После крещения Руси Православная Церковь, проповедующая Бога мира, была вынуждена определять своё отношение к войне, к необходимости обнажать меч для защиты мирных людей. В первые века Древнерусского государства учение об охранении христиан и духовном укреплении защитников Отечества было выработано.
Святитель Илларион в «Слове о Законе и Благодати» писал, что в мудрости преуспевая «Сей славный князь наш Владимир и возрос, и укрепился, оставив младенчество, и паче возмужал, совершаясь в крепости и силе…»
В житии князя Владимира отмечалось, что душа его настолько преобразилась, что он перестал казнить разбойников, не считая себя вправе лишать жизни кого бы то ни было. И разбой при безнаказанности стал распространяться. Так что старейшинам пришлось напомнить ему о княжеском долге судить преступников и награждать достойных. Должна быть милость, но должен быть и суд.
С первых же лет на Руси Православной вошёл в обычай возведения храмов Божиих, посвящённых воинской доблести. Храм святой Софии был воздвигнут на том месте, где князь Ярослав остановил и разбил печенежское войско, осаждавшее Киев. Эта победа прекратила разорительные набеги степных кочевников.
Однако, в скором времени волны других степняков грозили стереть с лица земли русские города и веси. Много раз русские князья с дружиной преграждали путь смертоносным половецким набегам. В 1111 году для окончательно устранения половецкой угрозы был предпринят поход объединённого русского войска во главе с великим князем Владимиром Всеволодовичем. По повелению Мономаха перед войском шли певчие и духовенство и пели тропари Честному Кресту и канон Пресвятой Богородице. Это были первые военные священники Русской армии.
По преданию огненный столп («огненный ангел») сопровождал в этом походе наши войска.
В Донских степях на реке Сальнице русская рать встретились с главными силами кочевников. Князья, положив упование на Бога, возгласили: «Здесь нам смерть, станем же крепко». В кровавой сече пало множество врагов, и русские одержали победу.
Но через три дня половцы собрали новые полки и окружили русское войско. Летописец описал эту битву: «И послал Господь Бог ангела на помощь русским князьям. И двинулись половецкие полки и полки русские. И битва жестокая завязалась между ними, и падали люди с обеих сторон. И стали наступать Владимир с полками и Давыд, и половцы обратились в бегство…. Перебито было иноплеменников великое множество. И спас Бог людей своих. … Святополк же и Владимир и Давыд прославили Бога, даровавшего им такую победу над погаными (так называли тогда язычников – прим. автора), и взяли полона много, и скота, и коней, и овец, и пленников».
Руси угрожали не только кочевники, но и соседние племена. Волжские Булгары также нещадно опустошали русские земли, разоряя сёла и уводя в полон жителей. Великий князь Андрей Боголюбский предпринял поход на Булгар. Пред его полками пресвитеры в ризах несли Животворящий Крест и чудотворную Владимирскую икону Богоматери. Никогда не ходил в поход благочестивый князь без этой святыни. Перед походом воины приобщились святых Божественных Тайн.
1 августа 1164 года произошла решающая битва. Несколько атак выдержала русская рать. В самый разгар боя князь Андрей атаковал с конницей тылы противника. Булгары, не ожидавшие удара, побежали. Победа была полной. Булгары признали зависимость от Владимирского князя и обещали больше не тревожить русские пределы.
В тот же день Византийский император Мануил, с которым князь Андрей находился в дружеских и родственных связях, выступил на брань против сарацин. Животворящий крест и стяг с изображением Спасителя осеняли войска, как и у князя Боголюбского. Враг был разбит. В переписке выяснилось совпадение.
И тогда по благословению Цареградского Патриарха Луки, было учреждено празднование Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня и Всемилостивого Спаса — общее празднество Греческой и Русской Церквей.
В годы нашествие Батыя
В чёрный год Батыева нашествия многие русские земли были разорены, погибло множество безвинных людей. Семья великого князя Георгия Всеволодовича ожидала своей участи в стольном граде Владимире под защитой воеводы и присмотром епископа Митрофана. Во время штурма, оставшиеся в живых владимирцы затворились в Успенском соборе. Они поднялись на хоры храма, но монголы зажгли собор. Епископ Митрофан благословил всех на смерть неизбежную: «Господи, простри невидимую руку Свою и приими в мире души рабов Твоих». Все погибли в огне «з детми, и со снохами и со внучаты». Накануне они приняли иноческий облик и причастились Святых Христовых Тайн. Позже княгиня Агафья и погибшие вместе с нею были причислены к лику святых (Владимирские мученики). Епископ Митрофан в древних святцах упоминался вместе со святыми.
Перед знаменитой Невской битвойкнязь Александр Ярославич молился Спасителю в соборе Святой Софии Новгородской. Святитель Спиридон благословил князя: «Да не убоитесь врага многочисленного и одолеете его мышцею своею…» и осенил князя образами Александра Воина и Георгия Победоносца. Вместе с благословением святитель Спиридон даровал Александру серебряную ладанку с власами князя Владимира.
Выйдя из собора, Князь Александр обратился к новгородцам:
«Братия, нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде!»
Святитель Спиридон благословил княжескую дружину на брань. Князь Александр разгромил непрошенных гостей на берегах Невы. Надменные шведы бежали из русских пределов, надолго забыв дорогу на Русь. Великий князь Александр с тех пор стал называться Невским.
Куликовская битва. Военное и духовное значение
В переломный год русской истории, когда огромное войско монголо-татар двинулось на Русь, великий князь Димитрий Иванович обратился ко всем союзным ему князьям для сбора ратников, и направился к Радонежскому игумену Сергию за духовным подкреплением. Преподобный Сергий, духовник Великого князя, осознавал всю опасность предстоящего столкновения, но при этом понимал что «страх татарский» может окончательно погубить душу народа. Борьба за независимость теперь имела и религиозное значение. Орда, в отличие от батыевых времён, стала мусульманской. Уже не было прежней веротерпимости монголов.
В те времена ордынских воинов считали непобедимыми. Говорили, что одолеть их в открытом бою невозможно, ибо они будто бы владели некоей мистической силою. Чтобы превозмочь их, нужна была не только сила физическая, но и великая Сила Духа. Для воодушевления русского воинства князь Московский и приехал в Троицкую обитель к преподобному Сергию. Отслужив Божественную Литургию, старец окропил его святою водою со всем христианскими воинством. Благословив Великого князя крестом на бой за Веру, Землю Русскую и Православный народ, он сказал ему: «Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником». А тайно предсказал ему: «Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству… Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь».
И сказал ему князь Димитрий: «Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, ты с нами вместе поборешься». Преподобный Сергий благословил монахов-воинов и дал им «вместо тленного оружие нетленное: Крест Христов нашит на схимах. И повелел им вместо шеломов возложить на себя», и отдал их в помощь великому князю, промолвив: «Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники». Напоследок сказал им преподобный Сергий: «Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!»
Через несколько дней объединённое русское войско подошло к Дону при впадении реки Непрядвы. Сюда принёс посланник от игумена Радонежского Сергия письмо со святой просфорой. «Иди князь вперёд смело. – Наставлял преподобный. – С тобой Господь и Пресвятая Богородица».
Александр Пересвети Андрей Ослябяво время Донского похода, несомненно, исполняли служение ратных священников.
В день Рождества пресвятой Богородицы 1380 года на поле Куликовом сошлись православные полки с полчищами Мамая.
Тогда выехал великан Челубей (Темир-мурза) из строя татарского, показывая своё мужество на виду у всех. Был он не простым воином, а воспитанным по древнему буддийскому воинскому учению. Множество боёв провел он, и во всех повергал своего соперника наземь. «Злодей грозно потрясал оружием пред русскими рядами, и был он всем страшен зело, и никтоже смеяше противу его изыти». Тогда инок Пересвет говорит Великому князю: «Ничтоже о сем смущатеся: велий Бог наш и велия крепость его. Аз хощу Божиею помощию, и Пречистыя его Матере, и всех святых Его, и преподобнаго игумена Сергия молитвами с ним перевидетися». Пересвет «велию силу и крепость имея, величеством и широтою всех превзыде, и смыслен зело к воинственному делу и наряду» выступил на бой с великаном Челубеем.
«И поиде инок Пересвет противу татарскаго богатыря, и ударишася крепко, толико громко и сильно, яко земле потрястися, и спадоша оба на землю мертви, и ту конец прияша оба; сице же и кони их в том часе мертви быша».
По другим же сведениям Пересвет, получив смертельную рану, продолжал оставаться на коне. Он доехал до русского строя и тогда умер в седле победителя.
В первых рядах русских ратников сражался и Андрей Ослябя.
Одолели русские воины непобедимое войско татарское. Бежал Мамай с поля ратного. Воины его отступили и были перебиты во множестве.
Русь превозмогла могущественных варваров и поверила в свои силы. «Возвысил Бог род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство». Имена воинов земли Русской «Небесный Воеводо в лепоту облекл еси».
Восемь дней стоял князь Димитрий «на костях». У Прощёного колодца отпели и похоронили с почестями погибших русских воинов.
Великий князь Димитрий, называемый с тех пор Донским, сразу же по возвращении направился в Троицкую обитель. Преподобный Сергий встретил его с крестами близ монастыря: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!» И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы не он, то пришлось бы многим христианам от того пить горькую чашу!»
Тогда же отслужили Великую панихиду по всем сложившим головы «за други своя». И с тех пор поминальная Димитриевская суббота служится в Церкви из года в год «покуда стоит Россия».
В Москве в память о погибших были заложены Спасо-Андронников монастырь и храм Всех святых на Кулишках. Герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя были похоронены в Старом Симоновом монастыре.
В первые столетия Православной Руси был сотворён Духовный закон Русской Церкви по отношению к воинам: благословение на брань с врагом за Веру и Отечество, категорическое воспрещение междоусобицы, забота об инвалидах, раненых и семьях погибших, напутствие умирающих, поминовение воинов, устроение Православных святынь в память ратных подвигов Русского воинства.
В XVII веке при Царе Алексее Михайловиче в Русской армии началось формирование корпуса военных священников.
Об этом в нашем следующем материале.