Не забывал крестьянин в этот день наблюдать за окружающим миром Божьим, который раскрывал ему свои весенние секреты. С этого дня на посельщине было принято сеять «земляные яблоки», как на Руси называли картошку, а также другие яровые культуры:
«С Николы Вешнего сади картофель!»
«Раннюю пшеницу сей на Арсентия, среднюю с Николина дня, позднюю — на Пахомия!»
Роса, туман и дождь в Николин день почитались нашими предками добрым знаком, который сулил богатый урожай:
«Велика милость Божья, коли на Вешнего Николу дождик пойдет!»
Микула-Свет-Селянинович
Разумеется, народная любовь к Святителю не могла не отразиться в многоликом русском фольклоре. Былинный герой-богатырь могучий Микула-Свет-Селянинович по воле древних слагателей-песнотворцев восприял на себя черты скорого на всякую помощь Чудотворца. Как и святой Николай, он утверждает на грешной земле правду Божию, примиряет враждующих, связует союзы вековечные.
Русский этнограф Пётр Мельников-Печерский в 1870-ых годах в одной из своих книг писал:
«В лесах на севере в тот день первый оратай русской земли вспоминался, любимый сын Матери Сырой Земли, богатырь, крестьянством излюбленный, Микула Селянинович, с его сошкой дорога чёрна дерева, с его гужиками шелковыми, с омежиком (Омежь – сошник, лемех – часть сохи. Присошек то же, что полица – железная лопаточка у сохи, служащая для отвалу земли.) серебряным, с присошками красна золота. Микулу больше всего смерд (крестьянин, земледелец) чествовал… Ему, поильцу, ему, милостивому кормильцу, и честнее и чаще справлял он праздники»…
Братчины-микульщины
Испокон веков шла традиция устраивать на Николу Вешнего «пиры-столованья» да «братчины-микульщины»:
«Где хлеба довольно в закромах уцелело, там к Микулину дню брагу варят, меда ставят, братчину-микульщину справляют, но таких мест немного. Вешнему Микуле за чарой вина больше празднуют».
Никакой праздник в крестьянской Руси не обходился без милостыни, а уж не подать в день Николы Милостивого – совсем большой грех. Делились с нищими и убогими на церковных папертях и приглашали в избы к столу странных каликов-перехожих:
«Хоть на вешнего, голодного, Николу не до разносолу, а все угостить надо странника Божьего, что, как птаха небесная, идёт-поёт!»
«Не накорми о Николин день голодного — сам наголодаешься!»
«С хлеба на квас да на воду о вешнем Николе перебиваются, на зимнего заниколят — три дня опохмеляются!».
По всей необъятной Руси убогий люд Божий собирал в странствиях себе медные гроши для пропитания, разносил в своих древних напевах славу о Миколе «святителе, морям проходителе, землям исповеднике».
«А знают Миколу
Неверных орды.
А ставят Миколы
Свечи воску яры,
Кануны медвяны.
А ему, свету, слава,
Слава-держава,
Во всю его землю,
Во всю подселенну»…
Так и жил русский пахарь во все времена – пахал и пировал вместе со святым Николой Святителем и Чудотворцем.